Тема: Роспись дымковской игрушки, 3 класс
Тема: Роспись дымковской игрушки, 3 класс
Цель: – знакомство с древнерусскими игрушками;
– роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.
Задачи:
– воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки;
– углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Вологда, Жостово, Семеново и т. д. );
– развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор импровизация по мотивам дымковской росписи.
Оборудование:
– картины декоративно – прикладного искусства;
– таблицы – орнаменты;
– образцы росписи фигурок животных, шаблоны;
– выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и т. д.
Для учащихся:
– баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок
Ход урока
I. Вводная часть
1) Организационный момент.
2) Проверка рабочего места.
II. Беседа о декоративно прикладном искусстве
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городам народных умельцев, но сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве.
Работа по таблицам-орнаментам.
– Дети, большинство предметов, окружающих человека, украшены различными узорами или орнаментами. Форма узоров, орнаментов люди берут из природы.
– Из чего состоят узоры? Какие формы предметов использует человек в узорах? (узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д. )
– Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами? (одежду, мебель, посуду, дома, скверы, парки)
– А зачем украшают узорами и орнаментами? (что бы было приятно смотреть, пользоваться красивыми вещами, посудой)
Работа по картинкам.
– Виды народных промыслов различны:
а) Кружева вышивка крестиком, платки.
– Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? ( это русские кружева)
– Кто их плетет и из чего? (плетут их русские кружевницы)
Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область знаменита пуховыми платками, которые вяжутся в городе Урюпин (показать образцы)
б) Хохломская роспись.
– Это роспись по дереву который только сочетает три цвета:
красный
черный
желтый
– Чья это роспись?
– Да, это роспись хохломы. Не отразимым сочетанием красок завоевали известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской обл.
– Их роспись отличается тем, что они используют в росписи 3 цвета.
– Еще хохломскую роспись называют золотой.
в) Городецкая роспись.
– Народные умельцы г. Городца прославились своей красивой резьбой по дереву и раскрашиванием яркими сочными красками.
1) показ разделочной доски с изображением жар-птицы
2) показ книжки «Городецкие узоры»
г) Жостовская роспись
– Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды народные умельцы села Жостова
1) показ подносов
д) Гжельская роспись.
– Большой славой пользуется народные умельцы г. Гжели по изготовлению красивой посуды из глины (показ изделий, книги Гжель)
е) Семеновская матрешка, шкатулочка-палех.
(показать изделия)
III. Основная часть
– Ребята, на наше карте осталось одно не раскрытое название. Название этого населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение ( к доске выходят три ребенка и читают стихотворения)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серее
В ней что – то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы.
И злость, и хмурость
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Игра «Данетка»
– Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)
– O Дымкове? (да)
– Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)
– Может игрушки? (да)
– Игрушка серая, темная? (нет)
– В ней есть все цвета радуги? (да)
– Она вызывает грусть? (нет)
– Улыбку, радость? (да)
-А теперь ответьте на вопрос:
-Чем мы будем заниматься на уроке? (Расписывать дымковскую игрушку)
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г. Киров) , видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда туман, вся слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков.
С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»
Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и __________
свистели. Свистели все, взрослые и дети . Поглядеть на них приезжали из других городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву.
Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у себя дома.
А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все вместе по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки.
– А как изготавливают игрушки?
Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке, сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками.
Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья.
Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10.
Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая полоса – это что? (вода), перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой – звездочкой – солнце и другие небесные светила.
– А вот и дымковский хоровод.
Это олень, всадники на конях, барышни с муфтами.
Роспись дымковских игрушек ( 20 минут )
а) А вот сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые вы изобразите на бумаге.
На столах у вас лежат трафареты животных.
Обведите его красным карандашом на середине листа бумаги.
Работаем в парах, сначала мальчики помогают девочкам обвести фигуру, а потом наоборот. И особенно прошу помочь леворуким ребятам.
б) Беседа по составлению узора
– Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки.
– Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки? Ватные палочки, салфетки, акварель, кисточки.
Ватными палочками будем расписывать, а кисточками обведем контур игрушки тоненькой линией. Но контур обведете тогда, когда высохнет узор.
IV. Практическая часть. Роспись изделия.
– вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой. Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую изобразили на листке.
Показ лучших работ (оценки)
Вывод: 1) Учились расписывать дымковские игрушки акварелью
Познакомились с другими видами народно-прикладного искусства.
V. Заключение.
– Дети, мы ведь забыли упомянуть о тульских народных мастерах. Чем они прославились? (тульскими самоварами)
– А еще чем? (тульскими пряниками)
– Кто кушал тульский пряник? ( поднимите руку)
Но не только тульские пекари прославили кондитерскими изделиями.
– Ваши родители, а особенно бабушки – тоже искусницы.
Вот бабушка – умеет печь не только вкусные, но и красивые хлебные изделия
( посмотрите)
– А у русского народа существует такой обычай: уважаемым гостям преподносят хлеб с солью. (Вручить каравай на расписных подносах и вышитых рушниках).
Т. Стефейкина, ГБОУ школа № 569, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение