Разработка цикла уроков по теме «Декоративно – прикладное искусство советского периода»
Разработка цикла уроков по теме «Декоративно – прикладное искусство советского периода»
(Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области ДПИ «История изобразительного искусства»
12. 6 Декоративно – прикладное искусство советского периода
Самостоятельная работа: Учащиеся заранее выбирают для себя одну из представленных тем и готовят по ней презентацию, доклад (на выбор).
Темы для презентации
Художественные промыслы России.
1. Лаковая миниатюра: Палех, Мстера, Федоскино.
2. Роспись по дереву: Хохломская, Городецкая роспись и росписи Северной Двины и Мезени.
3. Резьба по кости и изделия из рога.
4. Русская глиняная игрушка: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская.
5. Русская деревянная игрушка: игрушка русского Севера; нижегородская «топорщина», Сергиевопосадская игрушка, полхов– майданские тарарушки, Богородская игрушка, Матрешки.
6. Павловопосадские платки.
7. Вышивка «Орловский спис», «Горьковский гипюр».
8. Кружево: елецкое, вологодское.
Художественные промыслы России.
1-6 уроки – представление презентаций, докладов учащимися по выбранным темам.
Цель: Организация работы по усвоению новых знаний, понятий. Сформировать представления о возрождении художественных промыслов России.
Задачи:
образовательные: познакомить с художественными промыслами России; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты; сформировать систему знаний.
Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры, эстетическое воспитание.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т. д.
Тип урока: урок усвоения (формирования) новых знаний.
Вид урока: мультимедиа-урок или урок-конференция, урок– исследование, урок-экспедиция.
Оборудование: репродукции, схемы, таблицы, фонд работ учащихся, слайд-фильмы, экран, проектор, компьютер или планшет.
Рефлексия: подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Самостоятельная работа: Скопировать образцы промыслов. Отметить в тетради характерные черты.
Тема12. 6 Декоративно – прикладное искусство советского периода (7-8 спаренный итоговый урок. )
Цель: Более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие: развить пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т. д.
Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Вид урока: Игра (КВН, Поле чудес, Брейн – ринг, «Своя игра», конкурс, викторина и т. д. – на усмотрение преподавателя)
Оборудование: репродукции, схемы, таблицы, слайды, экран, проектор.
Пример: игра «Своя игра».
Правила
1. Игра проводится между командами. Обычно в команде играет не более 6 человек. Одновременно играют все команды.
2. Участникам предлагается несколько раундов. Каждый раунд состоит из 5 вопросов разной степени сложности, от 10 до 50 баллов. 10 баллов «стоит» самый простой вопрос раунда, 50 – самый трудный.
3. Перед началом игры командам раздаются бланки для ответов, их примерный вид таков:
Название команды: |
название раунда: |
10. |
20. |
30. |
40. |
50. |
4. Ведущий объявляет название раунда, затем зачитывает вопросы в строгой последовательности от 10 до 50 баллов.
5. После зачитывания каждого вопроса раунда ведущий делает паузу на 15-20 секунд для обсуждения командами ответа. После того, как зачитаны все вопросы данного раунда, дается время (1мин. ) на обсуждение и сдачу бланка с ответами, после чего объявляет правильные ответы на вопросы данного раунда.
6. Правила подсчета очков:
а. Если команда верно отвечает на данный вопрос, то она зарабатывает столько очков, сколько «стоит» заданный вопрос;
б. Если команда дает неверный или неточный ответ, то стоимость вопроса вычитается из её общего счета;
с. Команда не обязана отвечать на вопрос, при этом её счет не меняется.
7. Таким образом, команда может заработать в каждом раунде от -150 до 150 баллов.
8. Когда все вопросы отыграны, суммируются баллы, полученные командой за игру, и определяют победителя.
Темы раундов.
1 Раунд «Стихи».
