Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока "Происхождение человека и становление общества". 10 кл

Конспект урока "Происхождение человека и становление общества". 10 кл

Тема урока: Происхождение человека и становление общества.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

развивающая: развить навыки рассуждения и обобщения своих мыслей в обобщающие выводы. Развить умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения. Межпредметная связь: психология, история, МХК, культурология, правоведение. Межкурсовая связь: философия; правоведение.

образовательная: объяснить причины происхождения разумного человека, выделить основные этапы его развития. Разъяснить понятие «общество», выделить генезис общества как специфического явления, определить основные этапы его формирования. Рассказать о науках занимающихся изучением человека и общества.

воспитательная: привить детям уважение к обществу как к социокультурному феномену человечества. Сформировать уважение к отдельно взятому индивиду, человеку, личности. Дать возможность каждому учащемуся осознать свое место в нашем обществе.

Оборудование: мультимедийные средства обучения (интерактивная доска, компьютер, видеопроектор). Учебник Обществознании под редакцией Л. Н. Боголюбова 10 класс. Раздаточный материал в виде схем, таблиц, карточек.

Оформление доски:

Термины, определения, понятия:

общество

социокультурный

феномен

эволюция

Homosapiens

психология

философия

культурология

генезис

антропогенез

Тема урока: Происхождение человека и становление общества.

Цель урока: объяснить причины происхождения разумного человека, выделить основные этапы его развития. Разъяснить понятие «общество», выделить генезис общества как специфического явления, определить основные этапы его формирования.

План урока:

1. Науки изучающие человека и общество.

2. Причины появления человека разумного.

3. Становление общества и формирование общественных отношений.

Таблица происхождения жизни и человека


Схема этапы развития общества


общества

Ход урока:

Этапы урока

Действие преподавателя

Действия учащихся

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие учащихся, проверка количественного состава присутствующих, запись темы урока в журнал.

Приветствуют преподавателя, участвуют в перекличке, подготавливают рабочее место.

2. Проверка домашнего задания (11 мин)

Преподаватель проверяет качество подготовки домашнего задания учащимися. Проводит терминологический опрос, некоторым учащимся раздает карточки с персональным заданием, которое ученики должны выполнить за определенное время( 5 человек). Часть учащихся работают у доски отгадывая терминологический кроссворд(1человек), заполнение недостающих элементов схематической таблицы ( 1 человек). С остальной частью класса учитель проводит разъяснительную беседу, выявляя уровень знаний учащихся. Он задает им вопросы, которые выявляют теоретические знания учащихся по предмету, а также задает наводящие вопросы, которые проверяют уровень логического мышления. По некоторым проблемам педагог может развернуть беседу в форме дискуссии, тем самым, проверяя способности учеников аналитически мыслить. (3-7 человек). Общий охват аудитории: 10-14 человек.

Часть учащихся занимаются самостоятельной работой по специальным заданиям на карточках, один человек отгадывает кроссворд, один заполняет таблицу,остальная часть прикладывает все усилия, чтобы ответить на вопросы, поставленные перед ними преподавателем. Если учитель предложил провести дискуссию, то весь класс должен активно участвовать в обсуждении.

3. Изложение нового материала

(24 мин)

1. Вопрос: Науки изучающие человека и общество.

Ответ: Современных ученых крайне печалит тот факт, что при всем внешнем блеске технического прогресса и всем развитии науки, которая сегодня способна решать сверхсложные задачи, один из главных вопросов, терзающих человечество, – кто мы и откуда взялись? – так и остается без ответа. Произошел человек от обезьяны, или является результатом инопланетного эксперимента, или все-таки был создан по образу и подобию Божию?. . В этой области знаний наука уже полтора века топчется вокруг дарвиновских идей.

Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Схема науки изучающие человека

Социология— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Антропология— комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека.

Психология—наука о поведении и психических процессах в психике людей.

История— наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д. ) в прошлом.

Философия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Культурология— наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.

2. Вопрос: Причины появления человека разумного.

Ответ:

Выслушать точки зрения учащихся по поводу того как произошел человек. Рассказать учащимся основные теории происхождения человека(научную, религиозную, научно-фантастические).

Книга Чарльза Дарвина "О происхождении видов", которая перевернула взгляды на природу и происхождение человека, вышла в свет в 1859 году.

Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих человекообразных обезьян и млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Генезис— происхождение, возникновение, (за)рождение.

Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации ещё Линнеем. В латинском языке оно произошло от общеиндоевропейского корня «dhghem», земля.

