Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения
Пояснительная записка
Изобразительное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои умения, способности любому человеку. Открывает перед ним двери в мир прекрасного, из которого потом не хочется выходить. И как отметил Сухомлинский «Искусство – это время и пространство. В котором живет красота человеческого духа, как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»
Предлагаемая программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 9 до16 лет и рассчитана на 3 учебных года (102 часа в год); при углубленном изучении ее можно распределить на несколько лет. В работе могут участвовать дети не имеющие предварительной подготовки.
Целью данных поурочных разработок является формирование творческих способностей, воспитание эмоционально-эстетического отношения к действительности
Задачи:
Образовательные:
– научить владеть средствами художественной выразительности;
– научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
– формировать интерес к изобразительному искусству;
– углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
Воспитательные:
– формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
– формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
– формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
– развитие у детей фантазии, образного мышления;
– формировать эстетический и художественный вкус;
– содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Обучение проводится по двум направлениям:
– усвоение теоретических знаний;
– формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как беседа, рассказ, объяснение и непосредственно выполнение практических заданий.
Формы контроля.
Подведением итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Поскольку дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, коллективное обсуждение и выявление лучших работ. Именно такая форма позволит детям объективно оценивать не только чужие, а также и свои работы.
В конце года проводится викторин, по результатам которой педагогу дается возможность оценить теоретические знания и практические умения обучающихся в разных областях изобразительного искусства: живопись, графика и частично ДПИ
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
– сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст цветов, сочетание оттенков цветов, колорит);
– основные средства композиции, закономерности конструирования предметов, законы линейной и воздушной перспективы, светотени;
– основные приемы работы с различными материалами и их свойствами.
Должны уметь:
– правильно организовывать свое рабочее место;
– самостоятельно работать и последовательно выполнять тематическую композицию;
– уметь анализировать и правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет и фактуру предметов;
– уметь изображать человека, животных с передачей пропорций, строения натуры;
– уметь работать с различными нестандартными материалами.
Дидактические и методические материалы.
Для наиболее качественного проведения занятий необходимо иметь:
– образцы практических работ;
– журналы, книги, фотографии, буклеты.
Содержание программы
I. Живопись
Цель: дать учащимся основы изобразительной грамотности, уметь изображать различные предметы, развивать приемы работы с красками ознакомить учащихся с основными техниками и приемами работ в живописи.
- Беседа о грамотном рисовании
- В осеннем лесу
- Воспоминание об осени
- Волшебный дождь
II. Бумажная пластика
Цель: развитие творческих индивидуальных способностей детей при работе с бумагой.
- Забавные открытки
- Неземные цветы
- Квиллинг
III. Рисунок
Цель: расширить знания учащихся о графике как виде изобразительного искусства, и возможностях графических художественных материалов.
- Герои советских мультфильмов
- Мой лучший друг
IV. Лепка
Цель: научить свободно пользоваться способами и приёмами лепки из пластилина.
- Пластилиновая гора
- Диснеевские герои
V. Композиции
Цель: расширить знания учащихся о законах композиции, познакомить с многообразие форм и изображением мира вещей.
- Мир под водой
- Волшебный музыкальный инструмент
- Шедевры из темноты
VI. Бисеронизание
Цель: научить владеть различными материалами, инструментами при работе с бисером, развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление, художественный вкус.
