Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: « Мифологические мотивы птиц в декоративной росписи ткани»

Тема: « Мифологические мотивы птиц в декоративной росписи ткани»

ВВЕДЕНИЕ.

Тема работы «Мифологические мотивы птиц в декоративной росписи ткани». При выборе темы я руководствовалась двумя мотивами.

Во-первых, изучая истоки искусства древних удмуртов, я познакомилась с религиозно-мифологической системой удмуртов, представляющей собой огромный сплав природных, этнических, культовых начал.

Система язычества удмуртов характеризовалась значительной сложностью и развитостью. Наиболее яркой составляющей величиной любой религии является её пантеон. Для удмуртского пантеона характерна большое количество (их общее число доходит до сорока) всевозможных богов, божеств, духов и различных мифологических существ. Божествами и духами не исчерпывается пантеон удмуртов – это лишь основные структурные уровни. Системой язычества удмуртов за тысячелетнюю историю было выработано и приобретено в результате этнокультурного сотрудничества такое многообразие религиозно – мифологических образов, что они заполняли практически все природно-экономические и социокультурные «ниши».

Особо рассматривается образ птицы, наряду с другими культовыми тотемными животными. Из мифологии финно-угорских народов известно, что прародителями земного и верхнего мира являются утка, орел или ворон. Они оберегают от злых сил не только окружающий мир, но и самого человека. Душа – птица является олицетворением бессмертия, символом наследования жизни. Её посмертное существование было связанно с добром и светом. Мне показалось интересным выразить своё восприятие мифологических образов птиц в творческой работе через систему культовых знаков и атрибутов.

А во-вторых, техника батика, очаровавшая меня графическими и живописными эффектами, была выбрана как способ, позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел.

Батик – это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую непредсказуем, поэтому каждое изделие получается уникальным в своём роде. Потому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.

Рисунки на ткани могут быть какими угодно: простыми или сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными или спокойными. Но главное, что делает батик столь притягательным, это удовольствие от работы с различными тканями и поистине неисчерпаемые возможности, которые таят в себе краски и воск.

Роспись ткани является частью декоративно-прикладного искусства. Известно, что декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы людей, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное воздействие. По словам В. А. Фаворского (Поспелов Р. О пользе стекла. – Литературная газета. – 1970. – 16 дек. ), восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе». Изучение произведений декоративно-прикладного искусства воспитывает уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В тоже время в искусстве каждого народа отчётливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.

Глава I КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОСПИСИ ТКАНЕЙ.

Слово батик яванского происхождения и в переводе значит рисование горячим воском. Это оригинальный способ украшения тканей путём нанесения узоров растопленным воском с последующей окраской тех участков полотна, которые оставались незакрытыми.

Многие народы мира: индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы – с глубокой древности развивали это искусство, но наивысшего расцвета, редкостного художественного совершенства и исключительной технической изощрённости оно достигло именно на Яве. Наиболее достоверные источники называют XIII век началом развития батика на Яве.

Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она всё усложнялась и совершенствовалась. Ручная художественная роспись тканей – своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Кроме того упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н. э. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э. Во время китайской революции была обнаружена и описана роспись, которой более 2000 лет. Это почти двухметровое полотнище находилось в месте захоронения одной знатной дамы. На удивительно хорошо сохранившейся росписи изображены фигуры, тёмные контуры которых выписаны чрезвычайно умело и динамично. Сами же фигуры раскрашены минеральной краской. И этим своим умением художники Китая оказали плодотворное влияние на становление росписи по шёлку в Японии. Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646-794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.

Впервые аналогичная современной роспись по шёлку в Японии появилась в XV веке, а более широко батик был распространён в VIII веке. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Как и китайские мастера, японские художники пользуются прежде всего тушью, но вместе с тем применяют и жидкие красители, которые наносятся с помощью определённых тканей, чтобы избежать слишком сильного расплывания краски на шёлке. Таким образом изготавливаются, например, завораживающие своей красотой ландшафты. Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создавать очень сложные узоры. В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах чётко выделенных участков. По мере того как Япония становится всё более открытой Западу, в японскую живопись проникают и европейские изобразительные средства. Во второй половине XIX века японская роспись по шёлку находит в Европе увлечённых последователей. Особенно интенсивно идеи с далёкого Востока перенимаются импрессионистами Франции.

Особую популярность батик завоевал на острове Ява. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Яванские специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Своё свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоёмкой работе стали подключать и слуг.

На острове Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причём в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На центральной Яве используют более тёмные краски, чем на северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.

Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывавшие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, жёлтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, чётко прослеживается влияние Китая.

Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о. Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зелёный цвет. В тоже время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы.

В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевляло производство и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг к другу.

После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек.

Глава II. ТЕКСТИЛЬ В ИНТЕРЬЕРЕ.

В настоящее время декоративное искусство решает проблему создания не только единичных высокохудожественных произведений, но и организации окружающей человека среды. В последние годы оно всё более стремится к тесной связи с архитектурой, что и определяет характер его произведений; синтез архитектуры и искусства, совместная работа архитектора и художника – эти творческие проблемы находятся сейчас в центре внимания. Учёт особенностей и требований архитектуры изменил сам облик декоративного искусства – произведения его стали богаче по пластике, различными по жанру, используемым материалам, разнообразными по технике исполнения.

Творчество художника декоративного искусства подчиняется всё более широкому кругу задач. Художник всё интенсивнее работает над основной проблемой – проблемой среды, комплексного её решения в синтезе с архитектурой.

Когда мы говорим о жилой среде, об интерьерах общественных зданий, то имеем в виду не только единство удобных и красивых изделий. Среда – это не только материальное понятие, это – пространство, наполненное взаимоотношениями людей, это единый духовный и материальный мир, создаваемый творческими усилиями всех видов искусств. Изделия декоративного искусства должны, улучшив комфорт жилья, создать эстетическую среду. Большую выразительную индивидуальность и неповторимость придают интерьеру произведения декоративного искусства. При современной простоте решения архитектурных элементов произведения декоративного искусства, например художественный текстиль, играют ведущую роль в эмоциональной выразительности интерьера.

Наиболее удачны интерьеры, в которых обеспечивается соподчинённость элементов, то есть выявлен основной элемент в композиции интерьера, которому подчинены все остальные. Художник, создающий произведения для интерьера, должен правильно оценивать эмоциональные возможности его, отбрасывать лишнее, идти по пути экономного применения художественных средств.

Способы осуществления синтеза предметных и декоративных форм с архитектурой, с пространством и конструкцией всё более конкретизируются художниками. Например, приём организации пространства одним декоративным акцентом, одним произведением даёт иногда наиболее эффективные эстетические результаты. Часто наблюдаемое применение в интерьере нескольких различных по стилю и материалу произведений обычно не достигает цели: в таких интерьерах мало что запоминается конкретно, хотя каждый из компонентов в отдельности отличается и художественной выразительностью, и профессионализмом исполнения. Воздействие произведений искусства ощутимее и полнее, если они органично увязаны с функциональным назначением среды.

Декоративные ткани занимают значительное место в современном интерьере и часто являются важным определяющим художественным элементом. И в жилище, и в общественном здании они могут создать интересный запоминающийся интерьер, если при подборе учтено функциональное назначение самой ткани, а также помещения. Например, номера гостиницы, санатория или дома отдыха близки по своему назначению к жилищу, но подбор декоративных тканей для этих помещений различен: краткое пребывание в гостинице позволяет применять более насыщенные по цвету изделия и ткани с укрупнённым масштабом рисунка, для жилища необходимо учитывать условия повседневного пребывания. Для интерьеров административных зданий ткани должны быть сдержанными по цвету и рисунку, учитывая рабочую обстановку помещения, тогда как в кафе, ресторане могут использоваться самые различные по декору и насыщенности текстильные изделия.

