Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Сценарная разработка музыкальной гостиной П. И. Чайковский "Уроки красоты"

Сценарная разработка музыкальной гостиной П. И. Чайковский "Уроки красоты"

– 1-

Скажите, пожалуйста, дорогие друзья, вы любите путешествовать? Давайте все вместе отправимся в солнечную Италию, где жаркое солнце и ласковое море, апельсиновые рощи и сочные виноградники. А какие весёлые люди живут в этой стране. Кажется, что все итальянцы уже рождаются музыкантами…

Тс-с-с-с… Вы слышите? Это играет мальчишка– скрипач на улице Неаполя. Играет и не знает, что у открытого окна, улыбаясь, его слушает русский путешественник и музыкант. А когда вернётся русский к себе на Родину, в далёкую снежную Россию, то сочинит свою «Неаполитанскую песенку», как привет маленькому музыканту и солнечной восхитительной Италии.

Нашим героем будет написано ещё много: «Детский альбом», «Времена года», балеты, симфонии, оперы– всё это драгоценный жемчужины в россыпи музыкальных самоцветов. Воспоминания, откровения, надежды и мечты – вся жизнь нашего композитора в этих произведениях.

В произведениях столь гениальных, а жизни столь яркой, что спустя более двух веков стоит поведать о них потомках.

Сегодня мы расскажем вам о великом Русском, гордости и славе нашего Отечества, о том, чьё имя во всём мире является символом России.

Наш вечер посвящён Петру Ильичу Чайковскому.

– 2 –

1840 год. Урал, глухой провинциальный городок Воткинск.

Именно здесь, 165 лет назад, в семье горного инженера, начальника Воткинского завода, Ильи Петровича Чайковского, родился сын – очаровательный мальчик, которого назвали Петр.

Его ласкали, воспитывали и учили, как и всех остальных детей. А еще, его необыкновенно все любили, потому, что чувствовали, как он любил всех.

Всегда с горящими глазами, развивающимися вихрами, самый старательный и понятливый, веселый выдумщик и фантазер, маленький Петя был чрезвычайно впечатлителен.

Обидеть и задеть его мог каждый пустяк, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Это был ,, стеклянный ребенок ,,.

В детстве большим другом Чайковского была его няня, молодая француженка Фанни Дюрбах. Фанни обладала, по– видимому, большим педагогическим талантом и наблюдательностью. Она обожала своего маленького Пьера и рано заметила его одаренность и восприимчивость.

Способности мальчика были очень яркими. В 6 лет он свободно говори на французском и немецком языках, обожал литературу и даже пробовал сам сочинять, за что Фанни, шутя, называла его ,, наш маленький Пушкин ,, .

Получив от матери элементарные понятия о музыке, Чайковский в 4-х летнем возрасте сочинил пьеску под названием ,, Наша мама в Петербурге ,, а в пять лет совершенно верно подбирал на фортепиано все знакомые мелодии и очень огорчался, когда его отвлекали. Отойдя от инструмента, он продолжал на чем попало перебирать пальцами.

– 3 –

Фанни Дюрбах – Однажды, увлекшись этим немым

бренчанием на стекле оконной рамы,

он так разошелся, что разбил его и

очень сильно ранил себе руку.

Это происшествие, маловажное само по себе, было очень значительным в жизни Петра Ильича.

Родители серьезно обратили внимание на влечение мальчика и пригласили в дом учительницу музыки.

И все же, несмотря на яркую одаренность сына, родители не помышляли о музыкальной карьере для него. Чтобы обеспечить будущее сына, родители определили его в Училище правоведения, которое готовило юристов высокого класса.

Так закончилось детство Петра Ильича Чайковского. Прощание с любимой воспитательницей, отъезд из тихого Воткинска в Петербург, разлука с семьей, которую Чайковский переживал очень болезненно, и расставание с матерью, которую он любил особенной, идеальной любовью больше всех на свете.

Пришло время взрослеть.

