Итоговый урок по обществознанию на тему "Социальные группы и их классификация", 11 класс. Ч. 1
Итоговый урок по обществознанию на тему "Социальные группы и их классификация", 11 класс. Ч. 1
Тема:
«Социальные группы и их классификация» 11 класс .
Тип урока: комбинированный – обобщение знаний, выполнение контрольной работы в виде тестов ЕГЭ.
Цели: 1. Повторение, систематизация, закрепление знаний учащихся по теме «Социальные группы и их классификация».
2. Развитие умений осуществлять поиск, анализ и сравнение социальной информации, умение делать выводы.
3. Формирование навыков выполнения заданий части А, В, С ЕГЭ.
Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся по заданной теме.
2. Развитие логического мышления, умения самостоятельно работать над информацией.
3. Закрепление навыков работы с текстом части С.
Содержательные элементы в соответствие с Кодификатором ЕГЭ 2012-2013 г. : социальные отношения; социальная стратификация; социальные группы; этнические группы; социализация индивида; молодежь как социальная группа.
Основные умения в соответствии со Спецификацией КИМ 2012-2013 г. :
– Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте.
– Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия.
– Объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов.
– Сравнивать социальные объекты, оценивать их действия.
– Иметь активную жизненную позицию, формулировать собственные суждения и аргументы по различным проблемам.
Оборудование: раздаточный материал с тестами ЕГЭ по теме «Социальная сфера»; презентация по теме Социальные группы и их классификация (основные понятия).
Основные этапы урока.
1. Обобщение знаний по теме урока.
Слово учителя: Сегодня мы обобщаем знания по теме «Социальные группы и их классификация». Проверим знания основных обществоведческих терминов по теме (используем презентацию с вопросами).
Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки.
Признаки социальной группы – социальное положение, интересы, ценностные ориентиры.
Виды социальных групп – малая и большая группа;
первичная – вторичная группа;
номинальная и реальная группа;
формальная и неформальная группа.
малоустойчивая, квазигруппа.
Задание. Приведите примеры разных видов социальных групп
(Малая – семья, школа; Большая – класс, нация; первичная – друзья, соседи; вторичная – политическая партия; номинальная – покупатели в очереди; реальная – по возрасту, полу, месту жительства; формальная – класс, спортивная команда; неформальная – болельщики, общества по интересам; квазигруппа – толпа. )
Социальная стратификация – разделение общества на страты.
Социальное неравенство – неравномерное распределение доходов, власти, престижа, образования, прав и обязанностей между населением.
Социальный статус – положение человека в обществе.
Виды статусов: врожденный и достигаемый.
Социальная мобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую.
Виды социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная мобильность, восходящая и нисходящая, социальные лифты, маргинал, люмпен.
2. Проверка знаний (зачет).
ТЕСТ
Вариант № 1.
Часть А.
1. Социальная дифференциация означает:
1. разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение;
2. превращение среднего класса в наиболее многочисленную общественную группу;
3. усиление социального контроля над различными общественными группами;
4. появление новых политических партий.
2. Согласно распределительной теории А. Смита к классам не относятся:
1. собственники земли;
2. работники непроизводственной сферы;
3. владельцы капитала;
4. рабочие.
3. Социальная мобильность – это
1. переход людей из одной социальной группы в другую;
2. возможность путешествовать по стране и за ее пределами;
3. быстрые социальные перемены;
4. равенство возможностей для всех членов общества.
4. Повышение статуса индивида внутри социальной группы представляет собой пример: 1. вертикальной социальной мобильности;
2. горизонтальной социальной мобильности;
3. социальной мобильности, только если имело место смена индивидом территории проживания или работы;
4. не имеющий отношения к социальной мобильности.
5. К среднему классу не относятся:
1. мелкие и средние буржуа;
2. материально обеспеченные представители интеллигенции;
3. неквалифицированные рабочие;
4. управленцы среднего звена.
6. «Социальная роль» -
1. степень влияния личности в социальной группе или в обществе;
2. совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения;
3. положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением;
4. оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
7. Нация как элемент социальной структуры общества:
1. относится к числу социально-классовых общностей;
2. относится к числу социально-демографических общностей;
3. относится к числу социально-этнических общностей;
4. не относится к числу социальных общностей.
8. Род и племя как типы этнических общностей в наибольшей степени соответствуют:
1. капитализму;
2. феодализму;
3. рабовладельческому строю;
4. первобытнообщинному строю.
9. Определение, какого понятия приведено ниже? «Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. »
1. авторитет;
2. престижа;
3. статус;
4. социальная роль.
10. Цивилизованное общество призвано гарантировать человеку :
1. равную с другими долю общественного богатства;
2. процветание и успех в профессиональной деятельности;
3. жизненное долголетие;
4. возможность получить среднее образование.
11. Социальная сфера жизни общества включает:
1. отношения между социальными группами;
2. отношения населения и власти;
3. отношения собственности на средства производства;
4. отношения, складывающиеся в процессе производства.
12. Социальное равенство проявляется в:
1. равенстве природных задатков и склонностей людей;
2. равенстве всех перед законом;
3. распределении материальных благ между всеми поровну;
4. отсутствии привилегий для отдельных групп.
Часть В.
В. 1Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию. Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей. В. 2 Определите, какой критерий стратификации, к какой характеристике относится:
|
|||||||||||||||||||
В. 3 Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: «Общество динамично: и отдельные люди, социальные группы постоянно изменяют свой__________(А). Это явление получило название социальной____________(Б). Социологи различают несколько ее типов. Перемещение, не изменяющее социального положения индивидов и групп, называют_________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. _________(Г). ________(Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные ____ (Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п. »
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) миграция Б) мобильность в)горизонтальная г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация
|
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
B4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Зависимость – это состояние человека, при котором данное действие становится не осознанным и необходимым. (Д) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.
Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.
3) теоретическая часть.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Часть С.
С. 1. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером.
С. 2 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
С. 3 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Социальный контроль". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С. 4. В одном из первых сводов законов Киевской Руси – "Русской Правде"– предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.
Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.