Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Роспись дымковской игрушки, 3 класс

Тема: Роспись дымковской игрушки, 3 класс

Цель: – знакомство с древнерусскими игрушками;

– роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.

Задачи:

– воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки;

– углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Вологда, Жостово, Семеново и т. д. );

– развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор импровизация по мотивам дымковской росписи.

Оборудование:

– картины декоративно – прикладного искусства;

– таблицы – орнаменты;

– образцы росписи фигурок животных, шаблоны;

– выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и т. д.

Для учащихся:

– баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок

Ход урока

I. Вводная часть

1) Организационный момент.

2) Проверка рабочего места.

II. Беседа о декоративно прикладном искусстве

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городам народных умельцев, но сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве.

Работа по таблицам-орнаментам.

– Дети, большинство предметов, окружающих человека, украшены различными узорами или орнаментами. Форма узоров, орнаментов люди берут из природы.

– Из чего состоят узоры? Какие формы предметов использует человек в узорах? (узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д. )

– Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами? (одежду, мебель, посуду, дома, скверы, парки)

– А зачем украшают узорами и орнаментами? (что бы было приятно смотреть, пользоваться красивыми вещами, посудой)

Работа по картинкам.

– Виды народных промыслов различны:

а) Кружева вышивка крестиком, платки.

– Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? ( это русские кружева)

– Кто их плетет и из чего? (плетут их русские кружевницы)

Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область знаменита пуховыми платками, которые вяжутся в городе Урюпин (показать образцы)

б) Хохломская роспись.

– Это роспись по дереву который только сочетает три цвета:

красный

черный

желтый

– Чья это роспись?

– Да, это роспись хохломы. Не отразимым сочетанием красок завоевали известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской обл.

– Их роспись отличается тем, что они используют в росписи 3 цвета.

– Еще хохломскую роспись называют золотой.

в) Городецкая роспись.

– Народные умельцы г. Городца прославились своей красивой резьбой по дереву и раскрашиванием яркими сочными красками.

1) показ разделочной доски с изображением жар-птицы

2) показ книжки «Городецкие узоры»

г) Жостовская роспись

– Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды народные умельцы села Жостова

1) показ подносов

д) Гжельская роспись.

– Большой славой пользуется народные умельцы г. Гжели по изготовлению красивой посуды из глины (показ изделий, книги Гжель)

е) Семеновская матрешка, шкатулочка-палех.

(показать изделия)

III. Основная часть

– Ребята, на наше карте осталось одно не раскрытое название. Название этого населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение ( к доске выходят три ребенка и читают стихотворения)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серее

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

И злость, и хмурость

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Игра «Данетка»

– Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)

– O Дымкове? (да)

– Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)

– Может игрушки? (да)

– Игрушка серая, темная? (нет)

– В ней есть все цвета радуги? (да)

– Она вызывает грусть? (нет)

– Улыбку, радость? (да)

-А теперь ответьте на вопрос:

-Чем мы будем заниматься на уроке? (Расписывать дымковскую игрушку)

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г. Киров) , видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда туман, вся слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков.

С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»

Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и __________

свистели. Свистели все, взрослые и дети . Поглядеть на них приезжали из других городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву.

Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у себя дома.

А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все вместе по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки.

– А как изготавливают игрушки?

Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке, сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками.

Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья.

Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10.

Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая полоса – это что? (вода), перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой – звездочкой – солнце и другие небесные светила.

– А вот и дымковский хоровод.

Это олень, всадники на конях, барышни с муфтами.

Роспись дымковских игрушек ( 20 минут )

а) А вот сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые вы изобразите на бумаге.

На столах у вас лежат трафареты животных.

Обведите его красным карандашом на середине листа бумаги.

Работаем в парах, сначала мальчики помогают девочкам обвести фигуру, а потом наоборот. И особенно прошу помочь леворуким ребятам.

б) Беседа по составлению узора

– Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки.

– Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки? Ватные палочки, салфетки, акварель, кисточки.

Ватными палочками будем расписывать, а кисточками обведем контур игрушки тоненькой линией. Но контур обведете тогда, когда высохнет узор.

IV. Практическая часть. Роспись изделия.

– вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой. Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую изобразили на листке.

Показ лучших работ (оценки)

Вывод: 1) Учились расписывать дымковские игрушки акварелью

Познакомились с другими видами народно-прикладного искусства.

V. Заключение.

– Дети, мы ведь забыли упомянуть о тульских народных мастерах. Чем они прославились? (тульскими самоварами)

– А еще чем? (тульскими пряниками)

– Кто кушал тульский пряник? ( поднимите руку)

Но не только тульские пекари прославили кондитерскими изделиями.

– Ваши родители, а особенно бабушки – тоже искусницы.

Вот бабушка – умеет печь не только вкусные, но и красивые хлебные изделия

( посмотрите)

– А у русского народа существует такой обычай: уважаемым гостям преподносят хлеб с солью. (Вручить каравай на расписных подносах и вышитых рушниках).

Т. Стефейкина, ГБОУ школа № 569, Санкт-Петербург

Метки: Искусствоведение