Конспект урока обществознания "Потребитель и его права", 9 класс
Конспект урока обществознания "Потребитель и его права", 9 класс
Цель и задачи:
Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, основными правами потребителя;
воспитание правовой культуры, сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области.
После изучения темы учащиеся должны:
– знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;
– знать, каким образом можно защитить свои права в случае их нарушений;
– давать определения следующим понятиям : потребитель ,изготовитель , услуги. Закон о защите прав потребителей.
Ход урока
1. ОНУ
2. Изучение новой темы по плану.
План урока.
1. Кто такой потребитель?
2. Права потребителя.
3. Защита прав потребителя.
1. Совместно с учащимися поиск ответа на вопрос" Кто такой потребитель?" Составление определения "потребитель"
Сравнение определения данного учащимися с определением данным в учебнике. Запись определения на доске и тетради.
Потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Вопрос к классу: Когда человек выступает в роли потребителя?
предполагаемые ответы:
– когда приходит в магазин за нужным ему товаром;
– когда оплачивает оказанные ему услуги; и т. д.
Вывод: все мы выступаем в роли потребителя. У всех у нас есть права как человека, гражданина. Есть ли у нас права ,как потребителя?
Предполагаемые ответы учащихся:
– право на приобретение качественного товара;
– право на получение информации о товаре, изготовителе
и т. д.
Всегда ли наши права соблюдаются? Рассмотрение ситуаций, сценка– миниатюра"в магазине"
Участники: продавец и покупатель 1 и 2.
Покупатель: Девушка, кефир свежий?
продавец: Я почем знаю?
покупатель: куры у вас чьи, наши или импортные?
продавец: а вам, какие надо?
покупатель: девушка, вы сказали, что кефир свежий, а пакет весь надутый. Заберите, я его брать не буду.
продавец: что вы мне голову морочите, я вам уже и чек пробила, забирайте, не создавайте очередь.
Знакомая ситуация? Были ли нарушены права потребителя?
Разбор сценки.
Сценка 2 "Рекламные агенты" (ученик в роли агента предлагает прохожим по низким ценам приобрести электротовары-миксеры, утюги и т. д. )
Разбор ситуации.
– О чем нужно подумать, прежде чем сделать такую покупку?
– С чем связана опасность приобретения товара не в специализированных местах его сбыта?
Предполагаемые ответы учащихся:
– нельзя проверить качество товара;
– нет гарантийного талона или при его наличии он не дает полной и необходимой информации;
– нет кассового чека и т. д.
Вывод: мы можем купить некачественный товар, но предъявить претензии нам будет некому.
Все мы выступаем в роли потребителей и как потребители имеем определенные права:
-право на безопасный и качественный товар (работу, услугу)
-право на подробную информацию о качестве, свойствах товара, им приобретаемого;
-право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце)
-право на информацию о режиме работы продавца(исполнителя)
-право на защиту прав потребителя.
( Все права записаны на доске и в тетради уч-ся. ) Учитель, совместно с учащимися , объясняет значение каждого права.
Основные права потребителя записаны в Гражданском кодексе. Законе о защите прав потребителей, Законе о рекламе, Правилах бытового обслуживания населения в РФ и прочих законодательных актах.
На следующем уроке – практикуме мы подробнее познакомимся с Законом о защите прав потребителя, а сейчас мы составим с вами Памятку-потребителя.
Работа по составлению памяток проходит в малых группах.
Выступление каждой группы и составление общей Памятки – потребителя.
Памятка – потребителя
1. Покупай товар только в специализированных магазинах или в специально отведенных местах для торговли;
2. Проверяй срок годности товара
3. Сохраняй чек на товар.
4. Подписывая договор на оказание услуги, внимательно ознакомься с содержанием.
5. Проверь наличие Сертификата на товар.
3. Подведение итога урока:
– сегодня на уроке я узнал. . . . . . . .
– я понял. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
– теперь я знаю. . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание. Как Вы понимаете выражение "Кто предупрежден, тот вооружен" применительно к теме нашего урока?
Используемая литература:
1. Учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, М. ; «Русское слово» 2011г.
2. «обществознание» 8-9 класс. Книга для учителя. А. Л. Певцова, М. ; «Русское слово» 2000г.
3. Права потребителя в вопросах и ответах с образцами исковых заявлений и претензий.
Р. С. Якупов. Серия « Консультирует юрист». Ростов -на– Дону, «Феникс, 2007
4. Закон РФ «О защите прав потребителя»