Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема. Теории происхождения государства. 10 класс

Тема. Теории происхождения государства. 10 класс

Цель: познакомить учащихся с различными теориями происхождения государства, вспомнить признаки государства.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

План: (слайд 2)

1. Теории происхождения государства.

А) Теологическая теория.

Б) Патриархальная теория.

В) Ирригационная теория.

Г) Договорная теория.

Д) Классовая теория.

Е) Теория насилия.

2. Понятие и признаки государства.

Лекция в сопровождении презентации.

Рассматривая различные исторические факты о зарожде­нии государства, мыслители и ученые разных эпох пытались оформить свои взгляды в стройные теории. Рассмотрим не­которые из них.

Теологическая теория (слайд 3)

Основные положения теологической теории содержатся в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах, а также в произведениях богословов. Среди религиозных философов наиболее известными являются Фома Аквинский, Ал– Маварди. Согласно религиозным взглядам, государство возникает в результате божественного творения. Хотя это и социальный институт, но главное его предназначение состоит в том, чтобы исполнять волю Бога. Таким образом, религиозные нормы становятся важными правилами жизни людей в государстве. Они находят отражение и в правовых нормах.

Теологическая теория обосновывала подчиненное поло­жение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви. Лучшей формой государства, по мнению многих религиозных мыслителей, является мо­нархия.

Создатели данной теории отражали религиозные взгляды на жизнь. В странах Древнего Востока власть действительно при­надлежала религиозным лидерам. В России о божественном про­исхождении государства писали в разное время патриарх Никон и митрополит Филарет (Дроздов), в Западной Европе – Ж. Маритен.

Следует признать ценность данной теории, так как она уста­навливает порядок в обществе, утверждает в политике духовно-нравственные образцы поведения. Выполнение религиозных норм – это одновременно и реализация норм нравственности.

Недостатком теории является ее ненаучный характер и невозможность подтвердить или опровергнуть акт божест­венного творения государства.

Патриархальная теория (слайд 4)

В соответствии с патриархальной теорией государство происходит из разросшейся семьи. По мнению Аристотеля, государство в своем развитии проходит ряд этапов: простая семья, состоящая из мужа, жены и детей; расширенная се­мья, объединяющая несколько поколе­ний родственников; селение и полис. По мере усложнения человеческих кол­лективов люди приобретают большее количество материальных и духовных благ и в полисе, являвшемся, с точки зрения античного философа, наивыс­шей ступенью социального развития,

Другой представитель данной теории – Р. Фильмер в работе «Патриарх» пытался обосновать власть английского монарха. Опираясь на Библию, он утверждал, что первый человек – Адам – получил от Бога одновременно семейную (отцовскую) и политическую власть над людьми, которая впоследствии передавалась по семейной линии его потомкам и дошла до современного мыслителю вре­мени в виде власти короля. Монарх, по убеждению Фильмера, является божественным ставленником, отцом своего народа, а подданные – члены единого семейства – обязаны во всем бес­прекословно подчиняться своему главе.

Помимо истинного объяснения отдельных процессов образования государства, патриархальная теория обладает нравственным, гуманистическим потенциалом. В соответ­ствии с ней власть в государстве должна быть авторитет­ной, проявлять заботу по отношению к подданным. Одна­ко не следует забывать, что опека государства над своими гражданами (такую политику называют также патерна­листской – от лат. рШег — отец), подобная заботе отца о своем семействе, не может не вызывать конфликты в об­ществе. Не все индивиды и социальные группы согласятся только повиноваться главе государства и в его лице государственной власти. Народ должен иметь возможность ре­ально осуществлять власть или влиять на нее непосредственно, участвуя в митингах, шествиях, демонстрациях, пи­кетировании, референдумах или через институты предста­вительства.

Договорная теория (слайд 5)

В основе объяснения причин возникновения государства теорией общественного договора лежат взгляды о так назы­ваемом естественном состоянии человека.

Естественное состояние человека — жизнь человека до об­разования государства в соответствии с законами природы.

По мнению представителей данной теории, некогда люди жили в безгосударственном обществе и подчинялись только законам природы. Англичанин Т. Гоббс считал, что в естест­венном состоянии человек эгоистичен, стремится к наслажде­ниям, богатству и власти. Порядки догосударственного обще­ства философ охарактеризовал словами: «Война всех против всех». Б. Спиноза утверждал, что в естест­венном состоянии «человек человеку – волк». Дж. Локк, Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон, наоборот, говорили о ес­тественном состоянии как о царстве сво­боды, равенства и справедливости, где гармонично сочетаются общие и частные интересы.