– 4 –

Будущие правоведы получали отличное образование. Будучи добросовестным во всем, Чайковский учился прилежно и к 18-ти годам успешно закончил Училище правоведения. А дальше все пошло своим чередом.

Днем – посещение службы, вечером – театр, концерты, светские приемы, балы. Всегда веселый и открытый, Чайковский поначалу с головой окунулся в новый для него мир удовольствий. Везде он был желанным гостем, ведь там, где бывал Петр Ильич, всегда звучали музыка и смех.

Но чем дальше, тем сильнее он ощущал всю никчемность, всю пустоту праздной светской жизни. Назревал кризис, который должен был перевернуть всю его жизнь, и направить ее по новому курсу.

Двадцатидвухлетний коллежский асессор Петр Чайковский, в детстве – ,, мимоза ,, – послушный сын своих родителей, принял первое в жизни, но уже тогда ошеломившее всех своей смелостью решение: бросить доходное чиновничье место и стать музыкантом.

Родня негодовала: ,, Петя юриспруденцию променял на гудок! ,, Да и самого Петра Ильича не покидали сомнения:

в музыкальном мире царят такие выдающиеся личности – Берлиоз, Лист, в России – Антон Рубинштейн, а сколько гениальных предшественников – Моцарт, Бетховен, Глинка!

Разве можно уцелеть, не затеряться в этой россыпи талантов? Но надежда уже жила: они велики, но и ,, …из меня выйдет хороший музыкант… Мне теперь нет другой дороги, как музыка… Буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна. . Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, – писал Чайковский сестре, – я просто хочу делать то к чему меня влечет призвание. ,,

В борьбе за это призвание, за то, чтобы не иметь тяжкого права роптать на службу и людей, он готов был на любые лишения.

– 5 –

Окончательный поворот в музыку произошел, когда Чайковский подал заявление о зачислении его в открывшуюся в Петербурге первую русскую консерваторию. Нужны были громадная воля, мужество, сила духа, соединенные с гениальными способностями, чтобы за четыре года из дилетанта сделаться мастером.

Поступив в консерваторию, Чайковский оказался в бедственном положении. Отец его благодаря своей безграничной доверчивости лишился всего своего состояния и не мог обеспечить сына. Поэтому Чайковский вынужден был давать частные уроки, заниматься приработками ( однажды встал вопрос о месте ночного сторожа на Сенном рынке! ), иногда влезать в долги.

Весь образ жизни Петра Ильича резко переменился.

Даже внешность его изменилась: он оброс русой бородкой и стал похож на разночинца или сельского учителя.

Но главным содержанием его жизни в этот период была музыка и учение в консерватории, которую он закончил с серебряной медалью в 1865 году.

К окончанию консерватории Чайковский был уже автором нескольких крупных произведений. Молодая сила уже бушевала в нем, требуя выхода. Но по настоящему гений Чайковского начал раскрываться в первые годы после окончания консерватории.

Навсегда в его судьбу вошли дорогие учителя и друзья.

Антон Рубинштейн – директор консерватории, педагог, гениальный пианист с мировым именем.

Герман Ларош – одаренный музыкант и критик, ставший близким другом на всю жизнь. С ними пришлось расстаться, когда Чайковский покинул холодный, чопорный Петербург и переехал в Москву, где стал одним из первых

Профессоров в только что открывшейся Московской консерватории.

– 6 –

Этого периода Петр Ильич и ждал, и боялся. Как – то встретит его незнакомая, чужая Москва?

Но как оказалось, его там ждали и встретили хлебосольно,

со всем радушием.

Брат Антона Рубинштейна, Николай Григорьевич – директор Московской консерватории – познакомил Чайковского со многими выдающимися деятелями русской культуры – Чеховым, Толстым, Островским, который ласково называл Петра Ильича ,, наша Иволга ,, .

