Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Вопросы олимпиады по музыке для учащихся 9 классов

Вопросы олимпиады по музыке для учащихся 9 классов

Пушкин и русская музыка

Пушкинская поэзия, сыгравшая столь исключительную роль в истории русской литературы, оказала огромное воздействие и на русскую музыку. Замечательные повести и драмы, сказки и поэмы, стихотворения Пушкина служили и по сей день служат неиссякаемым источником вдохновения. В них музыканты находят глубину мысли и редкую гармоничность чувств, подлинную человечность и красоту. Пушкинские произведения наделены еще одним свойством – музыкальностью. Кажется, они «просятся» на музыку. Показательно, что к пушкинским сюжетам обращались композиторы самых разных творческих индивидуальностей. Каждый из них находил здесь свою тему, свой круг проблем, свою «эмоциональную атмосферу». Ни один из рус-ских писателей не был так широко и многогранно «разработан» в музыкальном творчестве, как Пушкин.

Ниже даны названия произведений великого поэта. Кто из русских музыкантов использовал их в своем творчестве? Когда?

1. «Руслан и Людмила»

2. «Русалка»

3. »Пиковая дама»

4. «Золотой петушок»

5. «Борис Годунов»

6. «Моцарт и Сальери»

Что вы знаете об этих элементах оперы

Опера, как и всякий другой вид искусства, основывается на своих специфических, только ей присущих музыкальных формах. Они складывались постепенно в процессе развития жанра; некоторые из них утвердились на самых ранних этапах существования оперы, другие возникли позже.

Что это за формы? Какие черты их определяют? Вот некоторые из них:

1. Увертюра 6. Хор

2. Ария 7. Лейтмотив

3. Речитатив 8. Песня

4. Ариозо 9. Ансамбль

5. Ариетта 10. Симфонический антракт

Музыка и её музы

Попытайтесь вспомнить, с судьбой каких композиторов связаны имена этих женщин:

1. Мари д'Агу 6. Матильда Везендонк

2. Мария Алоиза Келлер 7. Екатерина Сергеевна Протопопова

3. Клара Вик 8. Изабелла Анджела Кольбран

4. Жорж Санд 9. Гарриэт Смитеон

5. Козима Лист 10. Валентина Семеновна Бергман

Сперва горечь поражения _______________

ОПЕРЫ КАЖДОГО ИЗ НАЗВАННЫХ НИЖЕ КОМПОЗИТОРОВ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЯ ПРИ ПЕРВОМ СВОЁМ ИСПОЛНЕНИИ. ОДНАКО ВПОСЛЕДСТВИИ ОНИ ЗАВОЕВАЛИ ГРОМКУЮ СЛАВУ.

КАКАЯ ИЗ ОПЕР ЭТИХ КОМПОЗИТОРОВ НЕ СРАЗУ ПОЛУЧИЛА ПРИЗНАНИЕ?

1. БИЗЕ 6. РОССИНИ

2. ГЛИНКА 7. МУСОРГСКИЙ

3. ДАРГОМЫЖСКИЙ

4. ВАГНЕР

5. ВЕРДИ

Чья это жизнь?

ПЕРЕД НАМИ КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА И БИО¬ГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ КОМПОЗИТОРОВ. ПРОВЕРЬТЕ, СКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВАМ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ, ЧТОБЫ ДОГАДАТЬСЯ, О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ?

1. КОМПОЗИТОР, РОДИВШИЙСЯ В 1714 ГОДУ И УМЕРШИЙ В 1787-М, УВЕКО¬ВЕЧЕН В ИСТОРИИ КАК ТВОРЕЦ ОПЕРНОЙ РЕФОРМЫ, СОВЕРШЕННОЙ ВО ИМЯ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ, УГЛУБЛЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ СЛОВОМ И МУЗЫКОЙ. СУДЬБА СТОЛКНУЛА ЕГО В ВЕНЕ С ЛИБРЕТТИСТОМ РАНЬЕРИ КАЛЬЦАБИДЖИ, КОТОРЫЙ СТРЕМИЛСЯ ОБНОВИТЬ ОПЕРУ, ОТДАВАЯ ПЕРВЕНСТВО СЛОВУ И ДРАМАТИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ. ЕГО ИДЕИ НАШЛИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКА И СОЮЗНИКА В ЛИЦЕ КОМПОЗИТОРА.

