Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Человек-Общество-Мир", 11 кл
Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Человек-Общество-Мир", 11 кл
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе программы «Человек – Общество – Мир». Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры, в мир искусства, формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании».
Не менее важна цель – выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющимся мире, находить в нём своё место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.
Задачами курса являются:
– формирование или развитие представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
– актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
– выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
– расширение общекультурного кругозора учащихся через выявление и установление разнообразных социальных связей, которые не осознавались ранее;
– установление некоторых особенностей функционирования терминов и выражений «обществоведческого» языка в повседневной речи;
– повышение общего уровня культуры;
– создание условий для выработки межпредметных умений;
– соотнесение объектов познания со своим жизненным опытом;
– формирование умения анализировать позицию автора текста;
– сопоставление, сравнение по различным основаниям (классифицировать, оценивать);
– перекодирование информации, т. е. превращать текст в таблицы, графики,
схемы;
– вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
Планируемые предметные умения:
– знать и использовать основные необхождимые обществоведческие научные понятия и термины;
– называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
– сравнивать изученные социальные явления и объекты;
– приводить собственные примеры;
самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы; -давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
– демонстрировать умение рассматривать события конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учётом исторической перспективы и ретроспективы.
Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе.
Организация и проведение аттестации учеников:
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности языковых явлений, содержательно связанных с предметным полем – обществознанием. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий и/или итоговое тестирование учащихся.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Всего | лекции | Практические, | Самостоятельная | Зачет | ||
часов | семинарские | работа | |||||
занятия | |||||||
1. | Общество | - | 6 | 4 | 1 | 1 | |
система | |||||||
2. | Человек | 6 | 4 | 1 | 1 | ||
3. | Духовно- | 6 | 4 | 1 | 1 | ||
нравственная | |||||||
сфера общества | |||||||
4. | Экономическая | 6 | 4 | 1 | 1 | ||
сфера | жизни | ||||||
общества | |||||||
5. | Социальная | 6 | 4 | 1 | 1 | ||
сфера общества | |||||||
6. | Политико- | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
правовая сфера | |||||||
жизни общества | |||||||
Итого: | 34 | 22 | 6 | 6 | |||
Реализация элективного курса по обществознанию (включая экономику и право) «Человек – Общество– Мир» в сети Интернет:
1. Программа элективного курса “Человек-Общество-Мир”
2. Основные темы курса
3. Основные понятия
4. Вопросы для повторения учебного материала элективного курса
5. Тестирование в форме ЕГЭ
6. Рекомендованные источники и литература