Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Своё дело. Основы предпринимательской деятельности. Урок обществознания в 9 классе

Цель: сформировать первоначальное представление о предпринимательстве; объяснить связь между законом и предпринимательством; указать, что нужно, чтобы открыть своё дело и достойно его вести.

Задачи:

обучающие:получение новых знаний в области предпринимательства, овладение основными понятиями.

развивающие: развитие интеллектуальных способностей, умения производить анализ в области предпринимательского права, сравнивать предпринимательское право и другие отрасли права для проведения обобщения.

воспитывающие: формирование мировоззрения, воспитание нравственных качеств, расстановка приоритетов между материальными и духовными благами, воспитание патриота, ответственного за судьбу своей страны.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: лекция-беседа

План урока:

1. Проверка знаний учащихся.

2. Изучение нового материала.

3. 1. Понятие, виды и правовое положение предпринимателей.

3. 2. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица;

3. 3. Предпринимательская деятельность юридических лиц.

3. Закрепление.

4. Домашнее задание.

Словарь урока: предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность, предприятие, акционерное общество, банкротство, бизнесмен, коммерсант, конкуренция, прибыль.

Эпиграф урока:

С ростом богатства растут и заботы. (Гораций)

Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.

(Плутарх)

Ход урока:

1. Проверка знаний учащихся.

Проводится фронтальный опрос:

– Как происходит разделение властей?

– Назовите известные из раннее изученного материала отрасли права?

– Является ли предпринимательское право одной из отраслей права? Объяснить, почему.

2. Изучение нового материала.

Сейчас, когда так охотно говорят о «новых русских», когда на каждом шагу палатки с одинаковыми наборами броских товаров, когда по телевизору и в газетах редкий журналист не поёт гимна «рынку», «частной инициативе», умению «вертеться», делать деньги и с выгодой для себя пускать их в оборот, задайте себе вопрос: «Я бы так смог? Могу ли я открыть своё дело?».
Учащиеся высказывают свои мнения.

В условиях свободного рынка (т. е. когда существует возможность для отдельных людей или их объединений достаточно свободно, без диктата государства производить и продавать нужные людям товары, конкурируя между собой) такое качество личности, как предприимчивость, приобретает очень важное значение. Обладая этим качеством, люди начинают успешно заниматься предпринимательством, которое является самостоятельной, инициативной деятельностью человека, направленной на производство товаров или услуг с целью получения прибыли. Оно осуществляется гражданами на свой риск, под ответственность своего имущества.
Отсюда вытекает само понятие предприниматель. Предприниматель – главное действующее лицо рынка, стержень любой экономической системы, построенной не на государственно-монополистических, а на конкурентных началах.

Ребятам предлагается сформулировать самим понятие конкуренции и на основе их высказываний записывается очередное новое понятие: Конкуренция – соперничество на каком-либо поприще, в т. ч. и между предпринимателями, за рынки сырья, сбыта и т. д.

Предприниматель производит товары и доводит их до конечного потребителя, организуя движение товарных масс на различных стадиях оборота, оказывает разнообразные услуги гражданам и другим предпринимателям, строит дороги, дома, заводы и города, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальные ресурсы общества для развития науки и новых технологий во всех отраслях производства, активно участвует в реализации целевых программ особой государственной значимости, в т. ч. в оборонной и космической сферах. Наконец, он содержит государство, уплачивая ему основную массу налогов.

Проводится инсценировка двух учащихся: 1-в роли корреспондента, 2-в роли бизнесмена.

1: Если предпринимательство так выгодно для человека с материальной стороны, то им должны желать занимать все – от мала до велика. Однако этого не происходит. Почему?

2: Во-первых, не все хотят быть коммерсантами. Есть у людей и другие увлечения, стремление, жизненные цели и планы. Во-вторых предпринимательство – очень рискованное занятие. В условиях конкуренции каждый бизнесмен может разориться в мгновение ока: сегодня ты богач, а завтра – бедняк.

1: Кто же выступает помощником тем, кто решил стать предпринимателем?

2: Закон, т. к. чтобы стать предпринимателем надо усвоить довольно длинный список законов и подзаконных актов. Но, как минимум, целесообразно в первую очередь изучить Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ и налоговое законодательство.
После инсценировки учащиеся вспоминают, какие нормы и статьи закреплены в Конституции и ГК РФ, регулирующие действия участников экономических отношений. Предпринимательской деятельностью имеют право заниматься граждане России, граждане иностранных государств, объединений граждан коллективные предприниматели (партнеры). Предпринимательская деятельность, в которой не применяется наемный труд, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие, т. е. самостоятельный хозяйственный объект, созданный в соответствии с законом для производства продукции, выполнений работ и оказания услуг. Предприятие удовлетворяет общественные потребности и способствует получению прибыли.

