Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока по теме «Цвет – основа языка живописи. Роль колорита в художественном произведении». 6 класс

Разработка урока по теме «Цвет – основа языка живописи. Роль колорита в художественном произведении». 6 класс

Использование на уроке техники акварель по «сырой» бумаге.

«СКАЗКА О СИНЕМ ТУМАНЕ»

Вид занятия:

Тематическое рисование, освоение художественной техники, живописные упражнения в технике акварель по сырой бумаге.

Цели:

Познакомить учащихся со свойствами цвета, с новыми возможностями художественной техники, развить творческие способности и навыки в работе, освоить приемы техники акварель по «сырой» бумаге, познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения сюжета, сформировать умение создавать цветовое единство изображения, с произведениями художников.

Задачи:

Познавательные

– Познакомить учащихся с произведениями французского художника – импрессиониста Клода Моне и др. художников.

– Расширить представление о многообразии художественных материалов, их выразительных особенностях.

– Формировать умения и навыки владения художественными материалами

Развивающие

– Развивать умение анализировать свои творческие работы и работы своих одноклассников, находить пути решения допущенных ошибок.

– Развивать творческую фантазию

Воспитывающие

– Воспитывать понимание красоты окружающей природы, видеть красоту в жизни и работах художников.

Материалы и оборудование:

Таблицы с изображением цветового круга, хроматических и ахроматических цветов, интерактивная доска, компьютер, акварельные краски, кисти, баночки для воды.

Зрительный ряд: «Презентация работ К. Моне : «Руанский собор в полдень», «Руанский собор в сумерках» «Руанский собор вечером», «Скалы в Бель – Иль», «Здание парламента в Лондоне. Эффект тумана», «Здание парламента в Лондоне. Закат», «Кувшинки», «Девушка с зонтиком», «Женщина с зонтиком», «Стога».

Репродукции с картин художников: М. Врубеля «Царевна – Лебедь», А. Куинджи «Ночь над Днепром», Рембрандта «Портрет старика в красном».

Литературный ряд: «Сказка о синем тумане» Е. Зориной

Музыкальный ряд:Э. Григ– сюита «Пер Гюнт. Утро»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного материала .

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с основами цветоведения. Как называется вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет?

Ученик. Живопись. К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками. Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.

Учитель. Какие цвета называются ахроматическими?

Ученик. Белый, черный и все оттенки серого.

Учитель. Какие цвета называются хроматическими? Покажите их на таблице.

Ученик. Все спектральные цвета и недостающие в солнечном спектре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым).

Учитель. Какие вы знаете основные цвета?

Ученик. Желтый, красный и синий.

Учитель. Если смешать две из них, какой мы получим цвет?

Ученик. Дополнительный или составной.

Учитель. Покажите на цветовом круге дополнительные цвета. (Дети выходят к доске по желанию).

Учитель. Какие вы знаете основные характеристики цвета?

Дети отвечают: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Учитель. А теперь смочите свои краски водой. И, прежде чем мы начнем выполнять творческую работу, мы поговорим о живописи.

  1. Беседа ( просмотр презентации, объяснение нового материала)

Тема нашего урока «Роль колорита в художественном произведении»

Образы живописи очень наглядны и ярки. Художники создают произведения живописными и пластическими средствами. Они используют возможности рисунка и композиции, но главным средством выразительности является цвет. Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Существенную роль играет в живописи объединение цветов. Посмотрим презентацию на которой представлены работы французского художника Клода Моне. (Идет просмотр презентации. Звучит музыка Эдварда Грига. )

(Комментарии учителя)

Первый слайд:

Клод Моне – один из самых выдающихся художников – пейзажистов конца ХIХ– начала ХХ века, один из ведущих художников течения «импрессионизм». (От французского слова «impression» – впечатление). Его знаменитая картина «Восход солнца. Впечатление», дала имя этому течению. Художник в работах передает сиюминутное состояние атмосферы. Его полотна пронизаны светом и воздухом. От присутствия света краски звучат насыщенно, дополняют друг друга и создают единство красочной гармонии целого.

Слайд №2: работа К. Моне «Здание парламента в Лондоне. Эффект тумана. »

Сквозь лиловато – серебристую плотную пелену тумана смутно проступает голубоватый силуэт парламента. Картина написана жидкой краской : мазки, почти неразличимые в отдельности, сливаются в сплошную цветовую плоскость. Никому из живописцев не удалось столь образно и поэтично показать старый Лондон с его туманами.