В современной практике использования декоративных тканей для интерьеров различного назначения наметились три основные приёма: Тканям отводится главенствующая роль в создании художественного образа интерьера; ткани добавляют по цвету и характеру рисунка остальные элементы убранства интерьера; ткани являются нейтральным фоном для других художественных элементов в ансамбле интерьера. Первый приём предусматривает оформление интерьера, главным образом, декоративным текстилем и наиболее приемлем для интерьеров общественных зданий. Здесь могут использоваться самые различные изделия: гобелен, занавес, мебельная ткань, шторы, ковровое покрытие и т. д. Сочетаясь контрастно или тонально с другими видами тканей или элементами оборудования, любой текстиль может стать ведущим элементом всей композиции интерьера.

В интерьерах жилища этот приём также очень распространён: в оформлении той или иной комнаты акцентом композиции могут быть ковёр, ткань шторы, настенное панно.

Второй приём использования декоративных тканей состоит в том, что они являются дополнительным элементом ансамбля интерьера, по цвету или рисунку дополняют основные, более выразительные элементы.

Третий приём предусматривает использование текстиля как нейтрального фона для более сильных по своим эстетическим качествам и выразительности различных произведений искусства. В жилище этот приём больше выявляет функциональное назначение помещения: так для спальной комнаты или кабинета необходимы нейтральные ткани.

Изделия из художественного текстиля, применяемые в интерьерах жилых и общественных зданий, по функциональному назначению подразделяют на мебельные и драпировочные ткани (для занавесов, штор, отделки стен), ковры и ковровые покрытия для пола, гобелены и панно, выполненные в технике аппликации, макраме, росписи и др. Ведущая роль декоративных тканей и художественных текстильных изделий определяется масштабом изделия, композицией рисунка, цветом и фактурой, зависящей от техники исполнения и сырья.

Для работы в интерьере лучше использовать шёлк, хлопок, вискозно-хлопковые подкладочные ткани. За счёт блеска эти ткани произведут в росписи эффект шёлка.

Глава III. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БАТИКА.

3. 1

Оборудование, инструменты, материалы.

Для занятия художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. В процессе работы потребуются следующие инструменты и материалы:

1. Рама.

2. Ткань.

3. Две кастрюли или миски, образующие водяную баню. Они не должны быть эмалированными или подверженными ржавчине.

4. Стеклянные баночки с крышками для хранения резерва и разведённых красителей.

5. Кисти беличьи разной толщины для росписи и щетинные для покрытия резервирующей массой в горячем батике, широкая плоская кисть (флейтц), малярная кисть шириной 5-8см.

6. Мягкие карандаши и цветная копировальная бумага для перевода рисунка на ткань.

7. Специальные стеклянные трубочки или стеклянные рейсфедеры, пипетка с острым концом (для холодного батика).

8. Электрическая плитка или спиртовка, металлические воронки, лучше несколько, с различными диаметрами отверстия для вытекания резервирующей массы (для горячего батика).

9. Красители анилиновые для хлопка, шерсти и универсальные, продающиеся в хозяйственных магазинах.

10. Чернила «Радуга», тушь «Колибри».

11. Резиновый клей и бензин (в том числе бензин для зажигалок в специальных пластмассовых флаконах с тонким кончиком).

12. Аптечный парафин или стеариновые свечи.

13. Масляные краски, сиккатив, спирт, уксус, соль, вода, иголки, нитки и шнуры, ножницы, кнопки.

14. Рельефные краски и различные присыпки к ним.

Теперь остановимся несколько подробней на характеристике отдельных инструментов и приспособлений.

Рама может быть и раздвижной, и постоянного размера. Раздвижная рама удобнее, так как всякий раз позволяет установить нужный размер. Более простой и доступный вариант – разборная рама. В качестве рамы используют также пяльца, в том числе и круглые. Круглые деревянные пяльца могут служить декоративной рамкой для готового изделия.

Ткани для батика могут быть практически любого состава – хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные, смешанные, синтетические. Используется также и трикотаж, например для узелкового батика. Ткань должна быть не очень плотной, гладкой, без узелков и утолщений. Иначе при росписи краска, растекаясь неравномерно, образует затёки и пятна.

Новую ткань следует выстирать или прокипятить и хорошо прополоскать. Такая обработка удаляет аппретирующие вещества, мешающие растеканию краски и проникновению её в волокна ткани.

