Методика монографических уроков в курсе музыкальной литературы ДМШ и ДДТ Урок музыкальной литературы – это творческий подход педагога. На уроке реализуется то, что заранее, в процессе предварительной подготовки задумал и разработал преподаватель. Но с другой стороны, его рассказ в классе не воспроизводит написанный конспект, а представляет собой свободное изложение учебного материала. Кабалевский советует педагогам быть независимым от заранее заготовленного текста, потому что в подобной устной передаче рассказ становится безадресным и безжизненным. К тому же, преподаватель должен учитывать условия, складывающиеся в классе, которые могут существенно преобразить задуманную ранее композицию урока. Приходится принимать во внимание живое общение с учениками, когда преподаватель выступает не только носителем знаний, источником информации, но и организатором познавательной деятельности учащихся. Прежде всего, необходимо разграничить два круга вопросов. Первый – отбор материала для рассказа, второй – выбор конкретного приема его подачи. Отбор учебного материала преподавателем не противоречит наличию учебника, по которому учащиеся будут повторять содержание урока. Соотношение текста учебника и содержания устного изложения – могут значительно различаться. Изложение биографии в учебниках обычно в повествовательной форме. Рассказ преподавателя более живой, эмоциональный, может быть насыщен различными приемами, чтобы облегчить его запоминание и осмысление. Биографический рассказ стоит начать с небольшого вступления для того, чтобы учащиеся были подготовлены к изучению новой темы. Сперва это кажется очень просто. Обычно педагоги импровизируют или пользуются преамбулой в тексте учебника. Но трудность в том, что нужно суметь совместить необходимый минимум информации с яркой образностью, нестандартной завязкой, что так привлекает внимание подростков и создает настрой для всего последующего повествования. У каждого преподавателя должен быть свой подход к рассказу, что поможет избежать стандартных формул. Интересное, привлекающее внимание начало урока ко многому обязывает преподавателя. «Первая половина» биографии всегда оказывается более доступной для подростков. Это связано с тем, что преобладает конкретный жизненный материал, близкий и понятный школьникам: семья, детство, учение, учителя, начало музыкальных занятий, первые успехи и первые трудности, выбор жизненного пути и т. д. Сложности начинаются, когда рассматривается зрелый период творческой деятельности. Даже перечень сочинений, возникших в лучшую пору жизни композитора, не содействует оживлению рассказа. Таким образом, педагог должен определиться, на что следует акцентировать внимание, отбирая материал. Полезными в воспитательном плане окажутся примеры из детства музыкантов, характеризующие их разносторонние интересы, активность натуры. Значительный воспитательный аспект могут иметь примеры, характеризующие путь к музыке будущих композиторов. Определяющим всегда было духовное стремление к музыке, а не ее навязывание взрослыми или мода общества, страстное желание слушать и самому извлекать звуки, то есть выражать себя через музыку и в музыке. «…Весь секрет таланта и гения состоит в том, – объясняет этот феномен Г. Нейгауз, – что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне»[1]. В основном все биографии музыкантов начинаются с того, что в доме звучала музыка и в юношеском возрасте, когда вставал вопрос о выборе пути. Верх брала музыка, заложенная «в душу» природой. Ученикам полезно знать, как преклонялись великие музыканты перед своими духовными наставниками, сколько черпали для себя в общении с их искусством, как учились на их примере. Не должно выпадать из внимания при отборе материала для биографического рассказа то, что каждый из композиторов в силу различных социальных условий и жизненных обстоятельств приобретал разными путями школьное и послешкольное образование, и все они тянулись к знаниям, к культуре, к широкой образованности. Если, например, взглянуть на молодые годы русских классиков, то они приняли в круг своих интересов все лучшее, что могли им дать привилегированные учебные заведения того времени и те образованные наставники и друзья, с которыми свела их судьба в период становления личности. Широта интересов и высокая