Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка цикла уроков по теме «Декоративно – прикладное искусство советского периода»

Разработка цикла уроков по теме «Декоративно – прикладное искусство советского периода»

(Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области ДПИ «История изобразительного искусства»

12. 6 Декоративно – прикладное искусство советского периода

Самостоятельная работа: Учащиеся заранее выбирают для себя одну из представленных тем и готовят по ней презентацию, доклад (на выбор).

Темы для презентации

Художественные промыслы России.

1. Лаковая миниатюра: Палех, Мстера, Федоскино.

2. Роспись по дереву: Хохломская, Городецкая роспись и росписи Северной Двины и Мезени.

3. Резьба по кости и изделия из рога.

4. Русская глиняная игрушка: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская.

5. Русская деревянная игрушка: игрушка русского Севера; нижегородская «топорщина», Сергиевопосадская игрушка, полхов– майданские тарарушки, Богородская игрушка, Матрешки.

6. Павловопосадские платки.

7. Вышивка «Орловский спис», «Горьковский гипюр».

8. Кружево: елецкое, вологодское.

Художественные промыслы России.

1-6 уроки – представление презентаций, докладов учащимися по выбранным темам.

Цель: Организация работы по усвоению новых знаний, понятий. Сформировать представления о возрождении художественных промыслов России.

Задачи:

образовательные: познакомить с художественными промыслами России; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты; сформировать систему знаний.

Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры, эстетическое воспитание.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т. д.

Тип урока: урок усвоения (формирования) новых знаний.

Вид урока: мультимедиа-урок или урок-конференция, урок– исследование, урок-экспедиция.

Оборудование: репродукции, схемы, таблицы, фонд работ учащихся, слайд-фильмы, экран, проектор, компьютер или планшет.

Рефлексия: подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Самостоятельная работа: Скопировать образцы промыслов. Отметить в тетради характерные черты.

Тема12. 6 Декоративно – прикладное искусство советского периода (7-8 спаренный итоговый урок. )

Цель: Более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивающие: развить пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т. д.

Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Вид урока: Игра (КВН, Поле чудес, Брейн – ринг, «Своя игра», конкурс, викторина и т. д. – на усмотрение преподавателя)

Оборудование: репродукции, схемы, таблицы, слайды, экран, проектор.

Пример: игра «Своя игра».

Правила

1. Игра проводится между командами. Обычно в команде играет не более 6 человек. Одновременно играют все команды.

2. Участникам предлагается несколько раундов. Каждый раунд состоит из 5 вопросов разной степени сложности, от 10 до 50 баллов. 10 баллов «стоит» самый простой вопрос раунда, 50 – самый трудный.

3. Перед началом игры командам раздаются бланки для ответов, их примерный вид таков:

Название команды:
название раунда:
10.
20.
30.
40.
50.

4. Ведущий объявляет название раунда, затем зачитывает вопросы в строгой последовательности от 10 до 50 баллов.

5. После зачитывания каждого вопроса раунда ведущий делает паузу на 15-20 секунд для обсуждения командами ответа. После того, как зачитаны все вопросы данного раунда, дается время (1мин. ) на обсуждение и сдачу бланка с ответами, после чего объявляет правильные ответы на вопросы данного раунда.

6. Правила подсчета очков:

а. Если команда верно отвечает на данный вопрос, то она зарабатывает столько очков, сколько «стоит» заданный вопрос;

б. Если команда дает неверный или неточный ответ, то стоимость вопроса вычитается из её общего счета;

с. Команда не обязана отвечать на вопрос, при этом её счет не меняется.

7. Таким образом, команда может заработать в каждом раунде от -150 до 150 баллов.

8. Когда все вопросы отыграны, суммируются баллы, полученные командой за игру, и определяют победителя.

Темы раундов.

1 Раунд «Стихи».

