Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

§ 14. 1 Особенности храмового зодчества. Христианские храмы

§ 14. 1 Особенности храмового зодчества. Христианские храмы

Храмам каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с западноевропейским костёлом или готическим собором, а мусульманскую мечеть с православным христианским храмом. Любой человек, даже не искушенный в искусстве, увидев на репродукции колоннаду Парфенона, скажет: "Это – Греция". При виде огромного сооружения, напоминающего высоко заостренную кверху шапку, испещренную резьбой и скульптурой, соотнесет ее с Индией. А легкая, изящная постройка, состоящая из множества летящих крыш, похожих на птиц, не успевших сложить крылья, напомнит об Японии или Корее. Следовательно, в основе самобытности храмового зодчества лежат традиции народной архитектуры.

Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощения людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Следует отметить, что ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов и поклонений таинственным силам природы.

Прежде всего обратимся к христианскому храму. Как известно, христианские храмы возникли не сразу. На протяжении первых трех веков, в условиях жесточайших гонений и преследований христиан, не было возможности возводить храмы. Верующие вынуждены были совершать богослужение, скрываясь глубоко под землей, в катакомбах. Лишь с начала IV века в связи с распространением христианства начнется повсеместное строительство храмов.

Основой христианского храма стала базилика («царский дом») – вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колон на части, т. е. нефы, число которых достигало 3 или 5. Все храмы были строго ориентированы на восток, т. к. там, по представлениям христиан, находился Иерусалим -центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объему примыкала полукруглая ниша-апсида с расположенным в ней алтарем – священной частью храма. Характерную черту подобных храмов составляют деревянные балочные перекрытия.

Внешний облик базилики подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов, т. е. наружных стен храмов. Однако внутреннее их убранство отличалось особой пышностью и великолепием. Стены украшались облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями, роскошными предметами церковной утвари. Такой тип храма стал принадлежностью католического христианства.

Трёхнефная базилика Сант-Аполлинаре-Нуово Успенский собор, Ярославль, Россия

(VI век) Италия

На Руси широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, имеющий в плане форму креста и завершенный в центре куполом. Такой тип храма стал символом христианского православия.

Итак, мы на пороге православного храма. . . За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь все обращает на себя наше внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишенной глубокого духовного смысла. Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущего в вечность. . .

Во внешнем облике храма мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога . Позднее стали воздвигать храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют– Святую Троицу , пять куполов – Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии имеет 22 главы, а общее количество глав трех основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу лет земной жизни Иисуса Христа.

Форма купола тоже имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях – защитниках Отечества. Луковичная форма символизировала пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или двунадесятым праздникам, -символ небесной славы. Синие купола со звездами посвящены Пресвятой Богородице и

напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Зелёные купола посвящались Троицы символизировали цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны куполами зеленого или серебряного цвета.

С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением. Самым замечательным сооружением этого типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.

Над входом в храм, а иногда рядом с ним строилась колокольня или звонница.

Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдем в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлученные за

Церковь Вознесения тяжкие грехи от Святого Причастия.

в с. Коломенском. Они смиренно просили входящих помолиться за них с

надеждой на милость Божию.

Заходил я в притвор, и смиренно в дверях становился,

И смотрел в глубину, погружённую в сумрак на треть.

Замирала душа, и дрожало свечное мерцанье,

А гремящие хоры свергали волну за волной.

И всё чудилось мне, что ступил я в предел Мирозданья

И что вечность сама возжигала огни предо мной. (Н. Тряпкин)

Да, здесь все поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперед, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещенном проеме вы видите образ Спасителя, облаченного в белые, сверкающие одежды.

Главная часть храма – это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом.

Возвышение, на котором находится алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма.

Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон – место, откуда

священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы – места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определенных святых.

Иконостас

Задание для самостоятельной работы

1. Что представляли собой храмы первых мировых цивилизаций: Древнего Египта, Месопотамии, Греции, Рима? Почему храм называют моделью мира?

2. Каковы особенности храмовой архитектуры христианства? Чем отличаются католические храмы от храмов православной церкви? Как устроена базилика? Если вам приходилось бывать в православном храме, то расскажите о своих впечатлениях. Что в его внешнем и внутреннем облике особенно вас заинтересовало?

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

Метки: Искусствоведение