Триединая дидактическая цель: образовательные – содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения; развивающие – способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения, воспитательные дать представление студентам о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе; помочь осознать свою собственную социальную позицию. Термины и понятия:
- социальная
- дифференциация и ее виды, стратификация общества
- социальная мобильность,
- социальные лифты,
- социальное неравенство,
- класс,
- страта,
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление. Структура урока: I. Организационно-мотивационный момент. Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока. II. Изучение новой темы. План изучения нового материала: 1. Основные социальные группы. Социальная структура общества. 2. Социальные отношения. 3. Социальная динамика: А) причины социальных изменений; Б) социальная мобильность и "социальные лифты" 4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить. III. Закрепление изученного материала. IV. Подведение итогов. Домашнее задание. Ход урока:
Этапы урока: |
Деятельность преподавателя: |
Деятельность студентов: |
I этап. Организационный момент |
Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к уроку, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала. |
Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают преподавателя. |
II этап. Объяснение нового материала |
Вступительное слово: "Свобода, равенство, братство!" Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения. Обобщает ответы студентов, сообщает цель урока, обращает внимание на базовые понятия. Преподаватель: Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию. Объясняя базовые понятия, опирается на подготовленную презентацию (слайд №2). Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация – это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними (слайд № 4). Можно ли устранить это неравенство? Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества. Слайд № 6. Социальная структура общества. Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой "лимон" т. к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды № 12, 13). Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % – бедный класс , 3-5 % – высший класс, 15-18 % – средний класс. Один из студентов пригашается к доске для составления модели социальной структуры России. В ходе объяснения преподаватель обращает на понятия и просит их записать в тетради. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса (слайд №7). Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №8). Каналы или "лифты" мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №9). Преподаватель комментирует: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря. Равенство нельзя понимать как "одинаковость" всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом. В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т. е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко (слайд № 10). Преподаватель предлагает рассмотреть учащимся два документа и их сравнить (Приложение№1). А затем ответить на вопросы: · Что объединяет эти документы? · Выделите понятия, содержащиеся в документах. · На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей? |
Студенты слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры, вспоминая сказки различных народов мира. Студент: в сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило "каждому столько, сколько другому". Студенты слушают и усваивают материал. Студенты обращают внимание на презентацию. Отвечают на вопрос – главный критерий выделения страт и классов – отношение к они выделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования. Студент составляет модель социальной структуры России на доске, а остальные записывают в своих тетрадях. Определения и базовые понятия выслушиваются студентами, обсуждаются и записываются в тетради Студенты работают с понятиями и высказывают свои мнения. Студенты работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам. Делают вывод: Причины социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции – все это приводит к смене социального положения в обществе групп. |
III этап. Этап закрепления материала. |
Тесты на закрепление материала. 1. Что входит в понятие социальной структуры общества: классовый состав общества; социально – профессиональная структура населения; демографический состав населения; все указанное выше? 2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)? · экологическое объединение; · пенсионеры; · семья; · молодежь; · трудовой коллектив; · городское население; · ученики нашего класса; · нация; · клуб любителей авторской песни; · спортивная команда. 3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям: изменение профессии: рабочий стал инженером; переезд из одного города в другой без изменения профессии; повышение квалификации в рамках одной профессии; понижение в должности. 4. Переход людей из одной социальной группы в другую называется: · социальным неравенством; · социальной мобильностью; · социализацией; · социальной адаптацией. |
Студенты отвечают самостоятельно на каждый вопрос теста, затем сравнивают ответы и исправляют ошибки. |
IV этап. Подведение итогов. |
Преподаватель подводит итоги и просит студентов самостоятельно сделать вывод. В конце урока объясняет домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме "Семья в современном мире". |