образованность Шостаковича подтверждаются как кругом их общения, так и обращением в творчестве к темам и сюжетам мировой литературы и событиями современности. А искусство Шостаковича убедительно свидетельствует о социальных проблемах советской эпохи, которые смолоду глубоко волновали композитора. Изложение «второй половины» биографии скорее окажется уже конспективным с выделением лишь узловых моментов жизни. Например, двойственное положение Шостаковича в условиях существующего режима. Следующим этапом после того, как отобран и скомпонован материал для биографического урока будет способ его подачи. Обычно, это просто рассказ с эмоционально-образной подачей. Большой плюс тем преподавателям, которые владеют умением увлекательно рассказывать. Они всегда будут чувствовать уверенность, а учащиеся с интересом будут слушать и переживать все его перипетии. Но есть и другой вариант, когда ученики не выступают в роли пассивных слушателей, а становятся соучастниками беседы поискового характера. Этот метод обучения, называемый проблемным, вовлекает школьников в поиск, мобилизующий их интеллект, имеющиеся знания и опыт. Другой метод изучения биографии – это работа в классе с текстом учебника. Это учит учащихся самостоятельной работе с книгой. Но к сожалению, практика показывает, что учащиеся далеко не всегда извлекают необходимые знания из текста книги, не умеют выделить в нем главное, хорошо осмыслить прочитанное. Организовать такую работу можно следующим образом: преподаватель читает вслух, а учащиеся следят по книге; после прочтения каждого абзаца преподаватель выделяет в нем главную мысль, комментируя ее. Неключевые эпизоды текста можно опускать, лишь бегло просматривая их. Оставшуюся часть текста ученики прочитают дома. В связи с изучением биографии композиторов возникает вопрос: нужно ли учащимся делать конспекты в тетрадях. Когда у учеников есть учебник, необходимость в этом отпадает. И сам рассказ педагога перестанет быть интересным, когда ученики будут постоянно что-либо записывать. Кроме того, любая диктовка лишает речь живости и образности. В случаях, когда у детей нет учебника, педагог может продиктовать составленный им краткий план биографии в тезисной форме. Умение сочетать рассказ с диктовкой тезисов требует от преподавателя определенной сноровки, а сами тезисы – предварительной и тщательной подготовки в письменной форме. Можно обойтись без тезисов, заменив их наглядной схемой. Это более легкодоступно для восприятия, осмысления и запоминания. Конечно же, она может содержать лишь самое основное. Каждая такая запись подведет черту определенному периоду жизни композитора. Например, биографию Д. Д. Шостаковича можно представить следующей таблицей:
1915-1917 |
Первые творческие опыты. Написаны фортепианные пьесы: «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции». |
1919 |
После занятий в частной музыкальной школе Шостакович в возрасте 13 лет принят в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано. |
1919-1925 |
В консерваторские годы было написано большое количество пьес, романсов, симфонических партитур. Самое крупное произведение – «Первая симфония», ставшая его дипломной работой. |
1923 |
Шостакович окончил консерваторию по специальности фортепиано (у Л. В. Николаева). |
1925 |
Закончил консерваторию по специальности композиция. Его дипломной работой была Первая симфония. Она стала крупнейшим событием музыкальной жизни и положила начало мировой известности автора. Концертирует как пианист, получает почетный диплом на первом Международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве. |
1926 |
Началась краткая полоса экспериментов, поиска новых музыкальных средств. В это время появилась Первая соната для фортепиано. |
1927 |
Написаны: пьеса «Афоризмы», Вторая симфония «Октябрь» |
1929-1932 |
Написана Третья симфония «Первомайская». Появление кино– и театральной музыки: «Новый Вавилон» (1929), «Златые горы» (1931), спектакли «Клоп» (1929) и «Гамлет» (1932) связано с формированием новых образов, особенно социальной карикатуры. Продолжение этого было найдено в опере «Нос» по Н. В. Гоголю (1928) и в опере «Леди Макбет Мценского уезда» (1932) по одноименной повести Н. Лескова. Во второй редакции опера стала называться «Катерина Измайлова». Сам автор назвал свою оперу «трагедией – сатирой». |
