Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическое сообщение "Русская народная песня в детском хоре"

Методическое сообщение "Русская народная песня в детском хоре"

Цель: Знакомство с разновидностями народных песен, с типами многоголосья.

Задачи: Воспитательные – Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа, воспитывать чувство любви и уважения к Родине, ее природе, ее обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве.

Развивающие – Овладевание основными вокально-хоровыми навыками через русскую народную песню. Разные подходы работы над многоголосием.

В наше время музыкальная информация необычайно возросла. Несомненно, что этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей.

Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний, необходимо с самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества.

Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании народной песне отводится немаловажная роль.

Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская отражают настроения, чувства, мысли и характеры людей.

Характер русской народной музыки очень разнообразен. В них встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладает песенностъ, певучесть, распевность.

Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства.

Чем различие между песнями народными и композиторскими?

Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению.

Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

Позже появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки.

Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на народные. Про такие песни говорят – написаны в народном духе.

Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов легко поется, или во всяком случае ее хочется петь.

Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских композиторов – Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского– Корсакова и т. д.

Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни.

Народ жив до тех пор, пока живет его культура.

Первые песни ребенок начинает слышать со звуков ласковой колыбельной, которую пела мама.

Колыбельные – целый пласт народного искусства. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Помогают наладить духовный мир – контакт между матерью и ребенком.

I) из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью

II) воспитательная функция выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживаниям, вбирает первые представления о человеческих чувствах

III) эстетическая функция заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному, учится сопереживать. Эти впечатления остаются на всю жизнь

Частые гости колыбельных – мягкий пушистый кот, навевающий дремоту и мирно воркующие голуби.

«Приди котик ночевать, мою Оленьку качать»

«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.

Прилетели гуленьки, сели возле люленьки»

Голуби – символ нежности, кротости

(Калинников «Котик», Лядов «Гуленьки»)

Затем подрастая сам поет - потешки, прибаутки («Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Лиса» и т. д. ).

Уже в детских песнях передавалось содержание, склад всей жизни («Долгоногий журавль» Калинников).

Подрастая поют трудовые песни («Я на камушке сижу» обр. Римского– Корсакова), хороводные («Со вьюном я хожу»), плясовые, лирические, протяжные, семейные, в которых говорится о нелегкой судьбе русской женщины:

«Ты не стой колодец» обр. Лядова

«Пойду ль я, выйду ль я»

«В сыром бору тропина»

Несомненно, одной из наиболее доступных форм приобщения детей к народной музыке является хоровое пение.

Остановимся на тех вопросах вокально-хорового воспитания, которые связаны с народной вокальной культурой и народной песней.

На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы. Широкая напевность характерна для всех жанров русской народной песни – от протяжной до плясовой.

1) добиваясь четкой и ясной дикции, рекомендуется обратиться к народным прибауткам. Эти песенки словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции юных певцов.

«Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки» – при исполнении этих песенок необходимо следить за пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста. Согласные должны произноситься четко и ясно. Исключительное внимание к слову - одна из традиций народных певцов.

«Гласные» – река, «согласные» – берега.

Одной из важнейших традиций русской вокальной школы – является исключительное внимание к процессу развития детского голоса, требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу.

Обычные примарные тоны прослушиваются у маленьких певцов в диапазоне ми1 –си1 (до2). На этих звуках снимается скованность и он свободно изливает свои чувства в пении.

2) характер народных колыбельных песенок будет способствовать выработке ласкового льющегося звука, который скажется на более ровном и красивом интонировании различных гласных.

«У кота – воркота» – атмосфера покоя и ласки побудит спеть мелодию мягко и протяжно.

Вокально-хоровое воспитание начинается с дыхания.

Благодаря правильному дыханию в народном пении достигается удивительный эффект при исполнении протяжных раздольных песен, широту звучания которых можно сравнить с полноводной рекой.

Сознательное отношение к дыханию как к выразительному средству было типичным для народных певцов.

