Тема урока: Рок – музыка вчера и сегодня, 8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков
Тема урока: Рок – музыка вчера и сегодня, 8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков
Форма урока – дискуссия
Цель урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с различными направлениями рок-музыки. Учить детей рассуждать, логически мыслить. Сформировать позитивное отношение к рок-музыке.
Развивающая – развивать познавательный интерес к рок-музыке, через творческое самовыражение, проявляющиеся в размышлениях о музыке. Учить детей сопоставлять, анализировать, обобщать произведения различных направлений рок-музыки. Развивать свои музыкально-творческие способности. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывающая – воспитывать чувства эмоционального удовлетворения, воспитывать музыкальную культуру, музыкальный вкус к разным направлениям рок-музыки.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, исследовательский, метод самостоятельной познавательной деятельности, частично-поисковый, репродуктивный. Приемы: беседа, наглядно-практический, научного обучения, личностно-ориентировочного подхода.
Методическое обеспечение: ИКТ, презентация. План урока:
Музыкальный эпиграф. Песня «Город», группа «Аквариум». Раскрытие темы и общей цели.
Завязка. Беседа на материале высказываний, постановка проблем.
Экспозиция. Историческая справка. Изучение нового материала.
Разработка. Содержание песен рок-музыки. Сценический образ, культурная роль.
Кульминация. Дискуссия. Проникновение рок-музыки во все сферы жизни, отражение социальных конфликтов и негативные явления, сопутствующие року.
Углубление в тему урока.
Кода. Беседа, сравнение с настоящим временем «Где музыка – плохого быть не может» (Сервантес). Подведение итогов.
План урока | Сценарий урока |
Оргмомент. Музыкальный эпиграф. Актуализация знаний. Рок ли это?Метод: объяснительно – иллюстративный. Прием: беседаФорма: Фронтальная | Тема урока: Рок-музыка вчера и сегодня. Цель нашего урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей. Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмышлять о таком явлении, как рок-музыка. Слайд №3. Что мы знаем о рок-музыке? Только что прозвучала песня в исполнении Бориса Гребенщикова «Город золотой». Вы можете спросить: рок ли это вообще? Группе свыше тридцати лет. Были триумфы и были провалы. Была хула и хвала. Полные запреты сменялись всеобщим признанием. Время все внешнее и лишнее отметает. Остается дух, мелодия, слово и их воплощение. Песни и альбомы. О них сегодня наш разговор. |
Работа по теме урокаЗавязка. Беседа на материале высказываний, постановка проблем. Метод: частично – поисковый Форма работы: фронтальная |
Как узнается рок? Чем рок-музыка отличается от других разновидностей музыки (поп музыки). Главный признак поп-музыки – танцевальность. Главный признак джаза – импровизация. Рок узнается по характерной ритмике. В рок-музыке есть свои принципы и развития. Как вы думайте, откуда такое грозное название «рок»? (судьба, фатум) Есть ли взаимосвязь между рок-музыкой и судьбой? (нет) Мы часто встречаем слова, которые имеют несколько значений. Например, какой смысл мы вкладываем в слово мир? (отсутствие войны, наша планета). Глубокой взаимосвязи между роком и рок-музыкой нет. Но беспорен тот факт, что рок– музыка популярна, и это явление музыкального искусства требует особого осмысления. Начнем с небольшой исторической справки. |
Экспозиция. Изучение нового материала. Историческая справка. Методы: исследовательский, объяснительно – иллюстративныйПриёмы: наглядный, научного обучения, личностно – ориентированного подхода Форма: групповая |
