Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

§15. 4 Скульптура Тропической и Южной Африки

§15. 4 Скульптура Тропической и Южной Африки

Деревянная скульптура народов Африки чрезвычайно разнообразна, часто она воплощает народные представления о настоящей жизни и о прошлой. На языке скульптуры художественно можно передать очень многое, в том числе и народную мудрость. Так, в одном из районов Того найдена скульптура, изображающая мужчину, несущего в корзинке женскую голову. . . Как вы думаете, что бы это могло означать? Оказывается, это своеобразное воплощение известной народной поговорки "Мужчина в два раза мудрее женщины".

Традиционная африканская скульптура представлена прежде всего масками. Африканские маски производят неизгладимое впечатление. Действительно, их лик запоминается надолго, но в то же время он непроницаемо обманчив. Люди других континентов, встречаясь с маской глазами, трепещут от волнения, пытаются понять, какой образ скрыт в ней, какие мысли и чувства таит она в себе? Африканская маска чаще всего изображает умершего предка или духа, возвратившегося к людям в выразительном облике. В её устрашающем, загадочном оформлении символически переданы религиозные представления о мире и действующих в нём силах. За каждым символом, изобразительным знаком закрепляется определенное смысловое значение, чаще всего непонятное для непосвященных. Африканские маски – это не личный, а общий, коллективный взгляд на мир. Вот почему нам неизвестны имена их создателей.

Маска немыслима без костюма, звучащей музыки тамтамов, танцев, пния. При свете костров и факелов во время традиционных обрядов и празднеств она оживает. Тогда она способна внушить страх перед высшими силами природы, перед духами предков, вызвать почтение к ним.

Наиболее древними являются маски, связанные с культом животных – покровителей рода или племени. Сведения о них передаются из поколения в поколение в устных легендах. Так, например, священным животным народов догона (Судан) является крокодил, а поэтому существует множество масок, передающих облик животного. Такое почитание крокодила восходит к древней легенде, согласно которой догоны, потеснённые противниками, вынуждены были отступить с прилежащих им земель. Быстрая река с плывущими по ней крокодилами неожиданно преградила им путь к отступлению. Увидев безысходное положение людей, крокодилы таинственным образом превратились в стволы деревьев, образовав мост для переправы. Как только догоны переправились на другой берег, крокодилы уплыли, так что враги оказались бессильны догнать их. С тех пор крокодил стал священным тотемом этого народа.

Особенностью африканской культуры является удивительное разнообразие, необычность и выразительность художественной трактовки. Каждый элемент украшения имел целью передать наиболее полно ее символический смысл. Осколки зеркала, стекла, бусы или кусочки блестящей фольги, вставленные в глаза деревянной статуэтки «оживляля» изображение предка. Гвозди, обломки ножей или другие металлические предметы, которыми были густо утыканы статуэтки, должны были напомнить о сохранении жилища и посевов. Яркие красочные перья птиц, шкуры животных напоминали о священных тотемах. Но если в маске или статуэтке отсутствовали украшения, то обязательно подчеркивалась фактура дерева, которое полировалось до ослепительного блеска. Обычно оно покрывалось так называемой патиной, то есть зачернялось с помощью огня и дыма.

Всемирно известны скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе на территории современной Нигерии. В реалистической пластике живого человеческого лица переданы внутренняя красота и значительность человека. Идеальный образ создаётся благодаря художественному обобщению, отказу от изображения конкретных и индивидуальных черт. Мастерам удавалось находить едва уловимую грань между сходством и несходством. Приступая, например, к созданию скульптуры правителя, они создавали обобщенный образ владыки, в котором воплощали отвлеченную идею божественной силы и власти.

Параллельные горизонтальные бороздки, составляющие одну из характерных черт скульптуры Ифе, позволяли с наибольшей точностью передать пропорциональность объёма головы, рисунок припухлых губ, красивый нос, а самое главное – одухотворённость образа, идеал человеческой красоты и гармонии.

Произведения бронзового литья Бенина восходят к искусству Ифе, но, в отличие от них, работы мастеров Бенина более выразительны и декоративны. В них больше преувеличения, например, огромные глаза выделены не только контуром, но и выпуклыми веками, стилизованный воротник из коралловых бус доходит до нижней губы, а иногда закрывает рот, уши напоминают затейливые завитки, выражение лица больше напоминает застывшую маску. Узорчатые головные уборы, различные украшения, удивительно красивый – всё это придаёт скульптурным произведениям Бенина причудливый и оригинальный характер.

Варианты для самостоятельной работы: 1. Каковы особенности скульптуры народов Тропической и Южной Африки? 2. Расскажите подробнее о ритуальных масках, скульптурных произведениях Бенина и Ифе. 3. Попробуйте «создать» ритуальную маску одного из африканских народов

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

Метки: Искусствоведение