Урок изобразительного искусства в 8 классе "Как не воспитать "Иванов не помнящих родства". Памятники архитектуры – эстафета народной культуры"
Урок изобразительного искусства в 8 классе "Как не воспитать "Иванов не помнящих родства". Памятники архитектуры – эстафета народной культуры" Цели и задачи урока:
– Сформировать представление о стилях.
– Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.
– Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.
– Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.
– Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала.
– Развивать творческую и познавательную активность.
Материалы и оборудование:
Репродукции:
– Древний Египет. Храм.
– Эпоха Возрождения. Интерьер дворца.
– Деревянное зодчество. Кижи.
– Мой город. Кузнецкая крепость. Драматический театр. Ажурные решётки проспекта Металлургов. Планетарий. Площадь Маяковского.
– Самарканд. Площадь Регистан. Древний город Таллин.
– Рыцарский замок-собор Нотр Дам в Реймсе.
– Японский пейзаж.
Репродукции художественных стилей:
– Романский, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн
– Собор Парижской богоматери
– Казанский собор
– Петровский дворец
– Ажурная башня Шаболовки
– Венские стулья
Слайды
– Музей деревянного зодчества: Кижи (силуэт)
– Город-музей: Ростов Великий
– Музей-заповедник «Коломенское» (Москва). Вид царского дворца в Коломенском. Новодевичий монастырь.
– Уголок старой Москвы. «Погодинская изба»
– Государственная Третьяковская галерея (Москва)
– Покров на Нерли на фоне пейзажа.
– Ярославль. Собор с колокольней.
Ход урока:
1. Знакомство с историческими памятниками нашей страны.
В Самарканде происходит знакомство со сказочно-прекрасными памятниками узбекской национальной архитектуры (мечеть, медресе, мавзолей, дворец-крепость). Набор слайдов «Самарканд»
Следующее путешествие в Прибалтику, в столицу Эстонии– древний город Таллин на берегу Финского залива.
Задание. Обучающимся предлагаются варианты конструирования жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными постройками.
При изучении архитектуры Древней Греции рассматривается строгий и величественный храм прямоугольной формы, окружённый со всех сторон колоннами – основной тип общественного здания в античной архитектуре.
Задание. Обучающиеся конструируют рельефный образ храма с колонами и ступенями.
Знакомство с образом художественной культуры средневековой Западной Европы. В качестве характерных примеров готики рассматриваются рыцарские замки и памятники средневековой архитектуры.
Собор Нотр Дам в Реймсе. Суровые условия жизни, борьба за власть-постройка имеет крепостной, оборонный характер. Отсюда – суровый, мрачный облик замков, высокие сторожевые стены, башни, глубокие рвы вокруг стен.
Знакомство с архитектурой разных народов продолжается в Японии. Несколько столетий назад японские архитекторы построили удивительные сооружения –японские храмы «пагоды», сказочные терема с интересными формами крыш, с причудливо загнутыми вверх углами. Японский дом невозможно представить без миниатюрного сада с карликовыми деревьями в 30 сантиметров высотой, которые выращивают 300 лет многие поколения людей; «сада камней», «сада водопада», сада для любования.
(Слайды:
Японский пейзаж.
Хиросигэ. Вид Фудзи.
Утамара. Большие головы.
Киенага. Прогулка. Икэбана.
Хокусай. Над потоком.
В Древнем Египте треугольник и пирамида это не одно и то же. Геометрические тела объёмны, а фигуры плоски, геометрические тела можно рассмотреть со всех сторон, а плоские-с одной. И лучше всего об этом говорят вещи, которые нас окружают и та среда –дом, город, в котором мы живём, общественные предприятия , заводы. Это частица нашего мира– большая или малая, где бурлит жизнь и где, к сожалению природа всё меньше и меньше находит себе место, вытесняемая мощным напором городского строительства. Дизайн и архитектура создают вторую рукотворную природу, состоящую из вещей, зданий, машин. Поэтому сначала нужно разобраться в простом. Из каких геометрических (объёмных) форм построены здания нашего города. Самые распространённые формы домов: это параллелепипеды и кубы, крыши деревянных строений –трехгранные призмы. Обучающимся предлагается привести примеры.
Здание Драматического театра в нашем городе состоит из крыльца-параллелепипеда, колонны-цилиндра с ордерами, венчает главный корпус-параллелепипед с оконными проёмами и крыша, горизонтально расположенная трёхгранная призма. На театральной площади – фонтан, похожий на закруглённый конус, расположенный в центре большого цилиндра с цилиндрическим отверстием. А также беседка в виде цилиндрических площадок с колоннами, которую венчает крыша. Здание планетария с примыкающей к нему цилиндром с крышей полусферой.
