Тема урока: Изображение морозных узоров
Тема урока: Изображение морозных узоров
Цель урока: – научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д. ).
Задачи занятия:
– обучающая – научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью;
– развивающая – развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера;
– воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы.
Задание для учащихся: изображение морозных узоров.
Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: фотографии с зимней природой, слайды с морозными узорами.
Литературный ряд: стихи, загадки про зиму, мороз, морозные узоры.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Январь».
План занятия:
1. организационная часть
2. вводная беседа
3. объяснение творческой задачи
4. практическая работа
5. подведение итогов
Организационная часть.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности детей к занятию.
Вводная беседа.
1. Сообщение темы и цели занятия.
Объяснение творческой задачи.
Учитель начинает урок словами: «Мне бы хотелось начать занятие со стихов А. С. Пушкина -
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,– и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов »
– О чём это стихотворение? (О зиме).
– Когда можно сказать, что зима наступила?
(Когда выпал снег, замерзают лужи, холодно).
– Посмотрите, какой прекрасной бывает зима.
(Просматриваем фотографии зимней природы).
– Вам нравится такая природа?
Вот так любуясь красотой природы, у людей появляется желание передать эту красоту в стихах, музыке и живописи. Многие художники посвятили свои работы этому чуду природы. Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь она, покрывает снегом дома и деревья, заморозит лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось.
– Ребята, отгадайте загадку?
Кто без кисти и краски зимой рисует Сказки?
(Мороз рисует сказочные узоры)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
(Мороз)
– Что рисует мороз белой краской? А где он рисует?
(Морозные узоры, на окнах).
На прозрачном, на стекле
Я узор рисую.
Подарить хочу я вам
Сказку ледяную.
Погляди в окошко –
Чудно как вокруг!
Я мороз-художник,
Всем ребятам друг.
– Какого цвета морозные узоры? (белые, голубые)
Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги.
Но всё же преобладают холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.
– А вы видели настоящие морозные узоры? (Да, нет)
Слайды «Морозные узоры».
– Рассмотрите морозные узоры. Что они напоминают?
(Лес, веточки деревьев, ели, цветы)
– Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели.
– Ребята, вы знаете, как появляются узоры на окнах?
(От холода, от мороза).
– Теплый воздух, выдыхаемый нами, соприкасается с очень холодным окном, замерзая, превращается в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный рисунок. Так как в воздухе есть невидимые капли.
Практическая работа.
Ученики рисуют морозные узоры, передавая причудливые, удивительные формы. Во время работы звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Подведение итогов.
Выставка работ учащихся и их обсуждение. В своих работах ученики передали красоту морозных узоров, индивидуально изобразив каждый свой узор.
Т. Стефейкина, ГБОУ школа № 569, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение