Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Почему законы нарушают, 6 класс

Тема: Почему законы нарушают, 6 класс

Цель:

Сформировать у учащихся 6 класса отношение к закону как к вышей ценности

Задачи:

Образовательные:

– Изучить новые термины: Преступление, уголовное право;

– Изучить механизм работы правоохранительных органов;

Развивающие:

– Развить умение анализировать источники разного типа (фото, видео, письменные);

– Закрепить навык работы в парах;

Воспитательные:

– воспитать уважение к закону, а также самоуважение;

– воспитать стремление к честному образу жизни.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Свободная дискуссия

Средства обучения: мультимедийная установка (компьютер, проектор)

Оформление доски: На экране проектора открыта презентация «Почему люди нарушают закон?»

Терминология:

Преступление – это действие (или бездействие), которое представляет собой большую общественную опасность и запрещено уголовным правом под угрозой наказания.

Уголовное право – отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют, какие опасные деяния являются преступными, и устанавливают наказания тем, кто совершит преступление.

План урока:

  1. Организационный момент (проверка внешнего вида, присутствия, готовности к уроку) – 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания: Учащимся дается задание в парах написать «Памятку потребителя» – 10 минут
  3. Изучение нового материала по правам потребителей

3. 1 Работа с источниками разного плана (письменные источники, просмотр видео-сюжетов) – 25 минут

  1. Закрепление изученного материала / рефлексия – 8 минут
  2. Домашнее задание – эссе-обращение к учащимся младших классов «Не нарушайте закон!»
  3. Вопросы для опроса: Опрос проходит в формате работы в парах – письменное задание

Задание для закрепления: Я-высказывание

  1. Задание для домашней работы: эссе-обращение к учащимся младших классов «Не нарушайте закон!»

Ход урока

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

  1. Орг. момент: проверка готовности к уроку, присутствия
Учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места

  1. Опрос домашнего задания:
Ребята, у каждого из Вас есть свой личный опыт покупок. И вы только что узнали, что есть и закон, защищающий права потребителя, он, в частности, дает право на получение данных о товаре, сертификатов качества, возможность вернуть не товар не надлежащего качества. Сейчас Вы будете работать в парах, я предлагаю Вам написать «памятку покупателя», в любой форме: четверостишья, перечисления и т. д. Что нужно делать, чтобы тебя не обманули и какие у тебя есть права?

Учитель предлагает учащимся, работая в парах составить «Памятку потребителя» – не менее 5 пунктов. Лучшая памятка будет напечатана и вывешена в кабинете.

Ребята выполняют задание, несколько пар озвучивают то, что у них получилось

  1. Объяснение нового материала:
– Мы с Вами уже говорили и о том, как нужно вести себя в общественном месте, говорили и о правах потребителя. Сейчас мы поговорим еще о более серьезных вещах.

– Ребята, сталкивался ли кто-либо из Вас с нарушением закона?

– А как Вы считаете, можно ли нарушить закон, чтобы при этом никому не сделать плохо?

– Посмотрите, у Вас на партах есть краткое содержание рассказа Чехова «Злоумышленник». Вы его уже читали на литературе?

– Давайте прочитаем его вслух

– Итак, какое преступление совершил герой рассказа?

– Какие эмоции он у Вас вызывает?

– Какие у него были причины совершить воровство?

– Посмотрите, он говорит: все так делают, ему резонно отвечают «поезд мог сойти с рельс», а он отвечает: «да что Вы, все под Богом ходим».

– Он знает закон? Осознает последствия?

– А какими могли быть последствия?

– Не смотря на то, что он не знает о законе и последствиях он виновен. И казалось бы, у него была причина, но ни одна причина не оправдывает преступление.

2. Теперь давайте посмотрим отрывок из фильма, который Вы наверняка видели

– Демонстрируются отрывки из фильма «Выкрутасы»

– А какая причина воровать у этих ребят?

– Посмотрите, они вызывают сочувствие, но сколько людей пострадало от этого?

– Если ребятам нужна помощь, всегда есть куда обратиться, как бы сложно не было. Есть немало примеров людей, которые нуждались в детстве, но не нарушали закон

– А каков на Ваш взгляд возраст уголовной ответственности?

– Демонстрируются отрывки из фильма «Внимание всем постам…»

Итак, у этого человека были свои мотивы, чтобы воровать, скорее всего, это профессиональный воришка, наверное, мы не будем обсуждать его мотивы, но посмотрите на действия солдата, что он сделал, когда увидел воровство? Как Вы оцениваете его поступок?

– А как Вы считаете, можно ли наказать человека, который видел преступление и ничего не сделал?

– Конечно, можно. Так очень большой проблемой становится бездействие.

Просмотр видеосюжета о краже наград у Ветерана

– Ребята, какие эмоции вызвала эта абсолютно реальная история?

– Людей, которые совершают такие преступления нельзя назвать людьми.

