Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-исследование с элементами дискуссии по теме «Социальная структура общества»

Урок-исследование с элементами дискуссии по теме «Социальная структура общества»

PDF Печать E-mail

Триединая дидактическая цель:

образовательные – содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

развивающие – способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,

воспитательные

дать представление студентам о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе; помочь осознать свою собственную социальную позицию.

Термины и понятия:

  • социальная
  • дифференциация и ее виды, стратификация общества
  • социальная мобильность,
  • социальные лифты,
  • социальное неравенство,
  • класс,
  • страта,
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Структура урока:

I. Организационно-мотивационный момент. Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.

II. Изучение новой темы. План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и "социальные лифты"

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность преподавателя:

Деятельность студентов:

I этап.

Организационный момент

Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к уроку, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала.

Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают преподавателя.

II этап.

Объяснение нового материала

Вступительное слово:

"Свобода, равенство, братство!" Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Обобщает ответы студентов, сообщает цель урока, обращает внимание на базовые понятия.

Преподаватель: Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию. Объясняя базовые понятия, опирается на подготовленную презентацию (слайд №2).

Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация – это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними (слайд № 4).

Можно ли устранить это неравенство?

Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества.

Слайд № 6. Социальная структура общества.

Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой "лимон" т. к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды № 12, 13).

Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % – бедный класс , 3-5 % – высший класс, 15-18 % – средний класс.

Один из студентов пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

В ходе объяснения преподаватель обращает на понятия и просит их записать в тетради.

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса (слайд №7).

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №8).

Каналы или "лифты" мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №9).

Преподаватель комментирует: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как "одинаковость" всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т. е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко (слайд № 10).

Преподаватель предлагает рассмотреть учащимся два документа и их сравнить (Приложение№1).

А затем ответить на вопросы:

· Что объединяет эти документы?

· Выделите понятия, содержащиеся в документах.

· На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Студенты слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры, вспоминая сказки различных народов мира.

Студент: в сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило "каждому столько, сколько другому".

Студенты слушают и усваивают материал.

Студенты обращают внимание на презентацию.

Отвечают на вопрос – главный критерий выделения страт и классов – отношение к они выделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования.

Студент составляет модель социальной структуры России на доске, а остальные записывают в своих тетрадях.

Определения и базовые понятия выслушиваются студентами, обсуждаются и записываются в тетради

Студенты работают с понятиями и высказывают свои мнения.

Студенты работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Делают вывод: Причины социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции – все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

III этап.

Этап закрепления материала.

Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

классовый состав общества;

социально – профессиональная структура населения;

демографический состав населения;

все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?

· экологическое объединение;

· пенсионеры;

· семья;

· молодежь;

· трудовой коллектив;

· городское население;

· ученики нашего класса;

· нация;

· клуб любителей авторской песни;

· спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

изменение профессии: рабочий стал инженером;

переезд из одного города в другой без изменения профессии;

повышение квалификации в рамках одной профессии;

понижение в должности.

4. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

· социальным неравенством;

· социальной мобильностью;

· социализацией;

· социальной адаптацией.

Студенты отвечают самостоятельно на каждый вопрос теста, затем сравнивают ответы и исправляют ошибки.

IV этап.

Подведение итогов.

Преподаватель подводит итоги и просит студентов самостоятельно сделать вывод.

В конце урока объясняет домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме "Семья в современном мире".

Самооценка студентами своей работы на уроке.

Студенты делают вывод, что неравенство в обществе существовало, существует и будет существовать. Но необходимо позаботиться о том, чтобы социальное неравенство снижалось, а не увеличивалось. Очень многое зависит и от общества, и от политики государства.

Общественные ожидания сводятся к следующему:

· демократическая, правовая основа;

· экономическая, политическая стабильность;

· высокий уровень образования, науки и культуры.

Приложение № 1.

1) Фрагмент работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии»

«истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…» (Работа вышла в свет в 1848г)

2) Фрагмент работы В. И. Ленина «Великий почин» (1919 г. )

«Классы – это большие группы людей, которые различаются:

· по месту в исторически определенной системе общественного производства;

  • по отношению к средствам производства;
  • по роли в общественной организации труда;
  • а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…»
Приложение № 2.