Самооценка студентами своей работы на уроке. Студенты делают вывод, что неравенство в обществе существовало, существует и будет существовать. Но необходимо позаботиться о том, чтобы социальное неравенство снижалось, а не увеличивалось. Очень многое зависит и от общества, и от политики государства. Общественные ожидания сводятся к следующему: · демократическая, правовая основа; · экономическая, политическая стабильность; · высокий уровень образования, науки и культуры. |
Приложение № 1. 1) Фрагмент работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии» «истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…» (Работа вышла в свет в 1848г) 2) Фрагмент работы В. И. Ленина «Великий почин» (1919 г. ) «Классы – это большие группы людей, которые различаются: · по месту в исторически определенной системе общественного производства;
- по отношению к средствам производства;
- по роли в общественной организации труда;
- а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…»
Приложение № 2. Текстовый файл к презентации по теме: «Социальная структура общества» Рубрика «в мире мудрых мыслей» «Всякий социальный слой по-своему любопытен, художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи». М. Пруст План урока 1. Понятие стратификации 2. Социальная дифференциация 3. Характер, особенности, тенденции развития в современном мире 4. Причины социального неравенства 5. Границы социальной мобильности 6. Возможности изменения социального статуса Стратификация
Страты: |
Классы: |
различаются по: |
различаются по: |
уровню доходов |
месту в системе общественного производства |
основным чертам образа жизни включенности во властные структуры |
отношению к средствам производства |
отношениям собственности |
роли в общественной организации труда |
социальному престижу |
по способам и размерам получаемого богатства |
Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу. «Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». В. И. Ленин Социальная дифференциация. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение – это социальная дифференциация. Виды дифференциации – экономическая – различие уровня жизни и доходов – политическая – политические лидеры и народные массы – профессиональная – деление по роду занятий и деятельности Социальная структура Классы или страты? Социальная структура – социальные общности Социальный класс Богатые и бедные Эксплуататоры и эксплуатируемые Угнетатели и угнетенные Распределительная теория (Ф. Гизо и А. Смит) – 1. собственники земли, 2. владельцы капитала, 3. наемные рабочие Рубрика « в мире мудрых мыслей» «Общество составлено из двух классов: из тех у которых обедов больше, чем аппетита, и тех у которых аппетита больше, нежели обедов». Н. Шамфор Классы или страты? Современная западная социология Страты. Критерии деления: · образование, · доход · профессия Социальная мобильность – переход человека из одной социальной группы в другую Горизонтальная – семья – семья, фабрика – фабрика – низкая активность (касты) Вертикальная – служащий – управляющий – высокая активность (революции) Социальные «лифты» – быстрое социальное перемещение (армия, церковь, школа). Тенденция развития социальных отношений Социальная структура изменчива Традиционные общества медленно Запад новый средний класс увеличение работников в сфере услуг и информационных технологий Словарь терминов: Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др. ) Люмпены (бродяги, нищие, бомжи) и маргиналы (пограничные социальные слои – выходцы из деревни). Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, при необходимости превращающиеся в устойчивые социальные группы. Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует. Изменение социальных отношений в российском обществе: Дифференциация населения, прожиточный уровень – 60% населения за чертой бедности Оплата труда Бедные 1:10 богатые + нетрудовые доходы Тенденции развития социальных отношений в России: 1. возрастание социальной дифференциации 2. падение статуса интеллектуальных профессий 3. появление новых социальных групп 4. усиление маргинализации Социальная политика: возможные варианты · Европейский: Высокие налоги с населения, НО большая часть из них расходуется на социальные программы · Азиатский: Нет трат на социальную сферу. НО средства вкладываются в развитие производства. · Латиноамериканский Приватизация социальной сферы Задание Обсудите каждый из вариантов социальной политики, выявите их достоинства и недостатки. Есть ли среди этих вариантов приемлемый в наших условиях? Обоснуйте свой выбор. Вопросы: • Что понимается под социальной мобильностью? • Объясните различия между горизонтальной и вертикальной мобильностью? • Приведите примеры обществ: А) с низкой социальной мобильностью; Б) с высокой социальной мобильностью. • Что такое социальные лифты? • Какие социальные лифты выделял П. А. Сорокин? • Действует ли и сегодня те социальные лифты, о которых писал П. А. Сорокин? Какие новые каналы социальной мобильности появились в наше время? • Какими социальными лифтами вы собираетесь воспользоваться, чтобы добиться жизненного успеха? Творческое задание: «Старые песни о социальном» · Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал. О, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват. Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни? · По диким степям Забайкалья, Где золото моют в горах, Бродяга, судьбу проклиная, Плетется с сумой на плечах. Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает? И. А. Косова, ГБПОУ МО"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум", г. Павловский Посад, Московская область
|