Слайд №3: работа К. Моне «Здание парламента в Лондоне. Закат».

Клод Моне создал серию картин с видами Темзы, моста Ватерлоо и Лондонского парламента.

Слайд №4: работа К. Моне «Руанский собор в полдень»

Клодом Моне было создано пятьдесят различных видов собора. Почти каждую картину этого цикла можно назвать этюдом света, который он тонко и точно фиксирует в картинах.

Слайд №5: работа К. Моне «Руанский собор вечером».

Слайд №6: работа К. Моне «Скалы в Бель – Иль».

Клода Моне привлекают различные пейзажные мотивы. Морская стихия постоянно восхищала художника. Он прекрасно передает морскую стихию, неподвижные громады сине – лиловых скал, четко выступающие на фоне беспокойного моря. Зеленые и синие цвета звучат интенсивно, энергичный пастозный мазок хорошо передает характер скалистого пейзажа.

Слайд № 7: работа К. Моне «Девушка с зонтиком».

Моне создал несколько работ, где использует модный в то время зонтик. Он позволяет ему четко обозначить эффект света и тени. На фоне холодного неба возникает монументальная фигура, освещенная ярким солнечным светом. Она смотрится монументальной потому, что художник использует точку зрения снизу. Ветер играет в складках платья, теребит шарф и колышет траву, написанную длинными однонаправленными мазками. Сколько теплых оттенков в нижней части картины, плавно и нежно они переходят на платье девушки и гармонично сочетаются с холодными.

Слайд № 8: работа К. Моне «Женщина с зонтиком».

Слайд № 9: работа К. Моне «Кувшинки». Серия «Кувшинок» состоит из 48 работ. Цвета звучат насыщенно, дополняя и оттеняя друг друга. Яркие цветы лилий – это радостный символ красочного богатства мира природы.

Ребята, вы обратили внимание, что на полотнах этого художника одни цвета «солируют», другие акцентируют их звучание, как в симфоническом оркестре, вместе создавая единое цельное впечатление. Взаимоотношение цвета в пределах одной картины называется колоритом. Колорит – система цветных тонов, их сочетание в картине.

Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита очень ценный дар. Клод Моне им обладал в совершенстве. Сейчас я буду показывать вам репродукции с картин разных художников, а вы определять, в каком колорите выполнена работа.

( Идет показ репродукций с картин художников М. Врубеля «Царевна – Лебедь», А. Куинджи «Ночь над Днепром», Рембрандта «Портрет старика в красном», дети высказывают свои ощущения, связанные с колористическим решением картин)

У каждого художника есть любимые сочетания цвета, которые выражают его чувства.

Сегодня вам предстоит выполнить работу, используя свое колористическое решение, но прежде вы послушаете историю о необыкновенных превращениях, которые происходят с тремя красками: синей, желтой и красной.

На одной маленькой планете все было синим. В синих лесах жили синие звери и птицы, в синих реках и озерах плавали синие рыбы. Люди, населявшие эту планету, тоже были синими. Они так и назывались синепланетяне.

От такого однообразия жизнь казалась тоскливой. А Синий туман делал планету мокрой, холодной и очень неуютной. Две ближайшие яркие теплые звезды, Красная и Желтая пытались обогреть и просушить соседку, но волшебный туман превратил теплые желтые лучики в холодные изумрудные, а красные – в холодные фиолетовые. Достигнув маленькой планеты, они уже не могли согреть ее.

Все эти превращения легко можно проделать, если вы будете помнить, что синей краски при смешении нужно брать больше, чем желтой и красной. Тогда и нарисуете главный город планеты – Ультрамарин. Дома, в которых жили синепланетяне, были покрыты крышами – сосульками и напоминали ледяных ежей. Чем больше крыш, тем богаче хозяин. И герб города жители придумали особенный – на нем колючий еж, знак богатства.

Богатство богатством, а все же веселой и счастливой эта планета не была. Ей не хватало тепла и красок. Красная и Желтая звезды решили помочь синепланетянам. Немало времени прошло, пока они не создали спасительницу – волшебную звездочку. Сливаясь, красная и желтая краски превращаются в оранжевую. Звездочка, которая могла сделать Синюю планету счастливой , тоже была оранжевой.

