Тема урока «Охранять природу – значит охранять жизнь»
Тема урока «Охранять природу – значит охранять жизнь»
Девизом нашего урока я взял следующие слова: «Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю тоже нужно охранять, она такая же как мы, живая». – слайд № 2
Сегодня нам с вами необходимо повторить материал прошлого урока – воздействие человека на природу, и при разборе новой темы мы будем использовать следующие термины: прошу обратить внимание на глоссарий: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Мы с вами поработаем с некоторыми фотодокументами, нас ожидает ролевая игра, и я думаю, что мы с вами со всем успешно справимся.
Мне хотелось бы начать свой урок с небольшого вступления.
Наша планета (показываю на плакат с Землей) – третья планета Солнечной системы, такая маленькая (показать на глобус), если смотреть на нее с космоса, и в то же время такая большая.
Если объехать кругом земной шар, нужно будет проделать путь в 40 тыс. км, а если идти пешком со скоростью 30 км/день, путь займет 4 года.
А теперь – минуточку внимания.
Ролик «возникновение жизни»
Итак, ребята, мы с вами увидели краткую историю возникновения жизни на Земле. К вашему сведению, планета образовалась ок. 5,5 млрд. лет назад, жизнь на ней зародилась ок. 3,5 млрд. лет назад, а человек современного типа, к которому мы с вами себя относим, появился ок. 40 тыс. лет назад. – слайд № 3 – отметьте в рабочих листах.
Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду обитания, но при этом сохранив с ней тесную связь!
Ребята, какие ассоциации у вас вызывает понятие «природа»?
Отлично, давайте составим небольшой наглядный кластер –
На доске – плакат – по центру – ПРИРОДА.
Ребята, задание № 1 в рабочих местах. (У КАЖДОЙ ГРУППЫ – ЖИВОТНЫЕ НА СТОЛАХ). Ассоциации необходимо писать на стикерах, которые вы найдете на спинке своего стула. Стикеры, в свою очередь, крепятся на аппликациях. На это дается 1 минута. Время пошло – МУЗЫКА. !
Я – на ПРИРОДУ – ЖИВОТНЫХ.
После того, как ученики наклеят фигурки, я располагаю рядом – В СТОРОНЕ И ЧУТЬ ВЫШЕ ПЛАНЕТЫ – фигурку человека.
И вопрос классу – РЕБЯТА, ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА Я РАСПОЛОЖИЛ В СТОРОНЕ ОТ ПРИРОДЫ?
как вы думаете, почему ?
Давайте вспомним определение общества – ПОКАЗАТЬ НА ГЛОССАРИЙ.
Про часть материального мира, обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную…–
почему человек не разорвал полностью связь с природой? –
привели примеры.
Итак, мы с вами пришли к выводу, что природа и человек – единое целое, природа дает человеку все необходимое для существования. слайд № 4
ПРЕДЛАГАЮ СЛЕДУЮЩИЙ РОЛИК.
ролик – негативное воздействие человека на природу.
о каком воздействии человека на природу идет речь в этом ролике?
Они говорят – негативное.
Ребята, ПРИВЕДИТЕ факты. ПРИВОДЯТ.
таким образом, мы с вами видим, что человек использует природу для того, чтобы выжить, но при этом он не заметил, что создал угрозу существованию планеты, единственной обитаемой в Солнечной системе, нарушил экологическое равновесие. Слайд № 5
Есть такая наука – экология, в переводе с греческого – наука о доме.
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К КЛАСТЕРУ – РИСУЕМ красную СТРЕЛКУ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ. – таким образом, ребята, человек СОЗДАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ!!!
А КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАМ ИЗВЕСТНЫ? ГОВОРЯТ
ХОРОШО, РЕБЯТА, РАЗ ВЫ ЗНАЕТЕ ПРОБЛЕМЫ, ТО ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ?
ПРЕДЛАГАЮ ВАМ РОЛЕВУЮ ИГРУ «ПРИВЕДЕМ ПЛАНЕТУ В ПОРЯДОК!» – СЛАЙД № 6
Правила игры вы найдете в рабочих листах.
У нас ЕСТЬ 2 команды – АНАЛИТИКИ И ПРАГМАТИКИ – САМ НАЗНАЧАЮ!
А ВАШУ РАБОТУ ОЦЕНЯТ – КТО??? – ОНИ У НАС В ЖЮРИ.