Историческая справка о появлении рок– музыки. В 50-е годы появляется новый и необычный стиль музыки рок-н-ролл. Самая яркая фигура и проповедник этого стиля Элвис Пресли. Слайд №4. Он стал «королем рок-н-ролла». Историческая справка. Звучит песня «Рок-н-ролл» в исполнении Элвиса Пресли. Слайда№5 Рок-н-ролл исполняется в быстром темпе, как бы отражает быстроту нашего времени, современные ритмы. Слайда №6 группа «The Beatles». Вы узнали эту супер группу? Историческая справка. ( Готовит учитель или ученики) «The Beatles» обладали даром чувствовать настроение молодежи, их заслуга состоит в том, что они сделали рок более осмысленным. «The Beatles» создали специфический циклический жанр, который называется «Альбом». Звучит песня «Вчера». Слайд №7 |
Разработка. Изучение нового материалаСодержание песен рок– музыки. Сценический образ, культурная речь. Методы: исследовательский, объяснительно-иллюстративныйПриёмы: наглядный, научного обучения, личностно – ориентированного подходаФорма: групповая | Рок– музыка, сложное явление и нельзя его сводить к творчеству нескольких выдающихся музыкантов или групп. Сегодня мы начали с группы «The Beatles» так как эта музыка нам знакома. Но мы не можем сегодня не вспомнить о таком стиле рок-музыки, как хард-рок «классический рок» так как с него начинается эволюция, и развитие рока. Историческая справка. В песнях хард-рока основная форма куплетная. Но в отличие от поп-музыки во втором куплете песен хард-рока существует джазовая импровизация. Это кульминация песни. Слушатели всегда ждут эту живую импровизацию. Если же в песне она отсутствует, значит музыканты не умеют играть или же они играют не рок-музыку. Звучит песня в исполнении группы «Дип Перпл». (Показ слайдов № 8,9,10). Иногда бывает сложно воспринимать рок-музыку, так как тексты песен на английском языке. Можно конечно слушать музыку поверхностно, не понимая, о чем она. Но текст, содержание песен является важной стороной рок-музыки. Особую роль на текст песен обращала группа «Наутилус Помпилиус». Сейчас это группа называется «Ю – Питер» с новым составом музыкантов. Слайд №11. Лидер группы В. Бутусов по-новому, в современной трактовке напоминает нам о вечных истинах. Певец во время своих песен практически неподвижен. У каждого рок-певца индивидуальная манера держаться на сцене, определенная сценическая или культурная речь. Роль В. Бутусова – это «трагический герой» Исполнение песни «Я хочу быть с тобой». Слайд №12. Давайте и мы поговорим не только о популярности рок-музыки, но и постараемся выявить негативные стороны этого музыкального направления. |
Углубление в тему урокаКульминацияМетоды: эвристический, проблемного изложения, эмоциональной драматургии Приемы: беседа, научного обученияФормы: групповая, коллективнаяПроникновение рок музыки во все сферы жизни отражения социальных конфликтов и негативные явления, сопутствующие рок музыке. Кода. Беседа, сравнение с настоящим временем. Подведение итогов. |
Дискуссия. Класс делится на две группы: защитники (З) и критики (К). Учитель ведет дискуссию. Почему появилась рок-музыка? З. Было много причин, одна из них социальная. Музыка отражает отношение к происходящему, она меняется вместе с самой жизнью. Это относиться и к рок-музыке. Рок музыка сыграла большую роль в сближении молодежи. Она могла осознать себя значительной силой общества. К. Что же в этом хорошего? Объединились и пошли ларьки бомбить. Часто концерты заканчивались драками, дикой истерией, появилась «рокомания». З. Молодежь высказывала свое мнение по серьезным проблемам. Это мнение не совпадало с мнением политиков. К. Это мнение о свободной любви, о свободе распространении наркотиков? З. Это мнение о мире, о войне, о расизме. Послушаем группу «Кино». Песня «Война». Звучит песня. Историческая справка. Слайд №13. Как можно определить сценический образ Виктора Цоя. Слайд №14. С одной стороны маршевая основа музыки создает образ «полководца». А с другой стороны многие его песни воспринимаются как проповедь. Он любил одеваться в черное. Группа «Кино» была очень популярна в свое