Тема: «Труд и Трудовое право»
Тема: «Труд и Трудовое право»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление механизмах трудового регулирования в системе трудовых правоотношений.
В ходе урока следует реализовать следующие задачи:
I. Образовательные задачи.
– дать учащимся представление о системе трудового права на
территории РФ;
– расширять словарный запас учащихся, через введение в их речь новых терминов и понятий;
– познакомить учащихся с существующими нормативно-правовыми актами, посредством которых происходит регулирование трудовых отношений на территории РФ.
II. Коррекционно-развивающие.
– развитие коммуникативной сферы учащихся, через дискуссионный диалог;
– развитие и корригирование памяти и внимания;
– развитие и коррегирование навыков коллективной работы, через групповую работу;
– развитие у учащихся критического мышления;
– развитие и коррегирование навыков работы с дополнительным материалом и документами.
III. Воспитательные задачи:.
– воспитывать у учащихся уважение к законам своего государства;
– повышать юридическую грамотность учащихся;
– воспитывать уважительное отношение к противоположной точке зрения, умение вести дискуссию.
Оборудование:
- Мультимидийный проектор и электронная презентация к теме урока.
- Раздаточный материал: статьи ТК РФ, Конституции РФ, правовые задачи и материал для коллажа.
- Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ.
Форма урока:
Урок новых знаний с элементами дискуссии.
Проблема урока: «Труд это право или обязанность?»
Ход урока:
• 1. Право на труд
• 2. Трудовой договор
• 3. Право на отдых и социальное обеспечение
• 4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
Учитель:
С детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.
Задание:
• Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы:
• Лентяй да шалопай – два родных брата
• Хочешь есть калачи – не лежи на печи
• Труд человека кормит, а лень портит
• Вопросы к классу:
• – Объясните смысл пословиц
• – О каком отношению к труду говорит народная мудрость?
• – Каким образом передавался жизненный опыт людей?
• – На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые предписывали и обучали.
Учитель:
• Что же такое «труд»?
• Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
• Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
• Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
• Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.
• Главный из них – Конституция РФ.
Задание группам по методу «Один – вдвоем – вместе»:
• Рассмотреть статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд
• Вопросы к документу:
• 1. Какая статья Конституции Российской Федерации дает характеристику права труда?
• 2. О каких принципах использования труда в ней говорится?
Право на труд:
Свободен Безопасен Доброволен
Оплачиваем Право на разрешение
Право на отдых
Учитель:
• Чтобы нам легче было ориентироваться в запутанной стране Закона, давайте обозначим основные понятия трудового законодательства:
• Работодатель – тот, кто предлагает работу.
• Работник – тот, кто выполняет работу.
• Трудовой договор (контракт) – документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т. д.
Ролевая игра «На приеме у юриста»
• Первая группа будет исполнять роль адвокатов-консультантов, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно изучите положения закона о труде.
• Вторая группа будет выполнять роль граждан, которые пришли к юристам за помощью в решении трудовой деятельности. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете прийти в Юридическую консультацию.
Предлагаемый список вопросов:
• С какого времени можно начинать трудовую деятельность в Российской Федерации?
• Какие обязанности несет работодатель перед работником?
• На какие положения Трудового договора следует обращать внимание при приеме на работу?
• Каков порядок приема на работу?
• Каким образом закон регулирует продолжительность работы? Опишите подробно по возрастным категориям?
• Каким образом закон защищает людей от безработицы?
• Как работает служба занятости?
• Опишите порядок увольнения?
• Что такое дисциплина труда?
• Как наказывают за нарушения дисциплины труда?
• Дайте консультацию относительно права работника на отпуск.
• В какие праздничные дни работник имеет право на отдых?
• Что значит право на социальное обеспечение? Кто имеет на него право?
Учитель:
Право на отдых и социальное обеспечение
• Продолжительность рабочего времени регулируется Трудовым кодексом.
• В Российской Федерации рабочее время:
• Не более 40 часов в неделю
• 8 часов в день при
• 5-дневной рабочей неделе
Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает:
– Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня;
– Предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при пятидневной рабочей неделе)
– Предоставление всем работникам ежегодного отпуска
– На время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная плата
– Минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней.
– В Российской Федерации законом установлены праздничные дни
• По достижении пенсионного возраста:
• У женщин 55 лет,
• У мужчин 60 лет
• граждане получают право на пенсию.
• Социальное обеспечение предоставляется и тем, кто является:
• Инвалидом
• Получил трудовое увечье
• Не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
Задание:
Познакомьтесь с памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».
Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»
• Трудовая правосубъектность, т. е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
• Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения.
• Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
• Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями.
• Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах.
• Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.
• Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
• Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.
• Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
• При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной – по установленным расценкам.
Обсуждаем…
• Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних?
• Свою позицию объясните
Решите правовые задачи
1
• Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год
• Нарушен ли закон?
• Почему?
2
• Маша, 14 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом
• Нарушен ли закон?
• Почему?
3
• Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день
• Нарушен ли закон?
• Почему?
4
• Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору по 4 часа в день с двумя выходными в неделю
• Нарушен ли закон?
• Почему?
М. А. Владимирова, ГБСКОУ школа № 584 "Озерки", Санкт-Петербург