2. И НЕМЕЦКИЕ, И АНГЛИЙСКИЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ ЭТОГО МУЗЫКАНТА СВОИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОМПОЗИТОРОМ; НЕМЦЫ – ПОТОМУ, ЧТО ОН РОДИЛСЯ В ГАЛЛЕ И ПРОВЕЛ МОЛОДОСТЬ В ГАМБУРГЕ, АНГЛИЧАНЕ ЖЕ НА ТОМ ОСНОВА¬НИИ, ЧТО ОН ПРОЖИЛ В ЛОНДОНЕ ПОЧТИ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ, ПРИНЯВ В 1726 ГОДУ АНГЛИЙСКОЕ ПОДДАНСТВО. В АНГЛИИ ОН ЗАНИМАЛ ПОСТ РУКОВОДИТЕЛЯ ОПЕР¬НОГО ОБЩЕСТВА В 1720-1740 ГОДАХ, ТАМ ЖЕ СОЗДАЛ ОН СВОП ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СРЕДИ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ ЗАМЕЧА¬ТЕЛЬНЫЕ ОРАТОРИИ.

3. ЕГО НЕДОЛГАЯ, НИЧЕМ НЕ ОМРАЧЕННАЯ ЖИЗНЬ, МОЖНО СКАЗАТЬ, БЫЛА УСТЛАНА РОЗАМИ. УСПЕХАМ, КОТОРЫЕ ОН ЗАВОЕВАЛ ПРИ ЖИЗНИ, МОГ БЫ ПО¬ЗАВИДОВАТЬ НЕ ОДИН ВЕЛИКИЙ АРТИСТ. ДЕНЬ ЕГО СМЕРТИ ПОЧТИЛИ ДАЖЕ КУПЦЫ, ЗАКРЫВШИЕ В ЗНАК ТРАУРА СВОИ МАГАЗИНЫ. НО ДВА ИЛИ ТРИ ДЕСЯ¬ТИЛЕТИЯ СПУСТЯ ИМЯ ЕГО ПРОИЗНОСИЛОСЬ С ОТТЕНКОМ СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ ИРОНИИ. КОМПОЗИТОРА, КОТОРОГО СОВРЕМЕННИКИ СЧИТАЛИ «МОЦАРТОМ XIX СТОЛЕТИЯ», ДЕБЮССИ ПОЗДНЕЕ НАЗВАЛ «ИЗЯЩНЫМ И ЛЕГКОВЕСНЫМ». И ВСЕ ЖЕ ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ВОССТАНОВИЛА ЕГО СЛАВНОЕ ИМЯ И ОТВЕЛА ЕМУ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА, СОЗДА¬ТЕЛЯ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММНОЙ УВЕРТЮРЫ, ПЯТИ СИМФОНИЙ, ЗНАМЕНИ¬ТОГО СКРИПИЧНОГО И ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТОВ, А ТАКЖЕ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС, ОБЪЕДИНЕННЫХ ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ». ОТ РОЖДЕНИЯ (1809) ДО СМЕРТИ (1847) ОН НЕ ЗНАЛ НУЖДЫ. ОДИН ИЗ ПРЕДКОВ ЕГО ЗАЖИ¬ТОЧНОЙ СЕМЬИ БЫЛ ИЗВЕСТНЫМ ФИЛОСОФОМ. СОВРЕМЕННИКИ АПЛОДИРОВАЛИ ЕМУ КАК ПРЕВОСХОДНОМУ ПИАНИСТУ И ДИРИЖЕРУ ЛЕЙПЦИГСКОГО ГЕВАНД-ХАУЗА.