- Основные материалы
- Красивые поделки
- Изящные украшения на нити
Тематический план на 1 год
№ | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
Живопись | ||||
1 | Беседа о грамотном рисовании | Беседа о художественных материалах, инструктаж о технике безопасности | 1,5 | - |
2 | В осеннем лесу | Экскурсия в осенний лес | 1,5 | - |
3 | Воспоминание об осени | Натюрморт из сухих осенних листьев | 0,5 | 5,5 |
4 | Волшебный дождь | Живопись, техника «а-ля прима» | 0,5 | 5,5 |
Бумажная пластика | ||||
5 | Забавные открытки | Изготовление простой, несложной и объемной открытки | - | 4,5 |
6 | Неземные цветы | Картина с цветами | - | 9 |
7 | Квиллинг | Создание объемной игрушки в технике квиллинг | - | 9 |
Рисунок | ||||
8 | Герои советских мультфильмов | Иллюстрирование советских мультфильмов | - | 7,5 |
9 | Мой лучший друг | Шарж | - | 6 |
Лепка | ||||
10 | Пластилиновая гора | Рисование пластилином | - | 6 |
11 | Диснеевские герои | Создание из пластилина диснеевских героев | - | 9 |
Композиции | ||||
12 | Мир под водой | Рисование по представлению подводного мира | - | 6 |
13 | Волшебный музыкальный инструмент | Рисование по представлению музыкального инструмента | - | 9 |
14 | Шедевры из темноты | Рисование с закрытыми глазами | - | 6 |
Бисеронизание | ||||
15 | Основные материалы | Беседа о материалах, приемах низания | 0,5 | 2,5 |
16 | Красивые поделки | Плетение из бисера забавных фигурок (часики, шар, котенок, мухомор и т. д. ) | 6 | |
17 | Изящные украшения на нити | Плетение бижутерии | - | 6 |
4,5 | 97,5 | |||
Итого | 102ч |
Тематический план на 2 год
№ | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
Живопись | ||||
1 | Вводное занятие, ознакомление учащихся с планом на учебный год | 1,5 | - | |
2 | Осенний пейзаж | Рисование на пленере | - | 4,5 |
3 | Натюрморт | Выполнение натюрморта из 3 предметов. Соблюдение правил освещения | 1 | 5 |
Рисунок | ||||
4 | Кошка которая охотится за звездами | Анималистка. Анатомия животных, цвет, пластика, образ жизни животных | 1 | 8 |
5 | Бытовой натюрморт | Выполнение натюрморта в технике «штриховка» | 1 | 8 |
Композиции | ||||
6 | Натюрморт по представлению | Рисование по представлению различных натюрмортов: холодный, случайный, бытовой. детский и дт. . | 1 | 5 |
7 | Декоративное дерево | Рисование дерева, которого нет в природе | 1 | 8 |
8 | Шедевры из темноты | Рисование непрерывной линией с закрытыми глазами | 1 | 8 |
Бисеронизание | ||||
9 | Плетение на проволоке и леске | Основные методы и приемы работы с бисером | 0,5 | 7 |
10 | Картина из бисера | Приклеивание бисера к плотной основе | - | 10,5 |
Соленое тесто | ||||
11 | Изготовление теста | Основные приемы приготовления соленого теста, его хранение | 3 | |
12 | Плоская игрушка | Изготовление и роспись плоской игрушки | - | 7,5 |
13 | Объемная игрушка | Изготовление и роспись объемной игрушки, на выбор ученика | - | 9 |
14 | Цветы, фрукты. подсвечник | Оформление интерьера | - | 10,5 |
8 | 94 | |||
Итого | 102ч |
Тематический план на 3 год
№ | Тема | Содержание занятия | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
Живопись | ||||
1 | Мы снова вместе | Вводное занятие | 1,5 | - |
2 | Теплый и холодный натюрморт | Выполнение натюрморта из 5 предметов | 1 | 5 |
Рисунок | ||||
3 | Сказочные человечки | Рисунок по представлению | 3 | |
4 | Портрет | Основы построения человеческого лица | 0,5 | 8,5 |
5 | Фигура человека | Анатомия человека. Правила построения фигуры человека | 0,5 | 8,5 |
Композиция | ||||
6 | Картины – фантазия | Абстрактная картина | 10,5 | |
7 | Анимация | Рисуем мультфильм | - | 9 |
Квиллинг | ||||
8 | Объемные игрушки | Изготовление игрушек | - | 9 |
9 | Композиция из цветов | Квиллинг в интерьере | - | 10,5 |
Оформительские работы | ||||
10 | Шрифт | История и виды шрифта | 1,5 | - |
11 | Орнамент | История и виды орнамента | 0,5 | 8,5 |
12 | Плакаты и стенгазеты | Основные правила оформления | 0,5 | 7 |
Бисеронизание | ||||
13 | Плетение на проволоке и леске | Основные методы и приемы работы с бисером | 0,5 | 7 |
14 | Картина из бисера | Приклеивание бисера о плотной основе | - | 9 |
6,5 | 95,5 | |||
Итого | 102ч |
Список литературы
- Н. И. Пьянкова «Изобразительное искусство в современной школе» М. , 2006
- В. Визер «Живописная грамота, система цвета в изобразительном искусстве» М. , 2006
- В. Визер «Живописная грамота, основы портрета» М. , 2007
- Л. Жорретт «Римунок» М. , 2004
- О. В. Иванова «Акварель: Практические советы» М. , 2002
- Е. А. Гурбина «Занятия по прикладному искусству» М. , 2009
- Н. И. Платонова «Энциклопедический словарь юного художника» М. , 1983
- Т. Г. Петровец «Мировая живопись» М. , 2001
- В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества: ланы и сценарии уроков изобразительного искусства» М. , 2004
Метки: Искусствоведение