Межличностный конфликт
Межличностный конфликт
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
- Раскрыть причины, сущность, пути выхода из конфликта.
- Развитие умений вести полемику, развивать устную монологическую речь и аналитическое мышление.
- Научить анализировать собственное поведение в конфликте.
- В процессе практической деятельности выработать у учащихся навыки применения предпочтительных выходов из конфликтных ситуаций, коммуникативные навыки, умения применять теоретические знания на практике.
- Воспитание толерантности, уважение к другой личности.
Оборудование к уроку:
ИКТ–презентации и ТС для ее демонстрации;
Видеоролик «Конфликтные ситуации», созданный учащимися;
Плакаты с изречениями по теме:
«Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато во гневе, кончается в стыде» Л. Н. Толстой
«Если сказать нужное слово в нужный момент – большое искусство, то промолчать вовремя – искусство еще большее» Франсуа де Ларошфуко
«Понимание – начало согласия» Бенедикт Спиноза
«Хороший пример – это самая лучшая проповедь» Немецкая пословица
Памятка к уроку с вопросами:
- Что такое конфликтная ситуация?
- Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете, почему?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
- Что мешает вам или другим людям разрешать конфликт с пользой для обеих сторон?
Ход урока
I этап – вводный.
Создание конфликтной ситуации (опоздавший ученик, кто-то замешкался с подготовкой к уроку и т. д. )
Как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока – межличностные конфликты (слайд 1), «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда».
Напомним определение: (слайд 2) конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
(слайд 3) Объектом (предметом) конфликта является вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт. Субъекты конфликта – его участники.
(слайд 4) Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, конфликт между личностью и группой, межгрупповые.
II этап – познавательный.
При помощи теста определите конфликтная ли вы личность. Отвечая на вопросы, вы записываете вариант ответа, который вам подходит.
Тест «Конфликтная ли вы личность?» (слайды 5-13)
Ответили на вопросы? Подсчитаем общее количество баллов, которые вы набрали. Напоминаю: за каждый ответ под буквой «а» – 4 балла, под буквой «б» – 2 балла, «в» – 0 баллов.
(слайды 14-16) – ключи к тесту, они оценивают уровень вашей готовности к конфликту.
Об этом же свидетельствуют результаты вашего анкетирования (слайд 17)
Судя по ним, вы, в большинстве своем, неконфликтны, стремитесь к мирному разрешению спора и только в крайнем случае пойдете на открытый конфликт.
III этап – практический, с элементами дискуссии
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению конкретных конфликтных ситуаций, вспомним пути выхода из конфликта (слайд 18-19).
Видеоролик «Конфликтные ситуации»
Обсуждение конкретных ситуаций (вопросы из памятки).
Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон. Философ Спиноза заметил: «Понимание – начало согласия».
Следующий тест даст вам возможность оценить свой стиль выхода из конфликта (слайды 21-25). Поставив номер вопроса, отвечаете: «часто» – 3 балла, «от случая к случаю» – 2балла, «редко» – 1 балл.
(Слайд 26) Подсчитайте количество баллов под следующими номерами:
n Тип «А» – сумма баллов под номерами 1, 6,11.
n Тип «Б» – сумма баллов под номерами 2, 7,12.
n Тип «В» – сумма баллов под номерами 3, 8,13.
n Тип «Г» – сумма баллов под номерами 4,9,14.
n Тип «Д» – сумма баллов под номерами 5,10, 15.
Ваш стиль выхода из конфликта под номерами с наибольшими баллами (слайд 27).
IV этап – завершающий
Жизнь без конфликтов невозможна, наша задача – научиться ими управлять (слайд 28). В конфликтной ситуации глубоко вдохните, мысленно посчитайте до десяти и вспомните бессмертные стихи Омара Хайяма:
(Слайд 29)
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
А если, что не так – смирись,
Будь умнее – улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно…
Омар Хайям
Домашнее задание: написать эссе, выбрав одно из изречений к уроку.
Приложение:
Анкета
«Конфликт и пути его преодоления»
- Я считаю, что конфликт – это:
А) недовольство кем-то или чем-то
Б) непонимание друг друга, ссора; несовпадение взглядов
В) разногласия между людьми, столкновение разных мнений
2. Когда я вижу, что человек не прав, то:
А) я скажу все, что о нем думаю
Б) пытаюсь объяснить, но если не получается, то просто замолкаю
В) прежде чем высказать собственное мнение, объясню, в чем он ошибается
3. На конфликт со взрослыми меня толкают следующие чувства:
А) меня они бесят, когда меня задевают
Б) чувство обиды
В) ущемленное чувство собственного достоинства
4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что:
А) человек тупо настаивает на своем; меня обвиняют в том, чего я не делал;
Б) меня унизили, не хотят меня понять
В) человек представляет опасность для меня и окружающих
5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как:
А) вряд ли пойду на это; не буду стараться избегать
Б) не люблю ссориться и ругаться; боюсь оказаться в трудном положении
В) не хочу портить себе настроение; партнер обидчив; есть дела поважнее
6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как:
А) это сохраняет нервную систему
Б) это сохраняет хорошее настроение
В) любые конфликты можно решить мирным путем
Л. П. Ящук, МАОУ "СОШ №21 с углубленным изучением немецкого языка", г. Сыктывкар