В современной науке Homo sapiens – единственный ныне существующий вид рода Homo, хотя продолжающиеся исследования происхождения Homo sapiens дают всё новую и новую информацию о других видах Homo, давно уже вымерших.

Физиологические отличия человека от обезьяны:

– истинное прямохождение и связанные с этим особенности строения тела;

– S-образная форма позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами;

– низкий расширенный таз;

– уплощенная в переднезаднем направлении грудная клетка;

– удлиненные по сравнению с руками ноги;

– сводчатая стопа с массивным и приведенным большим пальцем;

– многие особенности мускулатуры и расположения внутренних органов;

– кисть способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения;

– череп более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг;

– мозговая часть черепа в большой степени преобладает над лицевой (лоб высокий, челюсти слабые);

– маленькие клыки;

– подбородочный выступ отчетливо выражен;

– мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему и в 3-4 раза – по массе;

– у человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи;

– только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга;

– наличие особого головного мускула в гортани.

Таблица происхождения жизни и человека:

Модель эволюции

Модель сотворения

Конкретные факты

1

2

3

Жизнь развилась из неживой материи путем случайной химической эволюции (самозарождения)

Жизнь происходит только от уже существующей жизни; изначально создана разумным Создателем

1. Жизнь происходит только от уже существующей жизни.

2. Сложный генетический код не может образоваться случайно

Свидетельство, ожидаемое от ископаемых:

1)постепенное появление простых форм жизни;

2)переходные формы как связующие звенья

Свидетельство, ожидаемое от ископаемых:

1)внезапное появление в большом разнообразии сложных форм;

2)пробелы, разделяющие основные группы; отсутствие связующих форм

Свидетельство ископаемых:

1)внезапное появление в большом разнообразии сложных организмов;

2)каждый новый вид обособлен от предшествующих видов; отсутствие связующих форм

Новые виды возникают постепенно; зачатки недоразвитых костей и органов на различных промежуточных стадиях

Никакие новые виды не появляются постепенно; отсутствие недоразвитых костей или органов; все части полностью сформированы

Никакие новые виды не появляются постепенно, хотя и существует много разновидностей; отсутствие недоразвитых костей или органов

Мутации: в конечном счете полезны; порождают новые признаки

Мутации вредны для сложных организмов; не приводят ни к чему новому

Небольшие мутации вредны, значительные – смертельны; никогда не приводят ни к чему новому

Постепенное возникновение цивилизации из грубых, звероподобных начальных стадий

Цивилизация возникает одновременно с человеком; сложная с самого начала

Цивилизация возникает одновременно с человеком; жители пещер – современники тех цивилизованных людей

Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

3. Вопрос: Становление общества и формирование общественных отношений.

Ответ:

В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество.

Вспомнить вместе с учащимися из пройденного ранее материала(8-9 класс) что такое общество?

Общество:

1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

2) в узком понимании – исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)

Устроить обсуждение на тему чем животное

стадо отличается от человеческого общества.

Признаки и критерии общества:

-оно не является частью более крупной системы;

браки заключаются между представителями данного объединения;

-оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

-объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

у общества есть собственное название и собственная история;

-оно обладает собственной системой управления;

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

-его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

Этапы развития общества. Схема.

Учащиеся внимательно слушают преподавателя, записывают то, что преподаватель им дает под запись, отвечают на вопросы, задаваемые по ходу изложения нового материала. Внимательно наблюдают за наглядным материалом представленным на интерактивной доске (карты, схемы, таблицы, портреты).

Задают вопросы по ходу лекции, что им было не понятно.

Желающие высказывают свое мнение по поводу того как на их взгляд произошел человек. Участвуют в дискуссии, отстаивают свою точку зрения.

Чертят таблицу.

Участвуют в обсуждении.

Участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения.

Записывают в тетрадь.

Чертят схему в тетрадь.

4. Закрепление изученного материала. (5 мин)

Преподаватель опрашивает учащихся по только что пройденному материалу, чтобы проверить, как они усвоили материал, внимательно ли они его слушали.

Школьники отвечают на поставленные учителем вопросы.

5. Домашнее задание

(2 мин)

Учитель разъясняет ученикам, что они должны сделать дома для подготовки к следующему уроку. Контролирует, чтобы все внесли домашнее задание в дневник.

Слушают задание преподавателя, записывают в дневниках, что нужно делать дома.

6. Подведение итогов

(3 мин)

Педагог подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке в журнал. Отвечает на вопросы школьников, что им было непонятно, если таковые вопросы есть.

Слушают заключительное слово преподавателя. Задают вопросы по теме, что им было не понятно.

Метки: Правоведение и Обществоведение