Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование ключевых учебных компетенций через образовательную область «Искусство»

Формирование ключевых учебных компетенций через образовательную область «Искусство» Образовательная компетентность в области искусства в образовательной школе представлена такими предметами как музыка, изобразительное искусство, МХК, объединениями дополнительного образования эстетического развития и направлена на приобретение учащимися компетентностей в культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической сферах.

Культурно-познавательная компетентность – способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; усвоение общезначимых ценностей и норм культуры; владение навыками самообразования в области искусства, формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества, осознание общности разных видов искусств, ценностей и идеалов, воплощенных в художественных произведениях; понимание широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур.

Коммуникативная компетентность – понимание языков различных видов искусств (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, зрелищные и экранные искусства) и общих для них содержательных смыслов и символов; умение вести диалог в качестве активного зрителя, слушателя, исполнителя, художника (фрагмент урока музыки в 4 классе), активизация имеющегося опыта общения учащихся с искусством и освоение навыков художественного самообразования, расширение художественно-познавательных интересов и дальнейшее развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

Социально-эстетическая компетентность – умение выявить нравственные и эстетические ценности искусства и сформировать личную позицию; воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость, применение комплекса знаний, умений и навыков при выполнении учебно-творческих задач в разных видах искусства; развитие опыта и творческой (музыкальной, художественной, культурно-просветительской) деятельности.

Дополнительное образование в школе способствует формированию культурно – эстетической и культурно – досуговой компетентностей учащихся, создавая широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного усвоения его содержания, включая ребенка в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения. Через компетентности дополнительного образования происходит развитие и реализация индивидуальных задатков и способностей ребенка, участие его в культурно-созидательной деятельности, стремление к познанию и творчеству.

Предмет «Музыка»

I класс

Культурно – познавательная компетентность:

• развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

• пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;

• развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:

• формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

• развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;

• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;

• формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

• освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

II класс

Культурно – познавательная компетентность:

• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;

• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:

• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др. );

• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

III класс

Культурно – познавательная компетентность:

• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:

• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

IV класс

Культурно – познавательная компетентность:

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

• вырабатывание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:

• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

V – VII классы

Культурно – познавательная компетентность:

– восприятие специфики музыки как вида искусства;

– понимание значения музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;

– расширение представлений о возможностях музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

– умение определить основные жанры народной и профессиональной музыки;

– развитие способности к анализу музыкальных образов и способов их развития;

– знание основных форм музыки;

– определение характерных черт и образцов творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

– развитие умения определять виды оркестров, название наиболее известных инструментов;

– знание имен выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

. эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

– узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

Творческо – исполнительская, коммуникативная компетентности:

– выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

– исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

– выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

– распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

– выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

– различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

– устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

– формирование навыка исполнительской культуры.

Культурно – досуговая компетентность:

– применение певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

– самостоятельное размышление о музыке и ее анализ, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки;

– музыкальное самообразование: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио– и телепередач и др. ); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий1. .

– определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Нравственно – эстетическая компетентность:

. формирование эмоционального отклика на прекрасное;

. развитие понимания истинных ценностей классического и народного музыкального искусства;

. развитие интереса к музыкальной культуре своего народа и музыке народов мира;

. воспитание художественного вкуса;

. осознание своей причастности к культурно – музыкальному наследию;

. формирование уважительного, бережного отношения к произведениям мирового искусства.

Предмет «Искусство»

8 – 9 классы

Нравственно-эстетическая компетенция.

— формирование художественного вкуса учащихся;

—понимание значения русского искусства для мировой культуры;

—осмысление значимости влияния искусства на жизнь общества;

—осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к куль­турному наследию;

— формирование собственных взглядов на нравственные, культурные и эстетические ценности искусства.

Культурно – познавательная компетенция.

— знание основных направлений русского искусства XVIII – XX веков;

— умение анализировать связь времен в русском искусстве;

— знание шедевров известных мастеров различных направлений русского искусства: архитектуры, скульптуры, литературы, живописи, театра, музыки;

— понимание стилевых особенностей русского искусства в разные временные эпохи;

— осознание содержательной взаимосвязи между различными видами русского искусства;

— понимание тенденции развития современного искусства,

— посещение выставок, концертов, лекций по искусству.

Художественно-творческая (практическая) и коммуникативная компетенции.

— понимание искусства как средства общения между людьми, поколениями, народами;

— умение выражать свое личное понимание значения искусства в жизни людей;

— создание собственных проектов по истории русского искусства, творчеству выдающихся деятелей русской культуры;

— умение объяснить свою точку зрения, вести диалог, слушать собеседника.

Литература:

1 Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М. 2002г.

2. Серия. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы М. просвещение 2010г. Руководители: А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков.

3. Музыка 1-8 классы под руководством Д. Б. Кабалевского Программы общеобразовательных школ. М. Просвещение 2006г.

4. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева Воспитание музыкой. М. Просвещение 1991г.

5. А. И. Уемов Системный подход и общая теория систем. М. Мысль 1978.

6. Л. В. Горюнова, Л. П. Маслова Урок музыки -урок искусства. Книга для учителя М. Прометей 1989г.

7. Г. К. Салевко Современные общеобразовательные технологии: Учебное пособие. М. Народное образование 1998г.

8. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей под редакцией М. А. Румер. М. Педагогика 1975г.

9. Ю. Г. Кон. Вопросы анализа современной музыки. Л. Музыка 1982г.

10. А. А. Пиличаускас Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя

М. МИРОС 1992г.

11 В. Н. Шацкая. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. М. Педагогика 1975г.

Метки: Искусствоведение