Овладение дыханием связано с осознанием музыкальной фразировки.

На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы {«Комарочек» обр. Цыганова).

«Жил на свете комарочек – С

Жил на свете комарочек – А»

а) обратить внимание на исполнение последнего звука каждой отдельной фразы

б) стремление достичь выразительности поможет поющим экономно расходовать дыхание

в) обратить внимание на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого» звука.

Навык «цепного »дыхания - главное выразительное средство, характерное для хороводных, лирических, протяжных народных песен.

«Со вьюном я хожу»

Направим внимание на выдержанные звуки

Хожу положить

1) важно научить делать вдох в середине выдержанного звука

2) положить 2 Положу

Соединение фраз во всех куплетах, можно воспользоваться игровым элементом (вождение хоровода). Оно помогает выполнению этой сложной задачи.

Хорошая дикция и артикуляция помогут в овладении наиболее важным качеством пения - широкой кантиленой.

«Пойду ль я, выйду ль я»

Умение народных певцов нанизывать на бесконечный льющийся поток четкие и ясные слова – явление поразительное. Только естественная напевность наряду с четко произнесенными словами открывает путь к выразительности эмоциональной передачи глубоких чувств, заложенных в песне.

Правильное дыхание дает возможность певцу ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.

Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техники.

Начинать рекомендуется с таких песен, в которых распеваются только 2 звука на один слог

«В сыром бору тропина»

Хорошим упражнением является пропевание мелодии на какой-либо слог (ми, ма и т. д. ) постепенно увеличение звуков в распеве до 4х и более поможет добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука.

«Ты не стой колодец»

Но хоровое пение – это, прежде всего, пение многоголосное.

Воспитание навыков многоголосия - это одна из наиболее трудных проблем.

Советский музыковед Т. Бершадская указывает на 4 типа многоголосия:

I гетерофонный – в нем голоса не подразделяются на ведущий и подчиненный («Камарочек»)

II подголосочно-полифонический – ведущий голос и подголоски («Ты не стой колодец»)

III втора – ведущий голос поддерживается параллельным движением остальных мелодических линий («Ой по-над Волгой» – припев)

IV аккордово-гармонический – глосса в нем движутся синхронно; созвучиями («Пойду ль я, выйду ль я»)

С каких же песен лучше начинать обучение многоголосью?

I Самым простым видом являются «педальное» двухголосие («Долгоногий журавль»).

II «Со вьюном я хожу» – 3 куплет

При разучивании хором обеих мелодических линий. Эта форма работы активизирует процесс накопления навыков двухголосого пения и позволяет использовать различные виды импровизации («В сыром бору тропина»).

Еще один вид многоголосия канон - наиболее трудный момент – вступление второго голоса (игра «Эхо»).

III Втора – пение с ферматой на каждом звуке (интервале). Чистое исполнение различных интервалов принесет пользу в развитии гармонического слуха.

IV При разучивании подобных песен уместен прием исполнения каждого куплета – различными голосами.

Еще один навык - пение без сопровождения. Первые песни должны быть в умеренном темпе. Главное в них – достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе.

Итак

Становление любого вокально-хорового навыка связанно с решением многих чисто технических задач.

Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства.

Используемые произведения

Прибаутки «Андрей-воробей», «Барашенька»

Колыбельная «У кота – воркота»

р. н. п. «Комарочек» обр. Абрамского

р. н. п. «Долгоногий журавль» обр. Калинникова

р. н. п. «Со вьюном я хожу» обр. Благообразова

р. н. п. «В сыром бору тропина» обр. Треганинова

р. н. п. «Ты не стой колодец» обр. Лядова

р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Соколова

совр. нар. песня «Ой по-над Волгой» обр. Локтева

Используемая литература

1. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»– М. : Музыка, 1985– 80с. , нот

2. Попов B. C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). – В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. № 3. М. : «Музыка», 1964 г.

3. Алексеев В. А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно – методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. – Оса:"Росстани-на-Каме". 1994.

Метки: Искусствоведение