Дружба с литераторами была особой, ведь обожающий литературу Чайковский и сам иногда грешил сочинительством, и одним из своих стихотворений Петр Ильич гордился особенно:

Когда в конце весны последний раз срываю

Любимые цветы, – тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть.

Вот отцвели они. Стрелой промчалось лето,

Короче стали дни, умолк пернатый хор,

Скупее солнце нам дает тепла и света,

И разостлал уж лес свой лиственный ковер.

Потом, когда придет пора зимы суровой

И снежной пеленой оденутся леса,

Уныло я брожу и жду с тоскою новой,

Чтоб солнышком весны блеснули небеса.

Итак, абсолютно понятно, что жизнь Чайковского в Москве была насыщенной: преподавание в консерватории, творчество, интересные встречи с выдающимися людьми.

-7 –

А летом он обычно выезжал на юг Украины – там жила его сестра Саша, вышедшая замуж за сына декабриста Давыдова. Туда, в имение Каменку, и уезжал Петр Ильич на время летних каникул. В Каменке его ждали с огромной радостью, да и сам Чайковский не мог дождаться встречи с родными, и особенно, со своим любимцем, племянником Володей, для музыкальных занятий с которым Петр Ильич и написал свой знаменитый ,, Детский альбом ,, .

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому, что он понимал и любил детей.

– ,, Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей

заглавиями…,,

В результате – ,, Детский альбом ,, – двадцать четыре маленькие пьесы, своего рода ,, 24 часа из жизни маленького человека ,, .

С каждым годом талант Петра Ильича Чайковского становился все ярче и ярче. Всем, кто с ним общался, было абсолютно понятно, что перед ними личность незаурядная, хотя в общении он был необыкновенно прост и приятен.

Вот каким Петра Ильича знали его современники:

,, Чайковский очень симпатичен. Средней комплекции, невысок, хорошо сложен, волосы спереди совсем белые. Он очень бодр, цвет лица свежий и здоровый. Черты лица правильные и благородные. Во всем его облике такая непосредственность и естественность. Он не строит из себя великого знатока, не окружает себя ореолом важности, не ищет повода порассуждать о музыке, а говорит о ней так же, как на любую другую случайную тему ,, .

– 8 –

Что касается его профессиональных качеств, то Чайковского смело можно назвать не только гениальным композитором, но и первоклассным пианистом. Исполнение его на фортепиано было неожиданным, противоречащим всему его облику и мягкому характеру. Дело в том, что Петр Ильич как огня боялся слащавой сентиментальности, и особенно, пошлости. Поэтому в фортепианной игре не любил излишнего подчёркивания и смеялся над выражением ,, играть с душой,,.

Пианист – любитель высшего класса соединился в нём с певцом – любителем и, несомненно, с талантом начинающего дирижёра. Темпы в музыке Чайковский предпочитал быстрые, что вполне соответствовало его нраву и привычкам – быстрой походке, быстрому писанию писем, быстрому чтению. Эта скорость высекала из его природы, в которой соединялись нежность, нервность и энергия, благодаря которой он смог сделать всё то, что сделал.

А сделано было немало. Гениальные балеты ,, Лебединое озеро,, ,, Спящая красавица,, ,, Щелкунчик,, ; оперы

,, Евгений Онегин,, ,, Иоланта,, ,, Пиковая дама,, и другие,

шесть симфоний, инструментальная музыка, произведения для детей, более ста романсов – и в каждом произведении – лирическая исповедь человеческой души.

Сочинял Чайковский жадно и взахлёб, ведь в музыку так сладко прятаться. В ней тепло и уютно. В ней можно раствориться и воспарить. И как не хочется порой возвращаться на грешную землю с её проблемами и сложностями, где болезни и смерти родных, где неудачная женитьба, чуть не доведшая до самоубийства, где необходимость тратить драгоценные часы творчества на педагогическую деятельность в консерватории. Преподавание уже давно стало для него тяжкой обузой, но, к сожалению, абсолютной финансовой необходимостью.

