Как узнать секту? Урок обществознания в 11 классе
Как узнать секту? Урок обществознания в 11 классе
Тип урока: урок – дискуссия
Форма урока: дискуссия с элементами групповой работы.
Цель: формирование представления о секте как явлении в современном обществе.
Задачи урока: определить место сект в религиозной сфере жизни общества, познакомить учащихся с основными сектами современной России; продолжить формирование навыков анализа информации в различных источниках, творческих способностей учащихся, умения работать в группах, навыков ведения диалога.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Межпредметные связи: история, МХК, ОРКСЭ
План урока.
- Понятия «религия» и «секта».
- Сравнение мировых религий и сект.
- Секты современной России.
- 5 вопросов.
Этапы урока | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы контроля и оценивания |
1. Актуализация темы
2 минуты |
Индивидуальная работа «Без чего я не могу представить современный религиозный мир» | Учащиеся определяют самые распространенные черты (в том числе секты) | Импровизированный социологический опрос. |
2. Работа с понятиями
6-7 минут |
Работа в группах с домашним материалом. | На основе анализа цитат учащиеся формулируют характерные черты религии и секты. | Выступление спикеров от группы |
3. Систематизация имеющихся знаний
6 минут |
Работа в группах по 4-5 человек. Заполнение таблицы №1 (второй столбец) | Учащиеся в группах заполняют таблицу. | Обсуждение, вопросы к выступающей группе. |
4. Анализ источника
10 минут |
Работа в группах | Учащиеся анализируют описание современных сект и заполняют третий столбец таблицы | Активность участия в работе, точность формулировок. |
5. Практическая работа.
10 минут |
Работа в группах. Инсценировки | Учащиеся в группах формулируют 5 вопросов адепту секты, который подошел к ним на улице. | Оценивание инсценировки |
|
Беседа учителя и учащихся |
Подготовительный этап урока.
Учащиеся за две недели до урока получили задание: используя различные источники информации, попытаться понять, в чем состоит отличие религии от секты. Для большей эффективности учащиеся были поделены на группы по 4-5 человек, каждая из которых работала с конкретным видом источников информации.
1 группа – словари и энциклопедии,
2 группа – СМИ
3 группа – Интернет
4 группа – опрос жителей города
5 группа – опрос священнослужителей.
- В качестве актуализации и одновременно мотивации предлагаем учащимся написать три вещи, без которых невозможно представить современную религиозную жизнь общества. В ходе импровизированного социологического опроса, проводимого учителем, выявляем характерные черты религиозной жизни, в том числе и секты.
2. Работа над понятиями. На основе домашнего материала учащиеся в группе формулируют их мнение о разнице в двух понятиях. Затем от группы выбирается спикер, который озвучивает позицию группы по данному вопросу. После короткого обсуждения класс тезисно записывает мысли.
3. Систематизация имеющихся знаний. Каждая группа на примере одной из мировых религий заполняет первый столбец таблицы.
Критерий для сравнения | Мировая религия (указать какая) | Секта (указать какая) |
В кого или во что верят? | ||
Основатель | ||
Основные «опасности» для человека? | ||
Что ждет человека? | ||
Возможность спасения | ||
Что надо сделать для спасения? |
4. Анализ источника. Учащимся даны описания современных сект в России (цитаты из их учений, описания в СМИ, описания из специальноговыпуска «Вестника Всецерковного Православного Молодежного Движения за 1995 год, цитаты из работ Дворкина). Обязательно обсуждение в классе.
- В небольшой сценке учащиеся группы должны показать беседу адепта секты с обычным человеком. В ходе беседы человек должен задать 5 вопросов, позволяющих понять, что перед ним сектант.
О. В. Михайлова, МБОУ СОШ №121, Снежинск, Челябинская область