4. ИМЯ ЭТОГО ИТАЛЬЯНСКОГО СКРИПАЧА И КОМПОЗИТОРА ЕЩЕ ПРИ ЕГО ЖИЗНИ БЫЛО ОКРУЖЕНО ЛЕГЕНДАМИ. ГОВОРИЛИ, ЧТО СВОЕМУ ИСКУССТВУ ОН ОБЯЗАН ДРУЖБЕ С ДЬЯВОЛОМ. МУЗЫКАНТ ЖАЛОВАЛСЯ, ЧТО НЕ МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА: ЕГО ТОТЧАС ЖЕ ОКРУЖАЛА ТОЛПА ЛЮБОПЫТ¬НЫХ. ОН ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ ИГРЫ НА СКРИПКЕ, ОБОГА¬ТИВ МУЗЫКУ НОВЫМИ КОЛОРИСТИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. СРЕДИ ЕГО ПРО¬ИЗВЕДЕНИЙ НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ДО СИХ ПОР ПОЛЬЗУЮТСЯ ДВАД-ЦАТЬ ЧЕТЫРЕ КАПРИЧЧИО, ОКАЗАВШИЕ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО МНОГИХ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ: ШОПЕНА, ШУМАНА, ЛИСТА. ИХ ИСПОЛЬ¬ЗОВАЛИ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РАХМАНИНОВ, БРАМС И ДР.

С 1954 ГОДА В ИТАЛИИ (ГЕНУЯ) ОРГАНИЗУЮТСЯ КОНКУРСЫ ИМЕНИ ЭТО ГО СКРИПАЧА.

Знаете ли вы эти музыкальные произведения?

В музыке нашла широкое отражение тема патриотизма, борьбы русского народа за свою независимость, справедливость.

Знаете ли вы эти произведения, кто их авторы, к какому жанру они относятся?

1. «Война и мир»

2. «Иван Сусанин»

3. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

4. «БОРИС ГОДУНОВ»

5. «ЭГМОНТ»

6. «ГЕРОИЧЕСКАЯ»

7. «СКАЗ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНЬИ»

8. «КНЯЗЬ ИГОРЬ»

Чья поэзия, чья музыка?

Поэзия и музыка – два вида искусства, с давних пор живущие в тесном взаимодействии. Их союзом порождены величайшие творения мировой художественной культуры. Поэтические образы вдохновляли и продолжают вдохновлять фантазию композиторов. Имена многих из них как бы слились с именами тех поэтов, чьи стихи были воплощены в музыке.

Вот названия известных вокально-поэтических циклов, романсов, песен. Вспомните имена их авторов.

1. «Прекрасная мельничиха»

2. «Лесной царь»

3. «Кот Матрос»

4. «Зимний путь»

5. «Жаворонок»

6. «Я помню чудное мгновенье»

7. «Поёт зима, аукает»

Всегда ли сочинение музыки было основной профессией композитора?

По-разному складывались судьбы многих композиторов, прежде чем они всецело могли посвятить себя музыке. Так, Шуман сперва изучал юридические науки, Дворжак был учеником мясника. Нередко родители будущего композитора намеренно стремились уберечь его от ненадёжной судьбы музыканта. История музыки знает примеры многостройнности, а порой и профессиональной раздвоенности, в которой артистическая натура всё же одерживала верх.

Кто из выдающихся композиторов был:

1. Пехотным офицером

2. Морским офицером

3. Химиком

4. Учителем

5. Профессором фортификации (инженерно-военное дело)

6. Сапёрным офицером

С. Г. Сайганова, МОУ "Солохинская СОШ", с. Солохи, Белгородский район, Белгородская область

Метки: Искусствоведение