Текстовый файл к презентации по теме: «Социальная структура общества»

Рубрика «в мире мудрых мыслей»

«Всякий социальный слой по-своему любопытен, художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи». М. Пруст

План урока

1. Понятие стратификации

2. Социальная дифференциация

3. Характер, особенности, тенденции развития в современном мире

4. Причины социального неравенства

5. Границы социальной мобильности

6. Возможности изменения социального статуса

Стратификация

Страты:

Классы:

различаются по:

различаются по:

уровню доходов

месту в системе общественного производства

основным чертам образа жизни включенности во властные структуры

отношению к средствам производства

отношениям собственности

роли в общественной организации труда

социальному престижу

по способам и размерам получаемого богатства

Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.

«Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». В. И. Ленин

Социальная дифференциация.

Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение – это социальная дифференциация.

Виды дифференциации

– экономическая – различие уровня жизни и доходов

– политическая – политические лидеры и народные массы

– профессиональная – деление по роду занятий и деятельности

Социальная структура

Классы или страты?

Социальная структура – социальные общности

Социальный класс

Богатые и бедные

Эксплуататоры и эксплуатируемые

Угнетатели и угнетенные

Распределительная теория (Ф. Гизо и А. Смит) –

1. собственники земли,

2. владельцы капитала,

3. наемные рабочие

Рубрика « в мире мудрых мыслей»

«Общество составлено из двух классов: из тех у которых обедов больше, чем аппетита, и тех у которых аппетита больше, нежели обедов». Н. Шамфор

Классы или страты?

Современная западная социология

Страты. Критерии деления:

· образование,

· доход

· профессия

Социальная мобильность – переход человека из одной социальной группы в другую

Горизонтальная – семья – семья, фабрика – фабрика – низкая активность (касты)

Вертикальная – служащий – управляющий – высокая активность (революции)

Социальные «лифты» – быстрое социальное перемещение (армия, церковь, школа).

Тенденция развития социальных отношений

Социальная структура изменчива

Традиционные общества медленно

Запад новый средний класс увеличение

работников в сфере

услуг и

информационных

технологий

Словарь терминов:

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др. )

Люмпены (бродяги, нищие, бомжи) и маргиналы (пограничные социальные слои – выходцы из деревни).

Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, при необходимости превращающиеся в устойчивые социальные группы.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует.

Изменение социальных отношений в российском обществе:

Дифференциация населения, прожиточный уровень – 60% населения за чертой бедности

Оплата труда

Бедные 1:10 богатые + нетрудовые доходы

Тенденции развития социальных отношений в России:

1. возрастание социальной дифференциации

2. падение статуса интеллектуальных профессий

3. появление новых социальных групп

4. усиление маргинализации

Социальная политика: возможные варианты

· Европейский:

Высокие налоги с населения, НО большая часть из них расходуется на социальные программы

· Азиатский:

Нет трат на социальную сферу. НО средства вкладываются в развитие производства.

· Латиноамериканский

Приватизация социальной сферы

Задание

Обсудите каждый из вариантов социальной политики, выявите их достоинства и недостатки. Есть ли среди этих вариантов приемлемый в наших условиях? Обоснуйте свой выбор.

Вопросы:

• Что понимается под социальной мобильностью?

• Объясните различия между горизонтальной и вертикальной мобильностью?

• Приведите примеры обществ:

А) с низкой социальной мобильностью;

Б) с высокой социальной мобильностью.

• Что такое социальные лифты?

• Какие социальные лифты выделял П. А. Сорокин?

• Действует ли и сегодня те социальные лифты, о которых писал П. А. Сорокин? Какие новые каналы социальной мобильности появились в наше время?

• Какими социальными лифтами вы собираетесь воспользоваться, чтобы добиться жизненного успеха?

Творческое задание: «Старые песни о социальном»

· Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал.
О, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?

· По диким степям Забайкалья, Где золото моют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная, Плетется с сумой на плечах.

Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает?

И. А. Косова, ГБПОУ МО"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум", г. Павловский Посад, Московская область

Метки: Правоведение и Обществоведение