Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока обществознания "Международное гуманитарное право" для 9 класса

Конспект урока обществознания "Международное гуманитарное право" для 9 класса

Тема урока:

«Международное гуманитарное право»

Тип урока:

Урок усвоения новой информации и первичного закрепления знаний учащихся;

Форма урока:

– урок – практикум.

Цели и задачи урока:

– выяснить сущность международного гуманитарного права;

– анализировать способы разрешения международных конфликтов;

– раскрыть смысл понятия «война»;

– формирование умения анализировать источники, сопоставлять факты, извлекать необходимую информацию из источников;

– способствовать воспитанию понимания патриотизма, готовности отстаивать интересы своей страны;

Методы и технологии обучения:

– практический, частично-поисковый, самостоятельной работы с источниками.

Приемы деятельности учителя:

– эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа с таблицей, работа в группах.

Форма организации учебной деятельности:

– индивидуальная, групповая;

Оборудование урока:

-документы: Конвенция о правах ребенка, выдержки из Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям (1977 г. );

– плакаты «Нет войне!».

– таблицы;

Опережающее задание:

- работа учащихся с книгой Анри Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино» – М. , 1995 С. 19, 34;

– сообщение о положении детей в горячих точках;

Ход урока:

1. Опрос фронтальный.

-Что такое декларация?

-Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?

-Какие права человека называют правами первого поколения?

-Что такое конвенция?

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Познакомимся с отраслью права, ранее не изучаемой ,это международное гуманитарное право.

– Каково назначение этого права?

– О каких нормах здесь может идти речь?

Международное гуманитарное право представляет совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право защищает лиц, которые не принимают участия в вооруженных конфликтах или прекратили участие в военных конфликтах.

Международное гуманитарное право еще называют правом вооруженных конфликтов.

Проблемный вопрос.

– Можно ли к войне подходить с гуманитарными нормами?

Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных)

Предоставляет защиту лицам, не принимавшим участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)

Международное гуманитарное право

Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа)

Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют изменения, страдания, наносят серьезные ущербы природе

Вопросы к схеме:

– Кого и что защищает международное гуманитарное право?

– Какое ограничение оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны?

Вы видите, что международное гуманитарное право устанавливает определенные правила поведения участников вооруженных конфликтов, обеспечивает защиту жертв войны.

Вопрос.

– Приведите примеры из истории, что войны приносили гибель и разорение?

– Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?

Опережающее задание.

Учащиеся рассказывают фрагмент из книги Анри Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино»– М. , 1995. – С. 19,34.

Учитель.

То, что увидел Анри Дюнан в Сольферино, послужило поводом для создания общества по оказанию помощи раненым и принятию конвенции о защите раненых и медицинского персонала на поле боя.

« Отчего нельзя в эпоху мира и спокойствия основать добровольческие общества, которые подавали или организовывали бы во время войны помощь раненым и уход за ними усилиями добровольцев, усердных, самоотверженных и надлежащим образом подготовленных к такому труду?» Эта идея Анри Дюнана легла в основу создания национальных обществ Красного Креста. Шестнадцать государств направили своих представителей для участия в Международной конференции, которая открылась в Женеве в октябре 1863 года. На конференции была принята эмблема и возникло движение Красного Креста. В настоящее время используется два знака: красный крест и красный полумесяц.

Вопрос.

– Сформулируйте основные, на ваш взгляд, правила ведения военных действий.

Учитель.

Международное гуманитарное право:

– защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных);

– предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу);

– защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям;

– запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде;

Таким образом, МГП устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны.

Основные источники МГП.

Дата

Название договора

29 ноября —

11 декабря 1868 г.

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Санкт-Петербург

29 июля 1899 г.

Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль («дум-дум»). Гаага

18 октября 1907 г.

Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым Положением о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага

12 августа 1949 г.

Конвенция об улучшении участи раненых и

больных в действующих армиях.

Женева

12 августа 1949 г.

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Женева

12 августа 1949 г.

Конвенция об обращении с военнопленными. Женева

12 августа 1949 г.

Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Женева

10 апреля 1972 г.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении

8 июня 1977 г.

Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. , касающийся защиты жертв международных конфликтов

8 июня 1977 г.

Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. , касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера

Заметим, что Женевское право – это гуманитарное право, а Гаагское право – право войны.

Каждая из четырех Женевских конференций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов.

Задание.

– По текстам конвенций охарактеризовать отношение каждой категории населения и в чем выражается их защита?

Учитель.

Почти все страны являются участниками Женевских конвенций. В соответствии с Конституцией РФ нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.

Конвенция о правах ребенка обязывает государства уважать нормы права, охраняющие жизнь и безопасность детей. Защита детей – первоочередная забота государства во время военных действий.

Задание.

– Определите, какие положения об участии детей в вооруженных конфликтах закреплены в Конвенции. (ст. 38, 39)

Опережающее задание.

Сообщение о положении детей в горячих точках.

Учитель.

В августе 1949 года была принята Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны и Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов.

Задание.

– Сравните положения об отношении к детям Дополнительного протокола и Конвенции о правах ребенка. Есть ли какая– либо связь между этими документами?

Учитель.

Проблеме ответственности в системе мер по соблюдению международного гуманитарного права уделяется особое внимание. Существует два уровня ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права: международный и внутригосударственный. Женевские конвенции 1949 года и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений МГП как серьезные нарушения или военные преступления. Лицо, совершившее военные преступления должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства ( в России – ст. 356 УК РФ)

УК РФ Статья 356.

Жестокое обращение с военнопленным населением, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ,– наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

Непросто следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооруженного конфликта безоружному человеку предоставляется определенный минимум гуманитарных прав.

Закрепление и обобщение знаний.

1. Какое значение имеет запрещение убивать или наносить увечья военнопленным?

2. Может ли повлиять на выбор средств ведения войны запрещение применять те методы, которые вызывают чрезмерные страдания?

3. Чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира?

Домашнее задание.

Написать обращение ко всем жителям Земли о прекращении войн.

Метки: Правоведение и Обществоведение