Середина 1930-х |
1934 – опера «Катерина Измайлова» поставлена в Ленинграде и Москве; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Создана Четвертая симфония, балет «Светлый ручей». Появляются ясные, светлые, грациозные, уравновешенные произведения, среди которых Соната для виолончели и фортепиано (1934). |
1937 |
Создана Пятая симфония. Отличалась классической законченностью, продолжающей традиции Бетховена и Чайковского. |
1938 |
Написан Первый струнный квартет. |
1939 |
Написана Шестая симфония. Шостакович становится профессором Ленинградской консерватории. |
1940 |
Написан Квинтет для струнного квартета и фортепиано, ставший крупнейшим событием музыкальной жизни. |
Июль – декабрь 1941 |
Создание Седьмой симфонии, ставшей музыкальным памятником Великой Отечественной войне, вершиной творчества композитора. |
1942 |
Шостакович был эвакуирован в Самару (Киров). |
1943 |
Создание Восьмой симфонии, также посвященной войне. |
Февраль 1948 |
Было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов, в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». |
1948-1952 |
Оратория «Песнь о лесах» (1949) на слова Е. Долматовского, кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952), «Десять хоровых поэм» на стихи русских революционных поэтов, концерт №1 для скрипки с оркестром, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»,струнные квартеты №4 и №5 и(1949, 1952), цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951). |
1953 |
Написана Десятая симфония, где автор выражает свои размышления о послевоенной жизни народа. |
1954 |
Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу Международную премию мира. В этом же году ему присвоено звание народного артиста СССР. |
1957 |
Создание Одиннадцатой симфонии, посвященной Первой русской революции, которая также носит название «1905 год». |
1958 |
Композитор совершил тур по Европе, в ходе которого его избрали почетным членом Национальной академии Санта Сицилии в Риме и присудили докторскую степень в Оксфорде. |
1961 |
Пишет Двенадцатую симфонию «1917 год», памяти В. И. Ленина. |
1962 |
Создана Тринадцатая симфония на стихи Е. Евтушенко, которая стала продолжением и развитием наследия Л. -В. Бетховена. |
1964 |
Поэма «Казнь Степана Разина» – стала кульминацией эпической линии в творчестве Шостаковича. |
1966 |
Шостакович получил Золотую медаль Королевского филармонического общества. |
1969 |
Написана Четырнадцатая симфония, предназначенная для сопрано, баса и камерного оркестра. |
1971 |
Цикл из восьми баллад «Верность» на стихи Е. Долматовского, для мужского хора с капеллой. |
Лето 1971 |
Пятнадцатая симфония – проникнута сложными философскими размышлениями о смысле жизни и творчества. |
Такая схема облегчит учащимся осмысление и запоминание биографии при ее повторении дома по тексту учебника. Всегда приветствуется, когда на уроках по изучению жизни и творчества композитора звучит его музыка. Многие преподаватели, прежде чем начать рассказ о композиторе играют ученикам на фортепиано его произведения. Например, «Песня о встречном» или 1-я часть Пятнадцатой симфонии Шостаковича. Такое предисловие чаще всего создает желательную атмосферу. Выбор музыки для включения ее в биографический урок зависит не только от намерений преподавателя. Часто он диктуется имеющимися возможностями исполнения или воспроизведения музыки. Заканчивать биографические уроки следует обзором творческого наследия композитора. Это необходимо для того, чтобы освободить биографический рассказ от большого перечня произведений, последовательно создаваемых в процессе жизни. Достаточно включить несколько наиболее значительных на творческом пути композитора сочинений. Обзор творческого наследия дает возможность познакомить школьников с теми музыкальными жанрами, которые остаются за пределами музыкальной части содержания предмета, и закреплять эти знания при каждом следующем обзоре, добавляя что-то новое. Вот так, к примеру, может быть оформлено творческое наследие Шостаковича в наглядной таблице:
Театральная (сценическая) музыка |
Концертная музыка |
Камерная музыка |
Музыка к кинофильмам |
Литера-турное наследие |
Опера «Катерина Измайлова» Опера «Нос» Опера «Игроки» Балет «Золотой век» Балет «Болт» Балет «Светлый ручей» Музыкальная комедия «Черемушки» |
