Конспект урока по обществознанию "Сферы жизни общества"; 6 класс
Конспект урока по обществознанию "Сферы жизни общества"; 6 класс
Тема: «Сферы жизни общества»
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цели урока:
Предметные УУД
1. Получить новые знания об устройстве общества
2. Выделять существенные признаки общества.
3. Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.
Метапредметные УУД
1. Познавательные -владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.
2. Регулятивные – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т. ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т. ч. проект).
3. Коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД – аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Межпредметные связи:
Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс)
Оборудование : компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по обществознанию Д. Д. Данилова, Е. В. Сизова «Как устроен мир людей?», рабочая тетрадь к учебнику.
I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.
Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя . Учитель задает вопрос классу :
– Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том ,что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.
– Учащиеся дают несколько определений.
– Обратите внимание , не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу?
– Да! На доске учитель условно (символами) может отобразить различные точки зрения.
– В чем эти противоречия?
Вступая в диалог с учителем учащиеся выявляют их, осознают и проговаривают.
Определение темы урока.
Формулировка проблемы.
Учитель и дети формулируют и записывают проблему:
Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов. Итак, тема нашего урока : «Сферы, составные части жизни общества»
2. Актуализация знаний
Вспомним то ,что пригодится нам для решения нашей проблемы.
Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:
– Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.
– Какие мы знаем древние общества, государства?
– Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?
– Каковы были основные занятия людей?
– На какие группы делились общества?
– Кто и как управлял людьми?
– Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?
3. Поиск решения(открытие нового знания)
Работа с текстом в режиме технологии продуктивного чтения.
Пункт «Сферы человеческих отношений» стр. 10-11,обращаем внимание на вопросы на стр. 10.
– Внимательно прочитайте название этого текста и предположите, о чем он сможет нам рассказать.
– Как ты понимаешь, что означает слово «сфера» ?
– Проверьте свои предположения ,прочитав текст. Совпали они или нет и в чем.
– Сделайте выводы. (Учитель всячески поощряет монологическую речь учащихся)
Учитель обобщает выводы учащихся :
– Итак, мы сделали
А. вывод о том , что общество состоит из 4 сфер, областей.
Б. Мы узнали названия этих сфер.
В. Эти сферы взаимосвязаны между собой.
– А теперь давайте посмотрим , что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.
Работа в группах по 5-6 учащихся «Проверь себя»
(перед детьми раздаточный материал : пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии представляющие собой разные стороны жизни общества,таблички с названиями сфер общественной жизни. )
1. Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.
2. Открыв учебник, самостоятельно изучить материал на стр. 12-14.
3. Выявить ошибки (от каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу…. ,мы допустили ошибку…. потому, что. . ,итд)
Заслушиваем, анализируем, сравниваем ,какая группа допустила большее количество ошибок и почему.
Сравниваем наши выводы с авторским на стр. 14 учебника. Чьи версии подтвердились?
Применение нового знания.
Первичное закрепление.
На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать и сдать учителю для проверки от групп.
Тест.
А1. Производство материальных благ относится к
1. духовной сфере
2. политической сфере.
3. экономической сфере.
4. социальной сфере.
А2. Распредели по сферам:
1. нации А. духовная сфера
2. президент Б. экономическая сфера
3. религия В. политическая сфера
4. книги Г. социальная сфера
5. фабричное производство
А3. Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду:
Православие,христианство,католицизм,мусульманство,наука,иудаизм,индуизм.
А4. К экономической сфере не относится :
Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля.
(количество и сложность вопросов в тесте зависит от уровня класса и времени на уроке)
Вторичное закрепление.
Домашнее задание: выполнить задание из учебника на стр. 14 -15.
1. Заполни таблицу. (письменно)
2. Решаем жизненные задачи. (устно)
Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.
Учитель может устроить это в виде блиц– опроса.
– Чему вы научились сегодня на уроке?
– Что нового узнали?
– Что вам понравилось?
– Что вам не понравилось?
– Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?