Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока по обществознанию по теме "Права ребенка" для 9 класса. Ч. 2

Конспект урока по обществознанию по теме "Права ребенка" для 9 класса. Ч. 2

План изучения новой темы.

1. Почему необходимо защищать детство?

2. Знакомство и практическая работа с документом «Конвенция по правам ребенка»

3. Российские документы по правам ребенка.

4. Реализация прав ребенка.

Звучит фрагмент песни «Прекрасное далеко».

Детство – счастливая завидная пора для взрослых. Для вас, для детей это время сложное, порой вы сталкиваетесь с такими проблемами, которые не в состоянии решить без помощи взрослых. Не всегда эта помощь носит положительный результат.

Федор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас очень часто повторяют: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. » Повторять-то повторяют, да при этом мало руководствуются этой абсолютно нравственной мыслью.

Не только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и товаров первой необходимости, когда наиболее развитые страны тратят сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы для физического существования.

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Об этом свидетельствует статистика.

Было дано задание ученику найти статистические данные о проблемах детей в нашей стране. Сообщение.

Российские дети по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают, 60% сирот, достигших 3-х лет, попадают в спец. интернаты; Диагноз «дебильность» только в2004 году был поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет; 348 тыс. потенциально безнадёжных детей из 148 тыс. семей состоят на учете.

В России проблема защиты детей стояла и стоит остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличение числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома.

Учитель.

Дети – это особая, самая беззащитная и бесправная группа населения. Одновременно они

– тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на социальные, экономические и

политические изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и

преобразования, отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не

понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и

эмоциональном развитии. На современном этапе развития нашего общества намечается

тенденция к тому, что дети не знают свои права, а желание решить эту проблему

затрудняется доступностью информации.

Группе ребят было дано задание провести анкетирование среди 8-9-х классов, чтобы выявить уровень знаний о правах детей.

Задание.

Провести анкетирование заранее и переработать в статистические данные.

Анкета

1. Как вы думаете, актуальна ли в наше время проблема прав детей?

2. Почему? Объясните свою точку зрения.

3. Знаете ли вы свои права?

4. Перечислите основные права ребенка.

5. Знаете ли вы названия документов, в которых фиксируются права детей?

6. Назовите главный документ по правам ребенка.

7. Хотели бы вы изучить основные законы, защищающие права детей РФ?

8. Для чего необходимо знать свои права и обязанности?

Учащиеся отчитываются о проделанной работе с помощью таблицы с результатами опроса

Учитель.

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще 1925 году Лига Нации приняла Женевскую декларацию прав ребенка (на доске декларация – это документ рекомендация для правительств государств его подписавших.

В то время права детей рассматривались в общем контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Работа учащихся с документом Декларация прав ребенка.

Заранее весь класс делится на группы. Каждую группу возглавляет эксперт, который подводит итоги работы группы по документу.

Эксперт группы №1

В Декларации прав ребенка 1959 года всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для правительств государств ,его подписавших. Самая главная

рекомендация содержится в тексте статьи 6. В ней сказано следующее: «Ребенок для

полного и гармоничного развития его личности, нуждается в любви и понимании. Он должен, как это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. . . » (Вывод учащего)

Учитель.

Декларативных принципов для соблюдения прав ребенка было мало. Это показало время.

Которое требовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не

просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались

меры защиты этих прав. В период с 1979 г. По 1989 г. Комиссия по правам человека, в

которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о

правах ребенка (на доске Конвенция – Международные соглашения по какому– то

специальному вопросу, имеющему обязательную силу для государств, которые к нему

присоединились)

« Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания-, ратификации и

присоединения резолюцией 44/45 генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года.

Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15сентября 1990г.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. – документ большой, в нем 54 статьи. В отличие от

декларации это не рекомендация. Если государство подписало Конвенцию, то оно обязано

выполнять все записанные в ней нормы. В Конвенции о правах ребенка закреплено

большое количество прав, которые можно разделить на группы.

(Организовать детей в группы для изучения Конвенции и заполнить таблицу. )

Таблицу распечатать заранее (см. приложение).

