Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Культурное наследие величайших городов мира. Программа элективного курса для учащихся 10 классов

Культурное наследие величайших городов мира. Программа элективного курса для учащихся 10 классов

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 10 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре как своей страны, так и других народов через знакомство с достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных городов мира.

В условиях всеобщего падения нравственности в обществе, постоянно возникающих в различных регионах планеты конфликтов на межнациональной и религиозной почве, особенно важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценностные ориентиры и гуманистические установки. В связи с этим возникают следующие задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о неповторимом культурном облике величайших городов мира через знакомство с их архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.

2. Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.

3. Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

Курс «Культурное наследие величайших городов мира» рассчитан на 17 часов, на его изучение отводится 1 час в неделю в течение I полугодия.

При проведении занятий рекомендуется использовать иллюстративный материал, слайды, видеоматериалы, мультимедийные средства обучения – в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учителя.

Программа курса предполагает изучение культуры и искусства 5 крупнейших столичных городов мира: Афин, Рима, Пекина, Парижа и Москвы, – на примере которых учащиеся смогут составить представление о духовном развитии каждого конкретного государства.

Выбор данного перечня городов не случаен: Афины и Рим являются колыбелью античной цивилизации; Пекин – столица одного из древнейших государств Азии, Париж – общепризнанный центр западноевропейской культуры, а Москва – сердце России.

В процессе изучения элективного курса предполагается проведение уроков-путешествий, уроков-презентаций, семинаров, литературно-музыкальных композиций и т. д. При этом детям предоставляются большие возможности для проявления своих творческих способностей. Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и учителя.

Целесообразно на занятиях использовать такие методы, как проектное обучение, взаимообучение, составление рефератов по материалам Интернет-источников и печатных изданий, ролевая игра.

Итогом изучения данного курса является выполнение каждым учащимся самостоятельной творческой работы по выбору (из перечня заданий, предложенных учителем):

üСоставление вопросов для викторины;

üРазработка индивидуального проекта;

üНаписание реферата;

üСоздание макета городской постройки, диорамы, художественной композиции и т. д. ;

üОформление художественного альбома;

üНаписание исследовательской работы по определенной прблеме;

üПодготовка и проведение внеклассного мероприятия и т. д.

Программа ориентирована в первую очередь на учителей предметов гуманитарного цикла, однако предпочтительно, чтобы занятия проводил педагог, имеющий опыт преподавания мировой художественной культуры, поскольку в основу элективного курса положен принцип интегративного подхода в изучении различных видов искусства.

Тематический план курса

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Афины – прошлое и настоящее.

2

2

Рим – «вечный город».

3

3

Пекин – столица Поднебесной.

2

4

Прогулка по Парижу.

3

5

Москва!. . Как много в этом звуке…

3

6

Консультация по подготовке творческих работ учащихся.

1

7

Презентация творческих работ учащихся.

3

Итого

17

Программа

Тема 1. Афины – прошлое и настоящее.

Занятие №1. Легенда о возникновении Афин. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя. Фидий – величайший афинский архитектор и скульптор. Архитектурный ансамбль Акрополя: храм Ники Бескрылой, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон. Знакомство с понятием архитектурного ордера.

Занятие №2. Фронтоны и фриз Парфенона. Значение Парфенона в мировой художественной культуре. Статуи Фидия на Акрополе. Судьба Акрополя. Проблема сохранения архитектурного ансамбля Акрополя в наши дни. Афины сегодня.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Создание плана-схемы расположения построек на Акрополе.

2. Письменная работа на тему «Как сохранить афинский Акрополь для потомков?»

Тема 2. Рим – «вечный город».

Занятие №3. Легенда об основании Рима. Капитолийская волчица. Римские дороги, гробницы, акведуки. Рим периода Республики. Образование Римской империи. Римские форумы. Пантеон – храм всех богов. Колизей. Триумфальные арки. Римская скульптура, ее официальный характер. Римский портрет. Причины падения Римской империи.