Она благополучно миновала Синий туман и опустилась на главную площадь города, обернувшись прекрасной Жар – птицей. Внезапно появившись, она очаровала всех обитателей планеты. Удивились синепланетяне и тогда, когда Жар – птица запела голосом необыкновенной красоты. То была музыка, очищающая души людей от тоски и скуки. Но на этом сюрпризы удивительной гостьи не закончились. Музыка не исчезла: прозвучав, она превращалась в такие же прекрасные цветные облака, которые по форме напоминали цветы, птиц, причудливых зверей, бабочек, рыб. Постоянно меняясь, облака оставались, как и Жар – птица, красными, желтыми, оранжевыми.

Синий туман пытался подчинить их себе, превратив в фиолетовый холод и моросящий изумруд. Но те немногие его капли, которые проникали в облака, делали их только разнообразнее. Желтые становились желтовато – зеленоватыми, а красные и оранжевые – коричневатыми. И все они по – прежнему несли тепло, согревая и радуя все живое.

День, когда запела волшебная птица, стал самым любимым праздником жителей Синей планеты. На площадях, улицах и улочках в это время звучит музыка, артисты дают представление, а лоточники раздают всем голубые каштаны, запеченные в сладком тесте, – любимое лакомство синепланетян.

Сегодня вы можете нарисовать Синюю планету, ее столицу – Ультрамарин, ее жителей и других обитателей, прекрасную Жар – птицу и т. д. В своей работе используйте теплую или холодную гамму.

Вы уже знакомы с техникой акварель. Акварель дает возможность получить сочные, яркие цвета не только за счет смешения их на палитре, но и благодаря вливанию одного цвета в другой прямо на поверхности бумаги. С помощью сочных и прозрачных акварельных красок, мягких кистей и белой бумаги мы с вами станем волшебниками. Работу выполняем по очень сырой бумаге, позволяя цветам перетекать из одного в другой. При высыхании акварельные краски немного светлеют, поэтому следует писать ярче и насыщеннее. Не рекомендуется смешивать более трех цветов. Для предварительного смешения красок необходима палитра. Подобранный цвет проверяется на бумаге. Работая кистью по непросохшему слою краски или просто по увлажненной бумаге, можно добиться тончайших переходов от одного цвета к другому. (Учитель показывает принцип работы)

  1. Практическая работа учащихся.

1-этап: выполнение рисунка карандашом: прорисовка основных элементов эскиза, их композиционное размещение на листе.

2-этап: нанесение краски широкой кистью на влажную поверхность бумаги.

(Дети работают в технике по сырой бумаге, используя теплую или холодную цветовую гамму. )

Теперь отложим листы для высыхания. И пока наши листы сохнут,

мы заполним паузу в работе физминуткой.

(Проводится упражнения на расслабление мышц. )

5. Физкульт минутка

Формулы психомышечной тренировки:

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  2. Мои руки полностью расслаблены теплые __________неподвижные.
  3. Моя шея полностью расслаблена теплая неподвижная.
  4. Мои ноги полностью расслаблены теплые неподвижные.
  5. Все мои мышцы полностью расслаблены теплые неподвижные.
  6. Состояние полного приятного (полного, глубокого покоя ).

Учитель: Отдохнули? А теперь продолжим работу.

Кроме понятия теплый и холодный колорит, существуют понятия о сближенном и контрастном колорите. Вы подготовили фон для будущей работы, используя ограниченную палитру, в теплой или холодной гамме. Колористическое единство изображения акварельными красками иногда достигается механическим путем. Для этих целей во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом. Этот цвет просвечивает через последующие наложения красок и объединяет их. Поверхность бумаги у вас еще слегка увлажнена, нанесите изображение тоном темнее, чем фон, затем маленькой кистью уже по подсохшей поверхности бумаги, можно выполнить проработку мелких деталей рисунка.

Дети продолжают практическую работу:

3-этап: нанесение изображения по чуть влажному фону более темным тоном изображения крупными мазками.

4-этап: проработка деталей рисунка по подсохшей поверхности бумаги мелкими мазками.

6. Подведение итогов. Просмотр и анализ работ, выставление оценок.

7. Домашнее задание: подобрать репродукции с картин художников в теплом и холодном колорите.

Стародубцева Ольга Владимировна, МАОУ СОШ №28, г. Новороссийск

Метки: Искусствоведение