После того, как учащимися будет выполнена таблица необходимо подвести итоги работы по документу (Конвенция).

Вывод учителя.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах.

Государства участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административного, законодательного, юридического и других мер по воплощению Конвенции.

Российские документы по правам ребенка.

Учитель.

Основные нормативно-правовые акты РФ переплетаются с Конвенцией. Рассмотрим некоторые из них: А) Конституция РФ. Б) Семейный кодекс.

Группа учеников получила задание заранее, поработать с Конституцией РФ. Найти и проанализировать статьи, в которых говорится о правах детей.

Анализ Конституции учениками.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ. В главе «Права человека» закреплены в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенных с Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьезными трудностями, вызванными процессом информирования общественного строя и особенно негативными моментами, затронувшими экономику и социальную сферу государства.

В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится во 2 Главе об основных правах и свободах человека и гражданина.

Ст. 7 гласит:

1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина

согласно принципам и нормам международного права.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и

свободы других лиц.

Кроме того, в Ст. 38 говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства (зачитывается эта статья).

Рассмотрим Ст. 43 Ст43. зачитывается.

. . . бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье поддерживаются различные формы самообразования.

Ст. 39

. . . говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.

Ст. 45

. . . гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Вывод

Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Учитель

Семейный кодекс РФ был принят Государственной Думой Федерального Собрания

РФ 8 декабря 1995 г. . в силу вступил с 1 марта 1996 г.

Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и

отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:

Право ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Право ребенка на защиту

Право ребенка на свое личное мнение

Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Имущественные права детей

Рассмотрим эти права более подробно. (АНАЛИЗ СТАТЕЙ Семейного кодекса).

Ст. 54 – Право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55 – Право ребенка на общение с родителями.

Ст. 56 – Право ребенка на защиту.

Ст. 57 – Право ребенка выражать свое мнение.

Ст. 58 – Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Вывод

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимой для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ( ст. 26, ст. 27)

В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в РФ был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, детских учреждений в условиях развития рыночных отношений.

Но, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.

Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актах, как на российском, так и на международном уровнях.

Следует отметить, что права детей в России в теоретическом плане находятся на высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей.

Дети – это будущее государства. Поэтому необходимо не только в теории, но и на практике помогать детям реализовывать их права, быть гражданами, полноценными членами нашего общества.

В конце урока ученик рассказывает стихотворение

Этот мир многогранен и тесен,

И ребенку не просто в нем жить. . .

Так, чтоб обществу был он полезен

Мог дружить и, конечно, любить.

И какой бы он не был натуры,

В шутке, юморе меру чтоб знал,

Категории «долг», «честь», культура»

Без условий всегда понимал.

А поможет ему разобраться

И поверить в себя самого

Справедливый закон государства

Для защиты прав и свобод!

Задать домашнее задание

Учить конспект в тетради.

Написать мини эссе: Могут ли права ребенка быть равны правам взрослых? Право свободно выражать свое мнение и дисциплина.

Оценить работу учащихся на уроке.

Если останется время, то можно предложить учащимся игру! Игра-упражнение в группах

Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифрована какая-то информация, послание.

Учитель предлагает ребятам изучив статьи Конвенции, выбрать две, обратившие на себя

внимание. (Или разделить на группы, как они работали с Конвенцией во время урока) и

«зашифровать» их в рисунке. После того как все группы справились с заданием, рисунки

поступают к учителю. Ребятам предлагается угадать, какая статья зашифрована на

рисунке.

Используемая литература

  • Нормативные документы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Президентская программа «Дети России».

6. Федеральная целевая программа «Молодежь России».

7. Программы «Молодежь России», «Дети России».

  • Дополнительная литература

1. Детское движение: словарь-справочник. – Минск, 1998

2. Донцов А. И. Психология коллектива. М. , 1984

3. Иванов В. Д. Формирование активной жизненной позиции старшего школьника в условиях временного коллектива: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М. , 1979.

4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. – М. , 1990

5. Игры – обучение. Тренинг. Досуг/ Под редакцией В. В. Петрусинского,1994

6. Кан-Калик В. А. Педагогическое общение. – М. , 1986.

Метки: Правоведение и Обществоведение