– Одно преступление несет за собой другое – это обнищание души и потеря всего человеческого. А начинаться все может с малого – украсть какую-нибудь мелочь на спор. Ни у какого преступления нет оправдания. Даже, если кажется, что ты нуждаешься в чем-то больше.

Просмотр мультфильма «Ограбление по-русски»

– Ребята, что я хотела сказать, завершая наш урок этим мультфильмом?

– Ребята рассказывают свои истории

– Учитель выслушивает высказывания учеников

– Учащиеся по очереди читают рассказ

– Воровство

– Бедность

Нет, он не знает закона, не понимает последствия

– Смерть пассажиров

– Такие же: бедность

– С 14 лет по отдельным преступлениям, до этого постановка на учет, образовательные учреждения закрытого типа

– Ребята обсуждают поступок молодого человека

– Можно, так как преступлением считается действие (бездействие).

– Любое преступление всегда наказывается

  1. Закрепление:
Каждому участнику предлагается продолжить одну их фраз:

меня удивляет…

мне непонятно…

мне нравится…

я сегодня узнал…

мне не понравилось…

меня удивило…

я бы изменил…

хотелось бы узнать…

  1. Рефлексия: Учащимся предлагается высказаться по поводу данного урока
Учащиеся высказываются по поводу данного урока.

Используемый учебник:

Никитин А. Ф. Обществознание. 6 класс. М. :-2011

Приложение:

Антон Чехов

Злоумышленник

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

— Денис Григорьев! – начинает следователь. – Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!. . С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

— Чаво?

— Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

— Знамо, было.

— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

— Чаво?

— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! для чего ты отвинчивал гайку?

— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, – хрипит Денис, косясь на потолок.

— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

— Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем. . .

— Кто это – мы?

— Мы, народ. . . Климовские мужики, то есть.

— Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

— Отродясь не врал, а тут вру. . . – бормочет Денис, мигая глазами. – Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру. . . – усмехается Денис. – Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко. . . В нашей реке не живет шилишпер. . . Эта рыба простор любит.

— Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

— Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан. . .

— Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

— А то что же? Не в бабки ж играть!

— Но для грузила ты мог взять свинец, пулю. . . гвоздик какой-нибудь. . .

— Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить. . . И тяжелая, и дыра есть.

— Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

— Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было. . . Спаси и помилуй, царица небесная. . . Что вы-с!

— А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза.

— Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение. . . людей убил. . . Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то. . . тьфу! гайка!

— Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

— Это мы понимаем. . . Мы ведь не все отвинчиваем. . . оставляем. . . Не без ума делаем. . . понимаем. . .

Денис зевает и крестит рот.

— В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, – говорит следователь. – Теперь понятно, почему. . .

— Чего изволите?

— Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов. . . Я понимаю!

— На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши. . . Господь знал, кому понятие давал. . . Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит. . . Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано – мужик, мужицкий и ум. . . Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди.

— Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку. . . Эту в каком месте ты отвинтил и когда?

— Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?

— Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?

— Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили.

— С каким Митрофаном?

— С Митрофаном Петровым. . . Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять. . .

— Послушай. . . 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье. . . понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание. . . он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

— Конечно, вы лучше знаете. . . Мы люди темные. . . нешто мы понимаем?

— Всё ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!

— Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите. . . Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.

— Ты еще про шилишпера расскажи! – улыбается следователь.

— Шилишпер у нас не водится. . . Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

— Ну, молчи. . .

Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол с зеленым сукном и усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет.

— Мне идтить? – спрашивает Денис после некоторого молчания.

— Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.

Денис перестает мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника.

— То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить. . .

— Молчи, не мешай.

— В тюрьму. . . Было б за что, пошел бы, а то так. . . здорово живешь. . . За что? И не крал, кажись, и не дрался. . . А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте. . . Вы господина непременного члена спросите. . . Креста на нем нет, на старосте-то. . .

— Молчи!

— Я и так молчу. . . – бормочет Денис. – А что староста набрехал в учете, это я хоть под присягой. . . Нас три брата: Кузьма Григорьев, стало быть, Егор Григорьев и я, Денис Григорьев. . .

— Ты мне мешаешь. . . Эй, Семен! – кричит следователь. – Увести его!

— Нас три брата, – бормочет Денис, когда два дюжих солдата берут и ведут его из камеры. – Брат за брата не ответчик. . . Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай. . . Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям. . . Надо судить умеючи, не зря. . . Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести. . .

Источник текста: Чехов А. П. Злоумышленник //[Электронный ресурс] – Режим доступа. – RL: http://ilibrary. ru/text/992/p. 1/index. html (Дата обращения: 14. 10. 2013)

Приложение 2: к просмотру на уроке рекомендуются актуальные к моменту проведения урока видеоролики

Н. Г. Горошенкина, МБОУ СОШ № 27, г. Пермь

Метки: Правоведение и Обществоведение