Ткань крепят на раме кнопками или портновскими булавками. Если планируется сделать роспись меньшего, чем рама, размера, ткань закрепляют прочной ниткой, последовательно вводя её в ткань, а потом обматывают ею раму.

Натягивать ткань следует без морщин, туго, «как барабан». Сначала закрепляют углы ткани, потом середины сторон и далее – от середины к краям, избегая перекосов. При натяжении необходимо строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон рамы.

Далее – об инструментах. Специальные трубочки для холодного батика представляют собой стеклянную трубочку длиной около 25см с ёмкостью для резерва, расположенной ближе к рабочему концу. Кончик трубочки загнут под углом 45. Отверстие кончика может быть разного диаметра (1-2мм).

Воронка для горячего батика должна быть металлической (лучше латунной) с длинной теплоизолированной ручкой. Следует иметь несколько воронок с различными диаметрами отверстий для тонких и широких линий. Регулируют скорость вытекания резервирующей массы, например, с помощью небольшого ватного тампона, вложенного в воронку. Но в этом случае масса быстрее остывает, а выбившиеся из тампона волокна забивают отверстие воронки.

Для росписи понадобятся кисти разных номеров и одна кисть колонковая или из куницы, ушного волоса № 5-7для прорисовки деталей. Большими кистями заливают участки фона или большие плоскости рисунка. Мелкие детали лучше расписывать тонкими кистями. Щетинные кисти тоже должны быть разных размеров. Самая большая плоская кисть (флейтц) понадобится для покрытия ткани воском при создании сетки трещин кракле.

Лучшие красители для росписи – анилиновые. Красители разводятся водой, процеживаются и хранятся в закрытых банках.

Рисунок на ткань переводят с помощью копировальной бумаги. Если планируется обвести рисунок цветным резервом, цвет копирки роли не играет. Второй способ перевода рисунка – тампонирование. Рисунок будущей росписи в натуральную величину обкалывают иглой так часто, как это необходимо для понимания рисунка. Наложив рисунок на натянутую ткань, закрепив его кнопками, необходимо набрать на тампон графитовый порошок и лёгким постукиванием и втиранием нанести его через отверстия на ткань. Такой способ очень хорош для прозрачных тканей типа шифона.

3. 2 Основные способы росписи тканей.

Ручная художественная роспись тканей производится тремя способами: холодным, горячим и свободной росписью. Вся работа по росписи тканей в технике холодного и горячего батика основана на большей или меньшей способности красок растекаться по ткани. Поскольку в состав краски входят способствующие лучшему растеканию и высыханию её вещества, работать с ней надо быстро и уверенно, обладая определёнными навыками, в противном случае изделие будет некачественным.

Хорошо сколорированная гамма цветов является основой художественного произведения, поэтому перед началом работы необходимо проверить наличие красок, подобрать их по тонам, соответствующим образцу-эталону и, если надо, путём смешения красок добиться нужных оттенков. Пробу красок производят на небольших отрезках ткани, по качеству соответствующей той, на которой собираются работать. Если рисунок будет наноситься способом свободной росписи, то пробу краски производят полусухим тампоном по ткани, не обработанной резервирующим составом. Только после высыхания краски можно установить, соответствует ли она образцу, так как краски всех групп обладают способностью сильно осветляться при высыхании. Если предстоит работа способом горячего или холодного батика, то на отрезке аналогичной ткани тем же резервирующим составом, что и в образце, отграничивают небольшие участки размером 3х4 см и вливают в эти участка краску, стараясь сохранить ту же насыщенность, которая будет при выполнении изделия. Пригодность краски определяют также только после её высыхания. Поскольку ткани разных артикулов из различных волокон неодинаково вбирают в себя краску, то в зависимости от ткани одну и туже краску применяют разной насыщенности.

В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически чёткий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приёмов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных. Рисунки, выполненные этим способом, менее графичны.

При воспроизведении изделий способом горячего батика, где шаблон играет менее значительную роль, чем при холодном батике, исполнитель должен обладать высоким мастерством рисовальщика, так как при тиражировании образцов он неизменно вносит что-то своё, индивидуальное.

Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь больше, чем в ранее упомянутых способах, индивидуального творчества. Свободная роспись имеет множество самых разнообразных приёмов, о которых будет рассказано ниже.

