Второй урок цикла по теме «Витражи»: Тама урока: «Витражи в готических соборах». 4 класс
Второй урок цикла по теме «Витражи»: Тама урока: «Витражи в готических соборах». 4 класс
Раздел программы Б. М. Неменского: «Каждый народ художник».
Тема по программе Б. М. Неменского: «Европейские города средневековья».
Цели:
Познакомить учащихся:
– С искусством средневековой Европы.
– С понятием стиль в искусстве.
– С готическим стилем средневековой архитектуры.
– С декоративными и композиционными особенностями готических витражей.
Задачи:
Образовательные:
– Знакомство с историческими рамками эпохи средневековья.
– Знакомство с декоративными архитектурными элементами готического стиля.
– Знакомство с искусством витража и витражными техниками средневековой Европы.
– Изучение материалов и техники выполнения витража на пластике.
– Самостоятельное выполнение композиции в готическом стиле в размер тетрадной обложки.
– Знакомство с новыми витражными материалами и техникой.
Развивающие:
– Развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;
– Развитие композиционных навыков и воображения.
– Воспитание художественно-эстетического вкуса.
– Приобретение практических навыков и творческого отношения к работе.
Воспитательные:
– Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
– Пробудить интерес к декоративно прикладному искусству и в частности к витражному искусству.
– Формирование художественной грамотности учащихся при построении орнамента с использованием элементов готического стиля.
– Формирование навыков правильной организации рабочего места и аккуратности.
Объект деятельности: Обложка для тетради по истории (варианты орнаментов с использованием элементов готики).
Оборудование для учителя:
– Презентация «Искусство средневекового витража»
– Мультимедийный проектор, компьютер.
– Образцы витражей.
Оборудование для учащихся:
– Пластиковая обложка для тетради, бумага, карандаш, резинка, краски витражные, витражный контур.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день друзья, я рада вас видеть!
2. Тема нашего урока «Европейские города средневековья, витражи в готических соборах. Декорирование обложки витражной росписью. »
– «Что такое средневековье?» (варианты ответов учащихся).
Средневековье – название исторической эпохи 12-15век. Это понятие включает исторические процессы происходившие в Европе в этот период: крестовые походы, инквизиция, охота на ведьм, строительство соборов в новом архитектурном стиле – готика.
Архитектурный стиль – сходство в приемах строительства и декорирования сооружений (используемые строительные материалы, конструкции, формы здания, его пропорции, декоративные украшения). Архитектурный стиль соответствует культуре того или иного исторического периода. Так периоду средневековья в Европе (12-15в. ) соответствует стиль готики.
Мы уже знаем, что расцвет искусства витража пришелся на период средневековья эпоху рыцарей и готических соборов.
– Почему так произошло?
Новые архитектурные приемы позволили перенести всю тяжесть сводов на внешние стены. Конструкция зданий позволила делать большие окна. Разноцветные стекла витражей создавали особую мистическую атмосферу в храме так характерную для средневековой эпохи.
3. Давайте посмотрим презентацию:
– Введение (слайд 1)
– Беседа (слайд 2)
Мы помним, что витраж – это произведение декоративно-изобразительного искусства орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма. . .
В начале Средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах встречаются витражи и с реалистическими сюжетами – каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей. Лучшими в мире считаются французские витражи. Сама форма храма устремленная в высь к небу сформировала характерные стрельчатые проемы окон. Круглый витраж на центральной стене собора получил название готической розы.
Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты – исторические, любовные.
Примерно к 1100 году относится трактат германского монаха Теофила, в котором монах подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, используя в роли тиглей керамические горшки. В процессе варки окрашивая стеклянную массу в определенный цвет. Для этого окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий цветовой спектр оттенков. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных. Такая технология была очень долгой и трудоемкой, но позволила создать настоящие шедевры.
Современные материалы значительно облегчили и упростили творческий процесс. Доступность современных витражных материалов и техник позволит нам использовать их на уроках изобразительного искусства в школе.
Для первого этапа работы мы используем витражный контур. Контур выпускают в тюбиках, он легко выдавливается и наносится по линиям каркаса согласно эскизу.
Современные краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Краски имеют жидкую консистенцию, для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для большей прозрачности можно применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и краска. Краски устойчивы к выцветанию, работы выполненные ими довольно долговечны. Что очень важно, краски водорасстворимые, нетоксичные и разрешены для использования в детском творчестве.
5. Практическая работа.
Задачи:
– Изучение техники выполнения эскиза витража в заданный размер
– Самостоятельное выполнение декоративной композиции в готическом стиле.
– Декорирование обложки в технике витражной росписи.
Этапы работы:
– Прорисовка эскиза витража с учетом стиля и размера обложки. (карандаш)
– Раскладка композиции по цветам с учетом логики цветопередачи.
– Выполнение контура витража согласно эскизу.
– Заливка витражной краской деталей одного цвета (движемся от центра к краям).
6. Анализ работ (выставка). Оценка за каждую работу может быть выставлена коллективно с классом или учителем в конце урока.
7. Итог урока.
Ю. Ф. Столяренко, ГБОУ СОШ№315, г. Пушкин, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение