Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Символы в жизни и искусстве. Урок МХК, 8 класс

Символы в жизни и искусстве. Урок МХК, 8 класс

1. Вступление.

Центральные символы – образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.

Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

СОЛНЦЕ дает свет и тепло, является символом жизни.

ДЕРЕВО растет, а теряя листву обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает

и воскресает (поэтому в соответствии с древними религиозными верованиями

дерево – символ Вселенной. )

ДОРОГА – образ-символ, который имеет особое значение для русского человека.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ – своеобразная дорога, которую должен пройти

каждый.

Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми

возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

2. Образ дороги в искусстве. Остановимся на нем подробно.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре.

Вопрос: что означает слово фольклор? народная мудрость.

Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Приведите примеры?

«Как Иванушка дурачок за чудом ходил», «Колобок», «Гуси лебеди» и др.

Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических

произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать такие имена:

композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, Г. Свиридов;

художники: Иван Билибин (книжный иллюстратор,театр. оформитель),

Виктор Мих. Васнецов (мастер исторической и фольклорной живописи),

Исаак Ильич Левитан ( мастер «пейзажа настроения),

Николай Констант. Рерих (сценограф, философ-мистик, писатель и поэт,

путешественник, археолог, обществ. Деятель),

Алексей Кондрат. Саврасов (худ. -пейзажист) ,

Иван Ив. Шишкин (худ. -пейзажист, живописец, рисовальщик, гравер-аквафортист).

поэты и писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

ОБРАЗ РУСИ, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично – безмятежен, как может показаться на первый взгляд. . .

3. ПРИМЕРЫ .

А. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.

«Уж ты поле мое» Исполняет Дмитрий Хворостовский.

Русская народная песня

Уж ты, поле мое, поле чистое,

Ты раздолье мое, ты широкое.

Ничего ты, поле, не спородило,

Спородило поле част ракитов куст.

Как во этом кусту тело белое,

Тело белое, молодецкое.

Во главах у него сабля вострая,

В ретивом у него пуля быстрая,

Во ногах у него конь вороной его.

"Уж ты, конь, ты мой конь, ты, товарищ мой,

Ты беги, беги по дорожке вдоль,

По дорожке вдоль, к отцу, к матери.

К отцу, к матери, к молодой жене.

Ты скажи жене, что женился я,

Что женила меня пуля быстрая,

Обвенчала меня сабля вострая".

Вопросы:

1. Какие чувства вызывает в душе человека путь, дорога? – Переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку.

2. Какое отличие от современных песен? -Песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой.

3. Как вы думаете, с чем переплетаются интонации такого рода песен? – Интонации таких песен переплетаются с поэзией народной речи. Создается красочный и выразительный, зримый образ, который захватывает человека целиком!

В. Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие , бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с мотивами протеста, ассоциировался со свободой и волей.

В. Самсонов и хор «Молодые голоса России» – «Степь да степь кругом»

Степь да степь кругом, путь далек лежит. В той степи глухой умирал ямщик.

И, набравшись сил, чуя смертный час, он товарищу отдавал наказ:

Ты жене скажи, что в степи замерз, а любовь ее я с собой унес. ( в оригинале 8 куплетов)

«Ямщик, не гони лошадей» РУССКИЙ РОМАНС, СОЗДАННЫЙ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА.

Слушаем в исполнении Олега Погудина.

Как грустно, туманно кругом,

Тосклив, безотраден мой путь,

А прошлое кажется сном,

Томит наболевшую грудь!

Как жажду средь мрачных равнин,

Измену забыть и любовь,

Но память, мой злой властелин,

Всё будит минувшее вновь!

Всё было лишь ложь и обман _______________

Прощай, и мечты и покой!

А боль не закрывшихся ран

Останется вечно со мной.

Припев:

Ямщик, не гони лошадей!

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

Ямщик, не гони лошадей!

1914

– -------

Слова: Н. фон Риттер, 1905 г.

Музыка: Я. Фельдман, 1914 г.

Хор Сретенского монастыря «Ах ты степь широкая»

Русская народная песня

Ах ты, степь широкая,

Степь раздольная,

Ах ты,Волга-матушка,

Волга вольная.

Он, да не степной орел

Подымается,

Ой, да то речной бурлак

Разгуляется.

Ой, да не летай, орел,

Низко ко земле,

Ой, да не гуляй, бурлак,

Близко к берегу!

Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества:

и городского населения, и интеллигенции, студенческой молодежи.

4. Изобразительное искусство.

Исконно русская тема бесконечной и безрадостной дороги – не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символ страдания и слез – отражена в картине Исаака Левитана (худ. , мастер «пейзажа настроения»)

«ВЛАДИМИРКА»

Это печально известный Владимирский тракт, по которому гнали ссыльных каторжан в Сибирь. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15-25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. В 1919 году часть Владимирского тракта от московской Рогожской заставы переименована в Шоссе Энтузиастов. Под «энтузиастами» инициатор переименования А. В. Луначарский подразумевал революционеров и политических заключённых, которые следовали в ссылку этим трактом.

Постарайтесь сами охарактеризовать картину.

Вопросы:

 Как изображена дорога? – она неумолимо тянется за горизонт, ей нет конца. . .

 Опишите небо ? – свинцовые тучи, повисшие над дорогой, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды.

 Что можно сказать про ландшафт? – Он равнинный, монотонный, дышащий безысходностью и тоской.

 Что просматривается на перепутье дорог? – Чья-то сиротливая могила и молящийся одинокий странник.

Алексей Саврасов «РАСПУТИЦА» 1894г. – репродукция из его поздних полотен, навевает печаль и раздумье. Ранняя весна, деревенька вдали. Широкая проселочная дорога покрыта вязким слоем слякоти. Она уходит вдаль, и лишь ответвляется маленькая тропинка, ведущая к покосившемуся деревенскому домику. Смотря на полотно, невольно возникает мысль: « А вдруг эта дорога ведет не к очередной деревеньке, разбросанной по бескрайнему бездорожью Руси, а куда дальше, где мы окажемся все когда-нибудь. . . »

Пейзаж «ЗИМНЯЯ ДОРОГА» 1870 -е г. – изображает не зиму, а пространство, и не дорогу – . . . даль. Много-много снега, грязь задубела, тоненькие березки, ободранные зимними колючими ветрами, опаленные палящими лучами знойного солнца прошедшего лета. Колорит сведен практически до белого и темного. И только небо и природа передается двумя оттенками коричневого, лиловым и желтым немного.

Интересно, что в картине вовсе нет теней! Погода пасмурная, и создается впечатление, что эта пасмурность зависла над землей надолго. Картина откликается на поэзию того времени, описывающую и Русь и ее дороги. . .

5. Классическая музыка.

В классической музыке тоже есть произведения, передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды. . .

А. М. И. Глинка «Попутная песня»;

Б. П. И. Чайковский « На тройке» Ноябрь из фортепианного цикла «Времена года».

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши. "

Н. А. Некрасов

Слушаем в исполнении симфонического оркестра «Времена года».

Поводом к написанию цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н. М. Бернарда, полученный Чайковским в письме (не сохранилось), очевидно, в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: "Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю". Следовательно названия пьес, то есть сюжетов – картинок были предложены композитору издателем. При издании "Времен года" в "Нувеллисте" пьесы получили поэтические эпиграфы.

"На тройке". Ноябрь. Тройка – так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Появление этой пьесы в цикле Чайковского воспринимается как реальная надежда на жизнь.

Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей – вот символы продолжающейся жизни. Ноябрь в России – это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. "Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами", – писал Чайковский.

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий.

Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия – песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

В. Г. Свиридов «Тройка» из Муз. иллюстраций к повести Пушкина Метель. Слушаем в исполнении Духового оркестра им. Балакирева Милий Алексеевич – русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».

Впервые к стихам А. С. Пушкина Георгий Свиридов обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов, в которых раскрылось самобытное мастерство девятнадцатилетнего автора. Тогда же произошло открытие главной темы творчества Свиридова – темы поэта, его высокого предназначения и судьбы, неразрывно связанной с темой Родины и народа. Каждый шаг на пути ее постижения был и открытием поэтических миров и новых граней творчества композитора. Открытием оркестровых иллюстраций к повести Пушкина "Метель" послужила музыка Георгия Свиридова в фильму того же названия. Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни. Эта музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.

1. Тройка

2. Вальс

3. Весна и осень

4. Романс

5. Пастораль

6. Военный марш

7. Венчание

8. Отзвуки вальса

9. Зимняя дорога

Г. Есть произведения, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе. Например Прелюдия (ф-ное проив. ,может быть вступлением к другому произв. ) До-диез минор С. В. Рахманинова. Перед прослушиванием прочту следующие строки:

Вся жизнь – прелюдия. . . К чему?

Нам этой тайны не разгадать. Но знаю: не случайно

Проходим, содрогаясь, мы сквозь муки

И жаждем торжества приблизить час,

Когда гармонии вселенской звуки

Волной могучею обрушатся на нас. . .

Слушаем в исполнении Дениса Мацуева.

Впоследствии он скажет, что, покинув Россию, он потерял самого себя. Жизнь Рахманинова, ставшего духовным лидером русской эмиграции, состояла из бесконечных выступлений, значительная часть гонораров от которых шла на поддержку соотечественников. В годы второй мировой войны большая сумма была принесена в фонд помощи Красной Армии.

Д. Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» можно услышать в хоровом исполнении. Композитор Бойко Ростислав Григорьевич (1931-2002). Слушаем. (можно показать как выглядит нотная запись хорового произведения)

ЗИМНЯЯ ДОРОГА.

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,

На печальные поляны Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое, То сердечная тоска. . . . . .

Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег. . . . На встречу мне

Только версты полосаты Попадаются одне. . .

6. В 20 веке тема дороги была подхвачена композиторами песенниками.