Аналитики – должны предложить ряд аргументов в пользу предложенной проблемы (ПОЧЕМУ важна эта проблема?)
Прагматики – должны предложить ряд практических решений проблемы (КАК?)
КАПИТАН АНАЛИТИКОВ ВЫБИРАЕТ ПРОБЛЕМУ, РАЗДАЕТ КОНВЕРТЫ (ФАКТЫ, ФОТОДОКУМЕНТЫ)
РЕЗУЛЬТАТОМ ВАШЕЙ РАБОТЫ БУДЕТ МИНИПРОЕКТ.
СНАЧАЛА – АНАЛИТИКИ ЗАЩИЩАЮТ ПРОБЛЕМУ, ПОТОМ КЛЕЮТ, А ПОТОМ – ПРАГМАТИКИ. В ЭТО ВРЕМЯ – МУЗЫКА!!!
ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ.
ПОТОМ ВТОРОЙ ПРОЕКТ.
Команды меняются РОЛЯМИ – АНАЛИТИКИ СТАНОВЯТСЯ ПРАГМАТИКАМИ, ПРАГМАТИКИ – АНАЛИТИКАМИ.
ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ.
ПОТОМ – ВОЗВРАЩАЮСЬ К КЛАСТЕРУ.
Ребята, мы с вами выяснили, что человек ОКАЗЫВАЯ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ – СОЗДАЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ИМЕННО ОТ НЕГО, Т. Е. ОТ ЧЕЛОВЕКА, ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ, ПОТОМУ ЧТО В ЕГО РУКАХ РАЗРЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.
Еще Петр первый обратил на это внимание. – слайд № 7.
А 2013 год – год охраны окружающей среды.
Ребята, есть такое понятие «экологическая мораль». (если не скажут – сам скажу) Давайте озвучим три основных правила.
Хорошо, спасибо.
Наш урок подошел к концу.
И В ЗАВЕРШЕНИЕ, я хотел бы привести слова Норберта Винера (философ)
«Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя» – слайд № 8
ОЦЕНКИ!!!
И домашнее задание – задача на смекалку – в рабочих листах.
Рабочий лист урока обществознания
«Охранять природу – значит охранять жизнь»
- Выберите из приведенного списка то, что относится к природе, и запишите их на аппликациях:
Вода; растения; животные; насекомые; естественная среда обитания; все, что создано человеком; блеск молнии; озера; пруды; ручьи; компьютеры; автомобили; белка; медведь
- Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими
- Связь человека с природой: ПРИМЕРЫ
– Стулья и парты, которыми пользуются ученики в школах, сделаны из прессованных опилок, образующихся при обработке древесины;
– у всех наземных растений и большей часть водных в ходе фотосинтеза выделяется кислород;
– одним из продуктов дифракции нефти является бензин, который используется в двигателях внутреннего сгорания
– природа дает человеку все, что ему необходимо для удовлетворения его потребностей
- Какой вид воздействия человека на природу характеризуют данные явления:
Загрязнение атмосферы; Уничтожение озонового слоя Земли; Вырубка лесов; Загрязнение водоемов; Авария на Чернобыльской атомной электростанции; Красная книга – исчезновение многих видов животных и растений; Под угрозой исчезновения – сайгаки, уссурийский тигр и т. д.
- Ролевая игра. Правила:
АНАЛИТИКИ – должны предложить ряд аргументов в пользу предложенной проблемы (ПОЧЕМУ ВАЖНА ЭТА ПРОБЛЕМА?)
ПРАГМАТИКИ – должны предложить ряд практических решений проблемы (КАК РЕШИТЬ?)
- ТРИ ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ:
1 – Я лично несу ответственность за сохранение природы
2 – Я не причиню зла живому (цветку, дереву, птице, животному, и конечно, человеку)
3 – Я помогу любой жизни (цветку, дереву, птице, животному, и конечно, человеку)
- Домашнее задание:
№ 1 – рассчитайте количество мусора, который производит среднестатистическая семья за год, если известно, что за две недели выходит около 12 кг?
№ 2 – Какое количество мусора производят жильцы обычного 60-квартирного дома за год? За 10 лет?
С. М. Горяев, МБОУ "СОШ №8 им. Номто Очирова", г. Элиста, Республика Калмыкия