10. Эта роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи – перелески, шёлковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

(Хохломская роспись)

20. Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо – конь и чудо – птица

Это значит (Городец. )

30. Красные птицы под знаком звезды

На сундуке нарисованы

Символы солнца земли и воды

Древние в них зашифрованы. (Мезенская роспись. )

40. Вечера зимою длинные.

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные:

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка. )

50. На темном поле алеют розы

В изумрудной зелени листвы.

Бахрома, шёлк кистей

Всё искрится, играет, поёт. (Павловский платок. )

2 Раунд «История».

10. Этот промысел возник в середине 19 в. на основе местного гончарного промысла. Основной тип изделия – свистульки. Для них характерны вытянутые пропорции. (Филимоновская игрушка. )

20. Промысел, возникший на основе местных гончарных традиций в Вятке, связанный с древним языческим праздником – Свистопляска. (Дымковская игрушка. )

30. Вид традиционной миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше , сложившийся к началу 1930-х годов на основе местного иконописного промысла. (Мстёра. )

40. В конце 1980-х годов у этого товарищества появился товарный знак «Жар-птица» – на работах и перо «Жар-птицы» на вещах. (Товарищество Палех. )

50. Мастера этого промысла использовали 2 разновидности миниатюрной живописи – письмо по-плотному и письмо по-сквозному. Сюжеты: хороводы, летние и зимние тройки, исторические события, пейзажи Подмосковья. (Федоскино. )

3 Раунд «Картинки».

10. Какой промысел представлен на картинке? (Павловопосадские платки)

20. Что здесь лишнее и почему? (№3 Каргопольская глиняная игрушка. Под №1,2– Хохломская и Мезенская роспись по дереву )

30. Какой это промысел? (Деревянная Богородская игрушка)

40. Какой промысел представлен на картинке? (Вышивка «Орловский спис»)

50. Из представленных картинок выберите «Палех». (№2 «Палех»)

4 Раунд «Промыслы».

10. Эту вышивку, родившуюся на орловской земле называют полотняной загадкой. (Орловский спис).

20. Деревянная резная игрушка, иногда в движении. Традиционным является медведь – спокойный, добрый и смешной, то с корзинкой ягод, то с гармошкой. (Богородская игрушка)

30. Пермогорская, Ракульская, Пучужская Борецкая . Что это за названия? (Виды росписи по дереву Северной Двины. )

40. Для этого промысла используют зуб кашалота, кость домашних животных, называемую цевкой. (Резьба по кости. )

50. Вид вышивки по выдергу, выполняется по крупной перевитой сетке. (Горьковский гипюр. )

5 Раунд «Реклама».

В этом раунде для обсуждения и подготовки команде дается 5 минут.

По представленным картинкам угадайте промысел и прорекламируйте изделие.

10. Русская глиняная игрушка ( Филимоновская)

20. Русская деревянная игрушка ( Матрешка)

30. Вышивка (Вологодское кружево)

40. Вышивка («Горьковский гипюр»)

50. Лаковая миниатюра («Палех»)

Рефлексия: подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Литература.

1. Антонов В. П. Народные художественные промыслы России. Каталог – Альбом 2-е издание-М. : «Интербук-бизнес» 1998 г.

2. Коспинская В. Б. , Халезова Н. Б. Основы изобразительной деятельности детей. – М. : «Просвящение»-1986 г.

3. Малеванная Н. В. Рукоделие. Удмуртское РИО «Алфавит»– Ижевск 1992г.

4. Назарова К. Н. Городецкие чудеса. – Изд. «Малыш» . -Ростов-на-Дону 1977г.

5. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Владос, 2002г.

6. Хохлома– Википедия ru. /wiki/Хохлома.

7. Декоративно-прикладное искусство– Википедия ru. /wiki/ Декоративно-прикладное искусство.

Г. В. Главатских, МОУ ДОД ДШИ п. Балезино, Удмуртская Республика

Метки: Искусствоведение