Все три способа росписи тканей постоянно совершенствуются. Художники, работающие в этой области, находят всё новые и новые художественные приёмы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.

3. 2. 1

Холодный батик.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписей тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придаёт своеобразный характер рисунку.

Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространённая и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к её рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества нанесения контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135 . Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (то есть к браку).

В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует вести равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, её переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

После того как контур нанесён, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять не закрашенным наведённый рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав даёт ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной линии.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся светлые ореолы и разводы.

Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5 – 2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

Резервирующим составом для холодного батика являются резиновый клей и бензин. Резерв, приготовленный на основе бензина для зажигалок, после высыхания не заметен на ткани. Обычный бензин даёт желтоватый оттенок. Рисунок, сделанный им, хорошо виден на ткани, за исключением тех случаев, когда соседствует с белыми элементами росписи. Соотношение бензина и резинового клея зависит от густоты последнего. Для приготовления 500 г резерва берутся следующие составляющие:

резиновый клей 50 г; бензин 430 г; пчелиный воск 20 г

или

резиновый клей 220 г; бензин 250 г; парафин 50 г

или

резиновый клей 215 г; бензин 200 г; технический вазелин 85 г.

Если нужно приготовить совсем небольшое количество резерва, используется один тюбик резинового клея (50 г), столько же бензина и парафин на кончике ножа.

Резиновый клей смешивают с бензином, добавляют остальные ингредиенты. Варят на пару, помешивая, до однородности, не доводя до кипения. Составляющие резерва огнеопасны, поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с такими веществами.

Если по замыслу необходим цветной резерв, готовят его так. Масляную краску предварительно обезжиривают, выдавив её из тюбика на газету. Оставляют на два часа. На газете образуется жирный ореол. Краску снимают с бумаги, разводят небольшим количеством бензина, после чего смешивают с резервом.

Можно окрасить резерв анилиновыми красителями. Для этого 15-20 г красителя разводят в 40-50 г уксуса или денатурата, добавляют в резерв и на пару, энергично помешивая, доводят до однородности, не кипятя.

3. 2. 2

Горячий батик

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

3. Работа от пятна.

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, батик-штифта, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Это может быть контурный, линейный рисунок, геометрический или цветочный орнамент.

Нож и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надёжно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогрева металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть ещё на инструменте и не будет пропитывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесённый на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесённого рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на тёмном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырёх раз, также сочетая их с заливкой краской отдельных элементов рисунка. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к тёмному. При этом способе росписи особенно важно знать и учитывать законы смешения цветов, чтобы после каждого перекрытия получался новый красивый цвет.

Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботится о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведён на ткань.

Роспись «от пятна» – самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип её тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани при этом способе на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идёт соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом и снова идёт дальнейшая дорисовка орнамента. Так можно повторять не более трёх раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключении всё полотно перекрывают каким-либо тёмным цветом. Как правило, такого рода рисунок всегда имеет тёмный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках ткани. Это даёт возможность при тех же в общей сложности трёх-четырёх перекрытиях добиться тончайших переходов большого количества цветов и их оттенков. Поскольку при этом способе не все детали рисунка можно прорабатывать с помощью шаблонов, применять роспись «от пятна» могут лишь мастера, хорошо владеющие рисунком и обладающие чувством цвета.

При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

После того как работа полностью закончена, ткань снимают с рамы, растягивают по диагонали, с тем чтобы резервирующий состав растрескался и осыпался с ткани. Для дополнительного удаления резерва ткань можно помять и сильно встряхнуть. После этого нужно на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист обёрточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх неё снова положить обёрточную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утюгом резервирующийся состав расплавится и впитается в бумагу. Проглаживание следует повторить два-три раза, каждый раз меняя бумагу. Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после проглаживания, производится путём промывки в бензине (модно протереть изделие, вновь натянутое на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).

Кроме описанных выше способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует очень эффектный приём отделки законченного рисунка. Это так называемый эффект кракле.