Задание. Продумать и описать:
– современные многоэтажные здания на левом берегу с башенками «Изумрудный город»;
– здание в конце проспекта Металлургов и проспекта Строителей, венчающиеся башней;
– красивый многоквартирный дом на площади им. Маковского с башнями;
– собор в Кузнецком районе
Задание. Продумать, найти и описать здание интересной формы. А также необычную форму здания, собора других стран и городов с фотографией, репродукцией, схемой.
2. Практические задания. Нарисовать в объёме:
– «Рыцарский замок» (Дом – крепость), эпоха средневековья (Франция, Германия, Италия, романский стиль)
– «Город будущего» Фантазия. Дом из геометрических тел.
Дополнительный материал.
Основные художественные стили:
Романский стиль.
Крестово-купольный храм, 4 опоры – арки полуциркульные. Собор-базилика -2 башни по бокам от входа, увенчанные крышами-конусами.
Замки Италии– нарядные, многоярусные. В Германии и Франции –монументальность, суровость и лаконичность. Главная черта– не роскошь, а основательность.
Готический стиль. (17век)
Храм– стремление души к небу, вдвое выше романского. Ажурное, воздушное: стрельчатые арки, окна, своды, витражи, орган-свет и воздух. Пример, собор Парижской богоматери.
Ренессанс.
Прямоугольные объекты. Главная тема-человек. Пропорции зданий соотнесены с человеком. Собор святого Петра в Риме. Капитолий в Риме.
Барокко (искривлённая жемчужина)
Красота, роскошь, пышность фасадов и декоративных элементов. Зимний дворец. Собор Смольного монастыря.
Рококо (18 век, раковина)
Аристократический стиль. Хрупкость, изысканность, инкрустация, лепнина. Дворцовый стиль.
Классицизм (образцовый)
Упорядочно, разумно, гармонично. Санкт-Петербург. Петродворец. Версаль, парк. Дворец Лувр. Триумфальная арка. Казанский собор. Петровский дворец.
Ампир
Подражание деревенскому декору, упадок ремёсел. Большой театр. Исакиевский собор.
Модерн («летучность»)
Асимметрия, оригинальность, блеск, фантазия, ажурная башня Шаболовки – мостки архитектуры прошлого и настоящего. Венские стулья.
3. «Спальный район»
В последнее время мы часто говорим с неприязненной интонацией «Спальный район»…. Жильё – бетонная коробка. А для многих ребят в классе эти коробки– малая Родина. И для них эти места будут самими дорогими картинами детства или… не будут. Как пища человеку нужны визуальные впечатления. Городской дизайн – это мостик между архитектурой и человеком.
4. Практическое задание.
Обучающимся предлагается нарисовать и описать работу по теме «Город и общество»:
– Прогулка по тихим переулкам.
– На центральной улице
– В большом магазине.
– Строение, которое портит пейзаж, жизнь людей близ расположенного дома (фото).
– Подъезд, двор дома.
– Городской парк вечером.
– Район моего города.
5. Заключение.
Если я не разглядываю хоть изредка пожелтевшие фотографии родителей, не забочусь о саде, не берегу их вещи, значит я не люблю их…
Если ты не радуешься встрече со старыми улочками и домами, пусть даже плохонькими, значит в тебе не любви к твоему городу.
Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, равнодушен к Родине. Кто он тогда?
Степная трава, перекати-поле, которую гонит осенний ветер, ни давая нигде задержаться, пока она оторванная от земли не попадёт в какую-нибудь грязную лужу…
Литература
1. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия” 2. Гартман К. О. Стили. – М. : Просвещение, 2000.
3. Гутнев А. , Глазычев В. Мир архитектуры. – М. : Просвещение, 1990.
4. Иконников А. В. “Тысяча лет русской архитектуры”, Искусство, Москва, 1990 г. 5. Кильпе Т. А. Основы архитектуры. – М. : Высшая школа, 2002. 6. Лалидов И. В. , Туркус М. А. Элементы архитектурной композиции. – М. : Просвещение, 1938. 7. Мелодинский Д. А. Архитектурная пропедевтика. – М. : Просвещение, 2000. 8. Панасенко Ю. Ф. , Шамаро А. А. Нартекс: архитектура, зодчество, церковь, храм, нартекс. // Наука и религия. 1992, №1. 9. Электронные ресурсы:
http://www. artclassic. edu. ru/ – коллекция образовательных ресурсов (поиск
произведений искусства по времени, стране, стилю и др. )
http://www. artprojekt. ru – энциклопедия искусства
http://www. smirnova. net/ – гид по музеям мира и галереям
http://sovietart. narod. ru/main. htm – Советская живопись.
Метки: Искусствоведение