время, фанаты буквально обожествляли Виктора Цоя. Слайд №15. Группа «Q EEN», Англия. Лидер – вокалист и композитор Фредди Меркьюри. Группа, которая работала преимущественно в арт-. роке (симфо-рок) – стиль, основанный на творческом преломлении стилей и жанров классической музыки различных эпох, но базировалась на стереотипах хард-рока. Группа прославилась ансамблевым вокалом, равного которому в рок музыке не было. Показ слайдов №16,17. Исполнение песни группы «Q EEN». Часто приходится видеть по телевидению, как толпы поклонников собираются на концертах. Обожествление лидера группы, так ли это нужно? Мы видим проявление фанатизма. К. В этом кроется опасность, так можно дойти и до фашизма. З. В 60-е годы появляются Хиппи, они больше наивны, чем агрессивны. Историческая справка. Слайд№18. Хиппи вместе с их музыкой стало молодежным движение против войны во Вьетнаме. Против насилия, против беззакония и коррупции, нежелание убивать. Сейчас, оглядываясь назад, видишь, что движение Хиппи с его миролюбивыми идеалами было изначально обречено, так как власть держится на силе и жестокости. К. Хиппи, не решая проблем, ищут способы уйти от действительности. Каким образом? Наркотики?! Почему многие рок-музыканты употребляли наркотики? К. Популярность, финансовый успех, не выдерживают испытание славы, искренность и независимость в творчестве уходит без труда, чаще всего «звезда» делает не то, что хочет, а то, что от нее требует законы рынка. А рок-музыканты в первую очередь требуют свободы. З. Жизнь полна противоречий. Все они находят свое отражение в музыке и песнях. Рок-музыку можно назвать зеркалом молодежного бунта. Молодежь нашла в роке свой собственный язык, возможность самовыражения. К. В рок-музыке есть агрессивность, насилие. Насилие над музыкой, над гармонией, мелодией, над музыкальными инструментами. Исполнители в конце выступления поджигают, разламывают гитары, вспарывают барабаны. Жизнь «на всю катушку», вот к чему призывает рок. Разве это правильно? В рок– музыке большую роль играет громкость. Электроника дала возможность оглушать слушателя. Это вредит здоровью. 90 д6 вредная для здоровья граница громкости; 180 д6 смертельная для здоровья. 127дб – концерт рок группы. Рок ритмы являются своего рода Наркотиками, подхлёстывающими нервную систему. Слайд №19 Группы, играющие в стиле хэви-металл, сформировались в 80 – е годы. Что характерно для этого стиля? Монотонный механический ритм, жесткий металлический звук. В вокале преобладают интонации крика в высоком регистре. Песня в исполнении группы «Металлика» (хэви-металл) Слайд №20,21. В настоящее время рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров – дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Для многих рок музыкантов рок это не только музыка, но и стиль жизни. Рок проникает во многие сферы нашей жизни, он завоевал и театр. Появились рок-оперы: Иисус Христос – супер звезда», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось». «Где музыка – плохого быть не может», писал Сервантес. В наше время трудно полностью согласиться с этими словами. Рок-музыка может не только зарождать благородные мысли, но и способствовать одичанию и озверению слушателей. Рок имеет свои спады и подъемы, определяемые внутренним социальным напряжением в стране. Каким будет рок через десятилетия предсказать невозможно. Рок-музыка будет меняться, развиваться и удивлять как слушателей, так и самих музыкантов. Звучит песня «Музыкант» в исполнении К. Никольского. Слайд №23 |
Литература:
- Березовчук Л. Н. Массовая музыкальная культура: рок – музыка – СПб. : ТОО "Бланка", АОЗТ "Бояныч", 1996
- Козлов А Рок. Истоки и развитие – М. : Мега-Сервис,1998
- Журнал «Музыка в школе» – М. : Научно – методический № 3,5,6 2002.
- www . mp3ray. ru/music/cat/1020
- TopREF. Ru
Т. Л. Степанова, МОУ "СОШ №93", Саратов
Метки: Искусствоведение