– 9 –

И тут настало время для того, чтобы в нашем рассказе появилась интрига в лице тайного друга композитора,

его ангела-хранителя, который был послан Петру Ильичу судьбой.

Имя этого друга – Надежда Филаретовна фон Мекк – миллионерша, вдова, горячая поклонница и ценительница творчества Чайковского.

Он – музыкант. Она – меценат.

Он – ещё беден. Она – уже богата.

Он – очень раним и горд. Она – тактична и мудра.

Надежда Филаретовна, зная, что Пётр Ильич нуждается, написала композитору письмо, в котором нашла нужные слова, чтобы, не оскорбив Чайковского, предложить ему материальную помощь, желая выплачивать ему ежегодно шесть тысяч рублей, сумму по тем временам немалую.

Благодаря этому Пётр Ильич мог оставить должность профессора и полностью посвятить себя сочинительству.

Чайковский был искренне благодарен своему ангелу-хранителю.

,, Каждая нота, которая отныне выльется из-под

моего пера, будет посвящена Вам, – пишет он в

письме к фон Мекк, – Никогда, ни на одну

секунду, я не позабуду, что Вы даёте мне

возможность продолжать моё артистическое

призвание. ,,

История их отношений закончилась также, как и начиналась, – письмом. Тринадцать лет спустя Чайковский получил письмо, в котором его покровительница сообщала о том, что она разорилась и вынуждена прекратить выплачивать субсидии.

Заканчивалось письмо фразой: ,, Вспоминайте меня иногда. ,,

– 10 –

Он и не мог забыть.

На заглавном листе Четвёртой симфонии было напечатано: ,, Посвящается моему лучшему другу. ,,

Только самые близкие люди знали – это ей.

И ещё.

Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк никогда не встречались лично. Их дружба длилась тринадцать лет, и только в письмах.

760 писем от него, 450 – её ответных посланий.

Сказочный роман!

В жизни великого художника неизменно наступает такой момент, когда он вдруг словно прозревает: молодые робкие побеги превратились в могучее древо, пора смело срывать его плоды.

Само провидение даёт ему знак – иди и царствуй!

Ты велик и нет тебе иного пути, как путь в бессмертие.

В одном из своих писем Чайковский писал:

,, Я имел репутацию скромности. Моя скромность

есть не что иное, как очень большое самолюбие.

Между всеми живущими музыкантами нет ни

одного, перед которым я добровольно могу скло-

нить голову. Не умея самому добиваться славы,

я предпочитаю ждать, чтобы она сама пришла

за мной. Настоящую оценку артисту может дать

только суд будущего. И моя вера в справедли-

вость этого суда непоколебима. ,,

Теперь, в расцвете своего творчества Пётр Ильич Чайковский мог спокойно произнести эти слова, ибо рубеж был достигнут – почувствовав свои силы, он стал творить гордо и независимо.

– 11 –

Слава стала его постоянной спутницей.

Гаcтроли в Америке, присуждение почётного титула доктора Оксфордского университета.

А ещё – огромная любовь русских слушателей.

,, Я ещё не встречал человека, более меня

влюблённого в матушку – Русь,, – писал

Чайковский.

,, Русская глушь, русская весна – это верх

того, что я люблю. ,,

Но человек предполагает, а Бог располагает.

Этот страстный роман с музыкой и Россией оборвался внезапно, нелепо, жестоко, и от этого особенно больно.

Планов было громадьё! Казалось, что и двух жизней мало, чтобы всё исполнить.

А между тем и одной жизни уже не было.

21 октября 1893 года Чайковский заболел. Уже вечером была констатирована холера.

А в ночь на 25 октября Петра Ильича Чайковского не стало.

Ему было 53 года.

Он ушёл, отдав миру свою душу и творчество.

Он ушёл и унёс с собой в вечность непостижимую, так и не разгаданную тайну ГЕНИЯ.

В музыкальные паузы вставляются музыкальные номера по желанию.

Метки: Искусствоведение