Занятие №4. Возвращение былого величия Рима в эпоху Возрождения. Рим – религиозный центр католицизма. Творческая деятельность Микеланджело в Ватикане: гробница Юлия II, Сикстинская капелла, ансамбль площади Капитолия, Пьета. Станцы и лоджии Рафаэля в Ватикане. Возведение собора святого Петра. Архитектура Браманте.

Занятие №5. Архитектура и скульптура периода барокко: церковь Джезу Джакомо дела Порта, творчество Бернини. Живопись Караваджо. Скульптура Антонио Канова. Культурный облик Рима в XX веке.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Описание особенностей внутреннего мира человека по римскому портрету.

2. Анализ стихотворения Микеланджело.

3. Составление путеводителя по Риму.

Тема 3. Пекин – столица Поднебесной.

Занятие №6. Религиозные представления, обычаи и верования в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Объявление Пекина столицей Китая в XV веке во время правления династии Мин. Планировка города. Запретный город. Императорский дворец.

Занятие №7. Храм Неба. Дорога духов. Царские погребения. Садово-парковая архитектура Пекина. Стена Девяти драконов. Современный Пекин.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Создание проекта китайского сада.

Тема 4. Прогулка по Парижу.

Занятие №8. Возникновение Парижа. Собор Парижской богоматери. Лувр и его сокровища.

Занятие №9. Версаль. Корлевская площадь Клода Шантийона. Вандомская площадь Жюля Ардуэна Мансара. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля.

Занятие №10. Эйфелева башня. Скульптура Родена. Знаменитые парижане (писатели, художники, композиторы – по выбору учителя). Париж XX века.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Эскиз (аппликация, имитация на стекле) витража для готического собора.

2. Подборка репродукций картин на тему «Париж глазами художников».

Тема 5. Москва!. . Как много в этом звуке…

Занятие №11. Первое упоминание о Москве в летописи. Возникновение Московского княжества, формирование идеи «Москва – третий Рим». Московский Кремль. Монастыри. Московская школа живописи: Андрей Рублев, Дионисий.

Занятие №12. Музеи Москвы: Оружейная палата, Исторический музей, Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Занятие №13. Дворцы Москвы (по выбору учителя). Столичные театры: Малый драматический, Большой оперы и балета. Парки Москвы. Скульптурные памятники Москвы (по выбору учителя).

Самостоятельная работа учащихся:

1. Москва в произведениях русских композиторов и поэтов (сообщения или подготовка литературно-музыкальной композиции).

2. Подготовка тематической «экскурсии» по Москве (тема – по выбору учащихся).

Занятие №14. Консультация по подготовке творческих проектов.

Занятия №№15,16,17. Презентация творческих работ учащихся.

Содержание знаний и умений учащихся

В результате изучения курса «Культурное наследие величайших городов мира» учащиеся должны:

1. Знать:

– основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;

– выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;

– основные художественные музеи городов.

2. Уметь:

– анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;

– объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;

– пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, Интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного творческого проекта.

Список рекомендуемой литературы для учителя

1. Алпатов М. В. Андрей Рублев. – М. , 1972.

2. Брунов Н. И. Памятники Афинского Акрополя. – М. , 1973.

3. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – М. , 1970.

4. Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. – М. , 1983.

5. Древний Рим / Под ред. Д. П. Каллистова. – М. , 1955.

6. Евангулова О. С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII в. – М. , 1969.

7. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М. , 1999.

8. Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. – М. , 1966.

9. Ильин М. А. Москва. Памятники архитектуры XVIII – первой трети XIXв. В 2 кн. – М. , 1975.

10. Искусство Китая. – М. , 1988.

11. Китай – традиции и современность. – М. , 1976.

12. Лазарев В. Н. Микеланджело: жизнь и творчество. – М. , 1964.

13. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. – М. , 1971.

14. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. – М. , 1996.

15. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М. , 1996.

16. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. – М. , 1996.

17. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков. – М. , 1973.

18. Федорова Е. В. Люди императорского Рима. – МГУ, 1990.

19. Энциклопедия для детей: Искусство. Ч. 1,2,3. – М. , 1999.

Метки: Искусствоведение