Остановимся подробней на понятиях индивидуальная трудовая деятельность (предпринимательская деятельность без образования юридического лица) и предприятие (предпринимательская деятельность юридических лиц).

Индивидуальная и коллективная предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица представляет собой простейшую форму предпринимательства исторически появившуюся задолго до различных форм предприятий, наделяемых собственной правосубъектностью, отличной от правосубъектности их учредителей.

Индивидуальная предпринимательская деятельность осуществляется гражданином от своего имени и на свой риск. Он несёт ответственность перед кредиторами всем своим имуществом, а не только тем, которое непосредственно использует в предпринимательской деятельности.

Поскольку предпринимательская деятельность предполагает самостоятельное заключение предпринимателем различных гражданско – правовых сделок и связана с повышенным риском как для самого предпринимателя, так и для третьих лиц, гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, должен быть полностью дееспособным.

Это правило ст. 2 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности означает, что предпринимателями не могут быть лица не достигшие 18-летнего возраста, а также лица, признанные в установленном порядке недееспособными (вследствие душевной болезни или слабоумия) либо ограниченно дееспособными (вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами).
Понятие предприятия. В большинстве правовых систем термин «предприятие» традиционно означает прежде всего имущественный комплекс, используемый предпринимателем в своей деятельности, т. е. не субъект, а объект гражданских правоотношений. Для обозначения же отдельного рода коммерческих организаций, выступающих в обороте от своего имени, используются такие собирательные понятия, как «торговое товарищество», «компания», «торговая корпорация».

В нашем законодательстве под предприятием понимается не только имущественный комплекс, но и юридическое лицо предприниматель, что нередко создаёт трудности при толковании правовых норм. Эта особенность российского законодательства объясняется тем, что строительство социализма из нашего гражданского (института) права были удалены институты, связанный с организационными структурами частного предпринимательства – торговое товарищество, полное товарищество, акционерное общество – объединение граждан или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности и др. Они оказались лишними, поскольку соответствовавшие им экономические реалии были ликвидированы, а использование их в рамках плановой экономики было идеологически нецелесообразным, ибо они справедливо рассматривались как основа капитализма и не поддавались в отличие от других понятий гражданского права, «наполнению новым социалистическим содержанием».

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации не разрешается.
Учащимся предлагается возможность высказать свои точки зрения – почему?

После обсуждений делается вывод: чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя, нужно:

· изучить соответствующие законы;

· определить форму предприятия и подготовить соответствующие учредительные документы;

· представить документы на регистрацию в администрацию (Регистрационную палату);

· после регистрации встать на учет в налоговой инспекции, изготовить печать, открыть расчетный счёт в банке и т. д. и после выполнения всех этих действий

· получить постоянное свидетельство о регистрации предприятия.

Честный предприниматель строго выполняет правила законной предпринимательской деятельности. Он действует в рамках устава, в срок и полностью выполняет договорные обязательства, платит налоги – вовремя и без утайки и т. д. Разумеется, очень не рекомендуется совершать различные правонарушения в этой области.

В новом Уголовном кодексе РФ целую отдельную главу составляет перечень преступлений в сфере хозяйственной деятельности, например: лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, ограничение конкуренции, злостное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и др.
Если предпринимательством заниматься честно и добросовестно, оно становится средством не только личного обогащения, но и увеличения благосостояния общества.
Таким образом, в рамках предпринимательского права изучаются правовые институты, в комплексе отражающие экономические различные отношения и их государственное регулирование. Гражданское, административное, финансовое законодательство не в целом, а лишь с определенных позиций связаны с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью и государственным управлением хозяйственными процессами.

3. Закрепление материала.
Вопросы:

– Какую пользу предпринимательство приносит обществу?

– Можно ли палаты каменные построить от трудов праведных (в опровержение поговорки «От трудов праведных не построишь палат каменных»)?

– Объясните, в чем суть персидской пословицы: «Богатство не в имуществе, а в таланте»?

– Представьте, что вы выиграли миллиард рублей. Как бы вы их израсходовали?

– Какими качествами по вашему, мнению необходимо обладать предпринимателю?

4. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Если бы я стал преуспевающим бизнесменом. . . »

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года // Собрание законодательства РФ, 05 декабря 1994, №32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ (ред. от 24 февраля 2010 года // Собрание законодательства РФ, 25 декабря 2006 года, №52 (1 ч. ). Ст. 5496.

4. Анохин В. С. Предпринимательское право: Учеб. М. , 1999

5. Алексеев С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М. : Юрист, 1997

6. Алексеев С. С. Частное право – не частный вопрос // Экономика и жизнь. 1994. №45

7. Смагина И. А. Предпринимательское право: Учебное пособие (3-е издание, исправленное и дополненное) – М. : Омега-Л, 2009

Г. Г. Марченко, МБОУ СОШ № 66, г. Краснодар

Метки: Правоведение и Обществоведение