После того как нанесён основной рисунок (но не более чем в два перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти – флейтца – сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем поверхность обезжиривается мыльным раствором, протирается тампоном и полусухой кистью с более тёмной краской, перекрывают рисунок. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую тёмную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесённый рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом.

3. 2. 3

Свободная роспись.

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Оформление тканей способом свободной росписи открывает интересные перспективы в области новых технических и художественных приёмов, отличных от других ручных способов росписи тканей (холодного и горячего батика).

Свободная роспись с применением солевого раствора. Сущность этого способа в следующем. Натянутую на раму ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо сразу расписывают красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Всё это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом.

Свободную роспись красками с введённым в них солевым раствором можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическими приёмами, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. При росписи ткани, предварительно пропитанной солевым раствором, заливка участков фона каким-либо цветом исключается, так как в этом случае краска не может ровно растекаться по поверхности ткани.

Солевой раствор приготовляется в различных концентрациях в зависимости от материала, на котором будет производиться роспись:

для крепдешина 20%-ный

для креп-жоржета 10-15%-ный

Предлагаемый способ росписи с введением солевого раствора в краску рекомендуется только для группы основных красителей. Другим видам красителей для свободной росписи этим способом можно пользоваться, только предварительно пропитав материал солевым раствором.

3. 2. 4

Узелковый батик.

Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов – техника «планги» – был распространён в Индии. Это был долгий и трудоёмкий процесс. В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. Термостойкую пуговицу, камешек или горошину подкладывают под ткань, плотно обвязывая ткань снизу нитями. Потом перевязывают ещё в одном двух местах и снова красят. Окрашивают ткань последовательно и в несколько цветов. Самый простой вариант – в два цвета. Для этого участки с завязанными предметами погружают в раствор красителя, остальную ткань размещают на палочках, положенных, поверх ёмкости с краской.

Окрашивая сухую ткань получается более резкая граница красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) – более плавные границы перехода. После того как участки ткани прокрасились, их надо прополоскать и, поместить оставшуюся неокрашенную часть ткани (изделия) в краситель другого цвета, разместив уже окрашенную часть на палочках.

Ещё один способ. Туго скручивают изделие или отдельные участки жгутом, закрепляя его положение нитями, чтобы жгут не мог развернуться. Нити обвязки должны быть затянуты очень туго. В зависимости от расположения и количества перевязок получаются различные узоры.

Таким же образом можно окрасить ткань (изделие) в несколько цветов. В этом случае, завязав узлы и жгуты, окрашивают ткань в самый светлый из задуманных цветов. Прополоскав и отжав неразвёрнутое изделие, развязываются изначальные узлы и жгуты и завязываются новые. И так несколько раз до самого тёмного красителя. В результате получается сложный многоцветный узор, в котором переливаются не только цвета красителей, но и всевозможные варианты их смешения и взаимопроникновения. Прополоскав изделие в проточной воде (сначала с узлами, потом – без них), слегка влажную ткань высушивают утюгом. Изделие готово. В этом заключается одно из преимуществ узелковой росписи – красители закрепляются в процессе крашения и не требуют дополнительной обработки.

Один из видов узелковой росписи – так называемый складной батик. Здесь эффект достигается также путём перевязывания и окрашивания, но результат более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом, а не скручивается жгутом.

В технике шитый батик можно создавать ещё более тонкий орнамент.

Глава IV. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ.

4. 1 Идея

Тема птиц интересует меня давно. Со временем менялось мое восприятие данной темы: первоначально наиболее важным было то, насколько велико разнообразие птиц, в особенности каждого отдельного вида, то, насколько могут отличаться их пропорции, оперение, размеры в связи с их средой обитания и образом жизни и способы их пластического, стилистического решения. Позднее интерес появился к мифологическим птицам, каков мог быть их внешний облик. Неслучайно, у многих народов, в том числе и у удмуртов, образ птицы встречается довольно часто. Мифологические образы птиц не могли походить ни на одну конкретно существующую ныне птицу, и при этом в каждой сегодняшней птице мы можем найти нечто загадочное, нечто общее с мифологическими. Каждая из действительно существующих птиц поистине сказочна. Ни один из других видов животных существ не может настолько комфортно чувствовать себя и на земле, и в воздухе, и на воде. Возможно именно поэтому птица, ее совершенный образ привлекал древнего человека в прошлом и привлекает новой силой современного.