10. Эта роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи – перелески, шёлковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
(Хохломская роспись)
20. Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо – конь и чудо – птица
Это значит (Городец. )
30. Красные птицы под знаком звезды
На сундуке нарисованы
Символы солнца земли и воды
Древние в них зашифрованы. (Мезенская роспись. )
40. Вечера зимою длинные.
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные:
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка. )
50. На темном поле алеют розы
В изумрудной зелени листвы.
Бахрома, шёлк кистей
Всё искрится, играет, поёт. (Павловский платок. )
2 Раунд «История».
10. Этот промысел возник в середине 19 в. на основе местного гончарного промысла. Основной тип изделия – свистульки. Для них характерны вытянутые пропорции. (Филимоновская игрушка. )
20. Промысел, возникший на основе местных гончарных традиций в Вятке, связанный с древним языческим праздником – Свистопляска. (Дымковская игрушка. )
30. Вид традиционной миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше , сложившийся к началу 1930-х годов на основе местного иконописного промысла. (Мстёра. )
40. В конце 1980-х годов у этого товарищества появился товарный знак «Жар-птица» – на работах и перо «Жар-птицы» на вещах. (Товарищество Палех. )
50. Мастера этого промысла использовали 2 разновидности миниатюрной живописи – письмо по-плотному и письмо по-сквозному. Сюжеты: хороводы, летние и зимние тройки, исторические события, пейзажи Подмосковья. (Федоскино. )
3 Раунд «Картинки».
10. Какой промысел представлен на картинке? (Павловопосадские платки)
20. Что здесь лишнее и почему? (№3 Каргопольская глиняная игрушка. Под №1,2– Хохломская и Мезенская роспись по дереву )
30. Какой это промысел? (Деревянная Богородская игрушка)
40. Какой промысел представлен на картинке? (Вышивка «Орловский спис»)
50. Из представленных картинок выберите «Палех». (№2 «Палех»)
4 Раунд «Промыслы».
10. Эту вышивку, родившуюся на орловской земле называют полотняной загадкой. (Орловский спис).
20. Деревянная резная игрушка, иногда в движении. Традиционным является медведь – спокойный, добрый и смешной, то с корзинкой ягод, то с гармошкой. (Богородская игрушка)
30. Пермогорская, Ракульская, Пучужская Борецкая . Что это за названия? (Виды росписи по дереву Северной Двины. )
40. Для этого промысла используют зуб кашалота, кость домашних животных, называемую цевкой. (Резьба по кости. )
50. Вид вышивки по выдергу, выполняется по крупной перевитой сетке. (Горьковский гипюр. )
5 Раунд «Реклама».
В этом раунде для обсуждения и подготовки команде дается 5 минут.
По представленным картинкам угадайте промысел и прорекламируйте изделие.
10. Русская глиняная игрушка ( Филимоновская)
20. Русская деревянная игрушка ( Матрешка)
30. Вышивка (Вологодское кружево)
40. Вышивка («Горьковский гипюр»)
50. Лаковая миниатюра («Палех»)
Рефлексия: подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Литература.
1. Антонов В. П. Народные художественные промыслы России. Каталог – Альбом 2-е издание-М. : «Интербук-бизнес» 1998 г.
2. Коспинская В. Б. , Халезова Н. Б. Основы изобразительной деятельности детей. – М. : «Просвящение»-1986 г.
3. Малеванная Н. В. Рукоделие. Удмуртское РИО «Алфавит»– Ижевск 1992г.
4. Назарова К. Н. Городецкие чудеса. – Изд. «Малыш» . -Ростов-на-Дону 1977г.
5. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Владос, 2002г.
6. Хохлома– Википедия ru. /wiki/Хохлома.
7. Декоративно-прикладное искусство– Википедия ru. /wiki/ Декоративно-прикладное искусство.
Г. В. Главатских, МОУ ДОД ДШИ п. Балезино, Удмуртская Республика
Метки: Искусствоведение