А. Символом этого направления стала песня «Эх, дороги», написанная в 1945-6г. Комп. Ан. Новиковым на сл. Л. Ошанина для новой программы. Авторы задумались: все, что можно было написать о войне, вроде бы уже написано. . . Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт, о фронтовых дорогах?

Вспоминает поэт Ошанин: «Все строчки песни оказались совсем короткими. Было очень трудно положить на них естественные и емкие слова и заставить эти слова рассказывать!»

Первое исполнение было встречено с восторгом, но но авторы были недовольны. Песню основательно перерабатывали. И хоть строка в ней действительно коротка и слов в ней мало ( по утверждению авторов), но зато каждое слово весит много, очень много: дороги, пыль, холода. . . Все это объемно и включает в себя множество понятий и ассоциаций. . .

Слушаем песню в исполнении ансамбля песни и пляски им. Александрова.

Вопрос: -Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

Ответ: В ней глубоко отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, о потерях и лишениях на том трудном, суровом пути, который прошел человек по дорогам войны. Недаром, по свидетельству современников, эта песня-воспоминание стала любимой песней маршала Георгия Константиновича Жукова. Песня «Эх, дороги» подвела итог страшным и победным годам войны, стала художественным символом эпохи.

Б. Еще одна замечательная песня, созданная в 1947г. Комп. Мокроусовым, сл. Лабковского. Песня была написана как своего рода дополнение к знаменитому киногерою Минутке, из картины «Великий перелом». Несмотря на то, что роль Минутки была эпизодической, его героический подвиг – соединение проводов для восстановления телефонной связи с командным полком – запомнили все. Оптимистичного, смешного Минутку играл Марк Бернес, он же великолепно спел «Песенку фронтового шофера». Слушаем.

Через горы, реки и долины,

Сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины, Объезжая мины,

По путям-дорогам фронтовым.

Припев:

Эх, дорожка фронтовая! Не страшна нам бомбежка любая,

Помирать нам рановато – есть у нас еще дома дела.

Путь для нас к Берлину, между прочим, был, друзья, не легок и не скор.

Шли мы дни и ночи, было трудно очень,

Но баранку не бросал шофер.

Припев.

Может быть, отдельным штатским людям эта песня малость невдомек,

Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем,

Фронтовых изъезженных дорог. Эту песню можно выучить к празднику Великой Победы.

Василий Кириллов написал стихотворение «ВОЕННЫЕ ДОРОГИ».

О чем-то шепчет патефон Средь придорожных серых трав,

И непонятно: то ли сон

Сжимает мысли, то ли явь.

Дорог военных колеи

В полях, разорванных войной. . .

Не разберешь: кому – свои,

Кому – ландшафт земли чужой.

Не перемерить их длину,

Своя здесь всякому верста:

Одним – с лихвой на всю войну,

Другим – до первого моста.

Ковыль в степи – белесый плат,

И канонада, как гроза,

В лице – застывший вечный взгляд,

В ресницах – чистая слеза.

А на могилах у дорог -

Военных летописи дат.

Конец пути. А дальше – Бог.

Иному – в рай, иному – в ад.

Земля дорожная в горсти,

А в письмах, вместо "не скучай",

Такое позднее "прости",

Такое раннее "прощай".

7. Во второй половине 20 века образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и т. д. Такие песни нашли свое отражение и получили широкое распространение в авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров под гитару.

А. Слушаем и смотрим «Ночная дорога» – В. Берковский, С. Никитин, Ю. Визбор. YouTube

1. Нет прекрасней и мудрее средства от тревог,

Чем ночная песня шин.

Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог

Штопаем ранения души.

Припев:

Не верь разлукам, старина, их круг лишь сон, ей-богу.

Придут другие времена, мой друг, ты верь в дорогу.

Нет дороге окончанья, есть зато ее итог,

Дороги трудны, но хуже без дорог.

2. Будто чья-то сигарета, стоп-сигнал в ночах –

Кто-то тоже держит путь.

Незнакомец, незнакомка, здравствуй и прощай,

Можно только фарами мигнуть.

3. То повиснет над мотором ранняя звезда,

То на стекла брызнет дождь.

За спиною остаются два твоих следа,

Значит, не напрасно ты живешь.

4. В два конца идет дорога, но себе не лги:

Нам в обратный путь нельзя.

Слава богу, мой дружище, есть у нас враги,

Значит есть, наверно, и друзья.

Б. Владимир Высоцкий «Вершина» из к/ф « Вертикаль».

В. А. Пахмутова «Геологи».

8. В заключении хочется прочесть несколько строк из стихотворения

Валерия Егорова «Журавлик»

Не выдернуть из прошлого страницу, на будущем не стоит ставить крест,

Ты отпусти из пальчиков синицу, журавлик где-то кружится окрест. . .

Мы сами себе звезды выбираем, за светом их по тропочкам бредем.

Себя в пути теряем и ломаем, но все равно идем, идем, идем. . .

О. А. Кириллова, ГБОУ СОШ №633 ВАО г. Москвы

Метки: Искусствоведение