В мифологии удмуртов, в их религиозно– мифологическом представлении, образ птицы занимает одно из важных мест. Она является действующим лицом во многих легендах, сказках, обычаях, традициях. Она – связующее звено между богом и людьми. Очень часто птица очеловечивается, появляется образ человеко-птицы. Например, был такой обычай у удмуртов, который назывался «юсьес-адямиос»(люди-лебеди):

« один раз в году они ловили пару лебедей. А потом их отпускали, чтобы лебеди по Белой Каме доплыли до Великого Инмара и напомнили ему о людях. Верили ли люди в Инмара? Но говорят, они очень верили в лебедей. » здесь они выступают в качестве посредников (небом-землей-водой).

Общепринято считать, что для финно-угров характерен культ водоплавающей птицы – утки-лебедя. Изображения птиц очень часто встречаются в малой пластике, ткачестве, вышивке, на бытовых предметах и вещах.

Образ птицы встречается во многих работах и у современных художников, в том числе и у удмуртских. Неслучайно, наверное, образ птицы играет очень важную роль и сегодня, в частности в современной геральдике. Автор государственных символов УР Лобанов Ю. Н. за их оригинальность и идейно-эстетическую цельность получил высокую оценку. В положении о гербе УР говорится, что «обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Ее основа – мифология удмуртского, русского, татарского и других народов». А белый цвет – это «символ космоса и чистоты нравственных устоев».

4. 2

Описательная часть.

Все вышесказанное отражено в творческой работе. Каждый вид декоративно-прикладного искусства имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приёмов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определённого назначения, раскрыть красоту и свойство материала. Всякое искусство вообще, и декоративно-прикладное в частности, имеет определённые возможности, а следовательно, границы в применении тех или иных художественных приёмов. Так и искусство украшения текстиля имеет свои принципы и возможности.

Основным принципом оформления текстиля можно назвать принцип плоскостного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов.

Необходимо было определиться в выборе изделия. После некоторых раздумий выбор пал на диванную подушку. Эта работа для интерьера. Она подразумевает в дальнейшем наличие ансамбля, решённого в едином стиле, и связи с интерьером.

Общий размер этой подушки составил 40х40 см , из которых 30х30 см отведено по роспись. Получается сочетание расписного фрагмента с однотонной тканью.

Заключение.

Работа над темой расширила мои представления о художественной культуре удмуртов. Обогатила понимание настоящего через прошлое. За сюжет данной работы были взяты мифологические представления удмуртов, а ещё точнее образ птицы. Мне представилась возможность выполнить работу в технике горячего батика, которая вдохновила меня к дальнейшей творческой работе. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены, помогут мне в дальнейшей работе. Осознавая, что изучение именно этой темы помогло мне осуществить задуманный замысел в работе.

Библиография.

1. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. – С-Пб. , «Политехника» – 1992г.

2. Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004г.

3. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов – Ижевск 1994г.

4. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. – М. : Издательский центр ВЛАДОС, 2004г.

5. Дворкина И. Батик. – М. : Издательство ОАО «Радуга» 2000г.

6. Искусство батика. Под редакцией Ивахнова А. – М. : Издательство Астрель, 2003г.

7. Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск: Удмуртия 1988г.

8. Кожохина С. К. Батик. – Ярославль. Издательство Академия развития, 2000г.

9. Куликов К. И. , Иванова М. Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрОРАН, 2001г.

10. Синеглазова М. А. Распишем ткань сами. – М. : Профиздат, 2000г.

11. Стоку С. Батик. – М. : Издательский дом «Ниола 21 век», 2000г.

12. Основы художественного ремесла. М. : Просвещение, 1978г.

13. Журнал «Валентина», 1995г. /1

14. Журнал «Юный художник», 1993г. /1

15. Журнал «Юный художник», 2005г. /1

Г. В. Главатских, МОУ ДОД ДШИ п. Балезино, Удмуртская Республика

Метки: Искусствоведение