§ 1. 4 Художественные символы народов мира
§ 1. 4 Художественные символы народов мира
На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные черты. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания слов, как «немецкая аккуратность», «французская галантность», «китайские церемонии», «африканский темперамент», «холодность англичан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них – характеристики и черты, сложившиеся у определённого народа на протяжении многих лет.
Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои символы, отразившие художественные представления о мире.
Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что прежде всего заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие достопримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.
Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет? Конечно же, древние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже ставшие художественным символом этой страны. На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела – безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.
Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены погребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару-шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне голубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.
Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей художественным символом этого удивительного города. Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, по проекту Александра Гюстава Эйфеля ) она поначалу вызвала возмущение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:
«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация. . . »
Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан. . . Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная каланча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли. Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров!
Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собирались сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя возможность полюбоваться достопримечательностями города с высоты птичьего полёта. . .
Такими же художественными символами давно уже стали Статуя Свободы для США, Храм неба и великая стена для Китая, Кремль для России.
Но есть у многих народов и свои особые, поэтические символы.
Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни – сакуры – поэтический символ Японии.
Если спросишь:
В чём душа
Островов Японии?
В аромате горных вишен
На заре. Норинага (Перевод В. Сановича)
Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью? Нет, их привлекают красота непостоянства, хрупкость и мимолётность жизни. Цветок сакуры – это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек.
Красота цветов так быстро отцвела?
И прелесть юности была так быстротечна!
Напрасно жизнь прошла. . .
Смотрю на долгий дождь
И думаю: как в мире всё не вечно! Комати (Перевод А. Глускиной)
Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успевшими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Именно в этом источник Красоты.
Туман весенний, для чего ты скрыл
Цветы вишнёвые, что ныне облетают
На склонах гор?
Не только блеск нам мил, –
И увяданья миг достоин восхищенья! Цураюки (Перевод В. Марковой)
Художественным поэтическим символом России стала белоствольная берёза. Но разве не растёт она в предгорьях Кавказа и в Альпах, в туманной Англии и в далёкой Канаде? Растёт, конечно. Но только на Руси берёзу любили и воспевали по-особому, трепетно и вдохновенно.
Художник И. Грабарь (1871-1960) говорил: « Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал».
Да и не он один. Многие художники, поэты и композиторы слагали в честь березы произведения. Она стала истинным воплощением и символом России.
Русь моя, люблю твои берёзы,
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз! Н. Рубцов
Не за одну праздничную красу полюбилась белоствольная и белокудрая берёза русскому человеку. Издревле она дерево-друг. Корзины, короба, лапти мастерили крестьяне из бересты. Кора берёзы (береста) являлась на Руси основным материалом, на котором учились начертаниям букв, писали письма. . .
После долгой зимы берёза просыпалась первой, а поэтому она воспринималась как символ красоты и расцветающей природы. В России верили, что берёза может спасти от колдовских наговоров, в Троицу изготавливали берёзовые украшения, оберегающие от дурного глаза. За два дня до Троицы, в Семик – девичий праздник – дома украшали берёзовыми ветками, а в лесу завивали на ветвях венки, заплетали ей лентами косы, связывали верхушки двух берёз таким образом, чтобы образовались ворота – символический, магический круг. В тени берёз водили хороводы, пели песни, играли, кидали в воду берёзовые венки и по ним гадали. Куда поплывёт венок – туда и выйдет замуж девушка. В народных пословицах, песнях, танцах, произведениях декоративно-прикладного искусства особенно часто обращались к этому поэтическому образу.
Задание для самостоятельной работы
1. Расскажите о художественных символах народов мира. Почему статую Свободы в США, Императорский дворец в Китае, Кремль в Москве можно считать художественными символами этих стран?
О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область
Метки: Искусствоведение