Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Итоговый урок по обществознанию на тему "Социальные группы и их классификация", 11 класс. Ч. 1

Итоговый урок по обществознанию на тему "Социальные группы и их классификация", 11 класс. Ч. 1

Тема:

«Социальные группы и их классификация» 11 класс .

Тип урока: комбинированный – обобщение знаний, выполнение контрольной работы в виде тестов ЕГЭ.

Цели: 1. Повторение, систематизация, закрепление знаний учащихся по теме «Социальные группы и их классификация».

2. Развитие умений осуществлять поиск, анализ и сравнение социальной информации, умение делать выводы.

3. Формирование навыков выполнения заданий части А, В, С ЕГЭ.

Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся по заданной теме.

2. Развитие логического мышления, умения самостоятельно работать над информацией.

3. Закрепление навыков работы с текстом части С.

Содержательные элементы в соответствие с Кодификатором ЕГЭ 2012-2013 г. : социальные отношения; социальная стратификация; социальные группы; этнические группы; социализация индивида; молодежь как социальная группа.

Основные умения в соответствии со Спецификацией КИМ 2012-2013 г. :

– Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте.

– Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия.

– Объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов.

– Сравнивать социальные объекты, оценивать их действия.

– Иметь активную жизненную позицию, формулировать собственные суждения и аргументы по различным проблемам.

Оборудование: раздаточный материал с тестами ЕГЭ по теме «Социальная сфера»; презентация по теме Социальные группы и их классификация (основные понятия).

Основные этапы урока.

1. Обобщение знаний по теме урока.

Слово учителя: Сегодня мы обобщаем знания по теме «Социальные группы и их классификация». Проверим знания основных обществоведческих терминов по теме (используем презентацию с вопросами).

Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки.

Признаки социальной группы – социальное положение, интересы, ценностные ориентиры.

Виды социальных групп – малая и большая группа;

первичная – вторичная группа;

номинальная и реальная группа;

формальная и неформальная группа.

малоустойчивая, квазигруппа.

Задание. Приведите примеры разных видов социальных групп

(Малая – семья, школа; Большая – класс, нация; первичная – друзья, соседи; вторичная – политическая партия; номинальная – покупатели в очереди; реальная – по возрасту, полу, месту жительства; формальная – класс, спортивная команда; неформальная – болельщики, общества по интересам; квазигруппа – толпа. )

Социальная стратификация – разделение общества на страты.

Социальное неравенство – неравномерное распределение доходов, власти, престижа, образования, прав и обязанностей между населением.

Социальный статус – положение человека в обществе.

Виды статусов: врожденный и достигаемый.

Социальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую.

Виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная мобильность, восходящая и нисходящая, социальные лифты, маргинал, люмпен.

2. Проверка знаний (зачет).

ТЕСТ

Вариант № 1.

Часть А.

1. Социальная дифференциация означает:

1. разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение;

2. превращение среднего класса в наиболее многочисленную общественную группу;

3. усиление социального контроля над различными общественными группами;

4. появление новых политических партий.

2. Согласно распределительной теории А. Смита к классам не относятся:

1. собственники земли;

2. работники непроизводственной сферы;

3. владельцы капитала;

4. рабочие.

3. Социальная мобильность – это

1. переход людей из одной социальной группы в другую;

2. возможность путешествовать по стране и за ее пределами;

3. быстрые социальные перемены;

4. равенство возможностей для всех членов общества.

4. Повышение статуса индивида внутри социальной группы представляет собой пример: 1. вертикальной социальной мобильности;

2. горизонтальной социальной мобильности;

3. социальной мобильности, только если имело место смена индивидом территории проживания или работы;

4. не имеющий отношения к социальной мобильности.

5. К среднему классу не относятся:

1. мелкие и средние буржуа;

2. материально обеспеченные представители интеллигенции;

3. неквалифицированные рабочие;

4. управленцы среднего звена.

6. «Социальная роль» -

1. степень влияния личности в социальной группе или в обществе;

2. совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения;

3. положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением;

4. оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

7. Нация как элемент социальной структуры общества:

1. относится к числу социально-классовых общностей;

2. относится к числу социально-демографических общностей;

3. относится к числу социально-этнических общностей;

4. не относится к числу социальных общностей.

8. Род и племя как типы этнических общностей в наибольшей степени соответствуют:

1. капитализму;

2. феодализму;

3. рабовладельческому строю;

4. первобытнообщинному строю.

9. Определение, какого понятия приведено ниже? «Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. »

1. авторитет;

2. престижа;

3. статус;

4. социальная роль.

10. Цивилизованное общество призвано гарантировать человеку :

1. равную с другими долю общественного богатства;

2. процветание и успех в профессиональной деятельности;

3. жизненное долголетие;

4. возможность получить среднее образование.

11. Социальная сфера жизни общества включает:

1. отношения между социальными группами;

2. отношения населения и власти;

3. отношения собственности на средства производства;

4. отношения, складывающиеся в процессе производства.

12. Социальное равенство проявляется в:

1. равенстве природных задатков и склонностей людей;

2. равенстве всех перед законом;

3. распределении материальных благ между всеми поровну;

4. отсутствии привилегий для отдельных групп.

Часть В.

В. 1Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.

В. 2 Определите, какой критерий стратификации, к какой характеристике относится:

Основания стратификации

Краткая характеристика

1. престиж профессии

А. Количество денежных поступлений за определённый период времени

2. власть

Б. Число лет обучения в школе, колледже или вузе, полученные профессия, учёная степень и звание

3. доход

В. Возможность навязывать волю или решение другим людям независимо от их желания

4. образование

Г. Уважение к занимаемому человеком социальному положению, его роду деятельности, сложившееся в общественном мнении

1

2

3

4

В. 3

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

«Общество динамично: и отдельные люди, социальные группы постоянно изменяют свой__________(А). Это явление получило название социальной____________(Б). Социологи различают несколько ее типов. Перемещение, не изменяющее социального положения индивидов и групп, называют_________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. _________(Г).

________(Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные ____ (Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п. »

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) миграция

Б) мобильность

в)горизонтальная

г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

B4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Зависимость – это состояние человека, при котором данное действие становится не осознанным и необходимым. (Д) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений.

3) теоретическая часть.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Часть С.

С. 1. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером.

С. 2 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

С. 3 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Социальный контроль". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С. 4. В одном из первых сводов законов Киевской Руси – "Русской Правде"– предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

Метки: Правоведение и Обществоведение