15 симфоний (среди них седьмая «Ленинградская», одиннадцатая «1905 год», двенадцатая «1917 год» памяти В. И. Ленина, тринадцатая для баса, хора и оркестра) Увертюры, сюиты Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» Концерты для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Оратория «Песнь о лесах» Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» Сатирическая кантата «Раёк» Гимн РСФСР Гимн Москве |
Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели Трио для фортепиано, скрипки и виолончели 24 прелюдии и фуги для фортепиано Вокальные циклы, песни (среди них «Песня о встречном», «Песня мира») на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти Вокальный цикл Из еврейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепиано |
«Встречный», «Человек с ружьем», «Молодая гвардия», «Гамлет», «Карл Маркс», «Златые горы», «Король Лир», «Овод» |
Письма Статьи Рукописи |
Подобная таблица содержит весьма емкую и разноплановую информацию. Количество сведений, включаемых в таблицу, преподаватель определяет, исходя из своих намерений и условий учебного процесса. «Изучение биографий великих композиторов по своему назначению и по реальному вкладу в музыкальное воспитание и образование школьников многофункционально. Дополняя то, что получают учащиеся при непосредственном соприкосновении с музыкой на всех других уроках в музыкальной школе, биографические уроки содействуют более гармоничному и глубокому освоению знаний, придают процессу овладения способами музыкальной деятельности гуманитарно-образовательную широту. Однако достижение ожидаемых результатов, объективно заложенных в содержание биографического материала, возможно лишь при том условии, когда методика таких уроков, то есть вся система средств реализации учебно-воспитательных задач, в наибольшей мере будет отвечать этому содержанию и всем условиям процесса обучения»[2]. Заключение Свою работу я посвятила методике преподавания монографических уроков музыкальной литературы на примере изучения творчества выдающегося советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Его вклад в музыку XX века очень велик. И на уроках музыкальной литературы творчество Шостаковича занимает одно из важных мест. В представленной работе я рассказала, что изучают на монографических уроках, на какие факты из жизни Шостаковича обращают внимание чаще всего, какие произведения его подробно изучаются и с какой целью. Уроки музыкальной литературы способствуют формированию интереса учащихся к музыке и знаниям о ней, расширяют их общий и музыкальный кругозор, способствуют углублению представлений о музыкальном искусстве и его месте в общественной жизни. Одним из рассмотренных мною аспектов методики преподавания музыкальной литературы в школе был анализ монографической темы. Мне хотелось показать важность и значение биографических уроков, связь музыки с реальной жизнью, биографией композитора. Всё это дает возможность представить учащимся конкретную историческую эпоху, социальную среду, в которой создавалась и звучала музыка. Шостакович был свидетелем великих исторических событий: первая мировая война, социалистическая революция в России, Великая Отечественная война. Вся жизнь страны, её народа, все тяготы и трагедии века нашли мощное эмоциональное отражение в его музыке. "И каждый раз над новым сочинением он, задыхаясь, жизнью рисковал", – писал о Шостаковиче М. Лисянский. Таким образом, по своему вкладу в музыкальное воспитание и образование изучение биографий великих композиторов очень многофункционально. Такие уроки содействуют более гармоничному и глубокому усвоению знаний. Библиография 1. Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М. : Музыка, 2005. – С. 126. 2. Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. – М. : Музыка, 1980. 3. Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича. –М. : Сов. композитор, 1982. 4. Петров В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. 5. Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. – М. : Музыка, 1976. 6. Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1. – Л. : Сов. композитор, 1985.
[1] Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. С. 11.
[2] Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М. : Музыка, 2005. – С. 126.
|