Однако безвластная жизнь не могла продолжаться долго. В первом случае она грозила закончиться самоуничтоже­нием человека, а во втором – власть по­надобилась для прекращения наруше­ний естественных прав и наказания виновных. Люди объединяются и заклю­чают между собой договор об образовании государства, главными целями которого выступают обеспечение мира, безопас­ности, порядка, прав человека.

В соответствии со взглядами Т. Гоббса, лю­ди отказываются от всех естественных прав в пользу государства, получающего, таким обра­зом, абсолютную и неограниченную власть над обществом. Обладателем всей полноты го­сударственной власти становится одно лицо – монарх, который не связан ничьими правами и никакими законами, в том числе своими собственными. Дж. Локк, а вслед за ним и Т. Джефферсон считали, что с за­ключением общественного договора люди не утрачивают естест­венных прав. Государство как раз и создается для обеспечения их защиты и реализации, в особенности – права частной собствен­ности, выступавшего, по мнению мыслителей, гарантом свободы. У народа сохраняются также свобода мысли и слова, совести и ве­роисповедания, право на восстание, допускавшееся в случае нару­шения политической властью естественных прав.

Теория общественного договора используется как прин­цип объяснения социального предназначения и функций го­сударственной власти, смысл деятельности которой заключа­ется в обеспечении безопасности и гарантированности естественных прав человека.

В последующем положения договорной теории были восприня­ты при учреждении политического строя США, СССР и Франции. В США и СССР основы государственного устройства устанавлива­лись соответственно конституциями 1787 и 1924 гг. , во Франции – Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. , являвшихся свое­го рода формами общественного договора. Влияние теории догово­ра прослеживается и в Конституции РФ 1993 г. , в преамбуле которой говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федера­ции. . . принимаем Конституцию Российской Федерации».

Классовая теория (слайд 6)

Представителями классовой теории происхождения го­сударства были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва» Ф. Энгельс указал на следующие закономерности образо­вания государства:

разделение труда, в результате которого земледелие, ско­товодство, ремесло, а в последующем и торговля стали само­стоятельными направлениями хозяйст­венной деятельности;

. переход общества от кочевого обра­за жизни к оседлому;

. снижение роли рода (родовой общи­ны) в социальной организации общества;

возникновение семьи и соседской об­щины как основных социальных единиц общества;

появление прибавочного продукта;

• возникновение на основе присвоения прибавочного продукта отдельными лицами частной собственности;

разделение общества на классы — социальные группы, определенным образом относящиеся к средствам производ­ства (имеющие их в собственности или не имеющие);

создание экономически господствующим классом госу­дарства как аппарата политического насилия над классом эксплуатируемых.

Главной движущей силой социальных изменений, по мнению К. Маркса, является экономическая сфера, высту­пающая базисом общества и определяющая надстройку – политическую, социальную и духовную сферы. Экономика, считал Маркс, обусловлена производственными отношениями.

Общественно-экономическая формация определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических фор­мации: первобытную, рабовладельческую, феодальную, ка­питалистическую и коммунистическую. Развитие человечес­кого общества представляет собой естественно-исторический процесс перехода от низших форм социальной организован­ности к более высоким.

Каждой общественно-экономической формации соот­ветствует определенный тип государства. Все эти государ­ства (рабовладельческое, феодальное и буржуазное) – эксплуататорские, поскольку их сущность состоит в по­давлении экономически господствующими классами экс­плуатируемых классов. Коммунистическая формация виделась Марксом как наивысшая цель человечества. Он полагал, что коммунистическое общество будет установлено по мере революционного ниспровержения капиталистического.

Переходным этапом на пути от капитализма к комму­низму является, по Марксу, социалистическое общество, об­разуемое в результате социалистической революции, знаме­нующей переход власти от буржуазии к пролетариату. При социализме собственность на средства производства нахо­дится у государства, которое планирует экономическую дея­тельность в масштабах всей страны. Классовое неравенство и частная собственность уничтожаются, а вместе с их исчез­новением происходит постепенное отмирание государства и права. При коммунизме все члены общества, считал Маркс, трудятся, а результаты их труда распределяются справедли­во, в зависимости от потребностей.

Теория насилия (слайд 7)

Представителями теории насилия являлись немецкие ученые К. Каутский, австрийский правовед Л. Гумплович, Е. Дюринг. По их мнению, важнейшим фактором в образовании государства яв­ляется насилие одной части общества шш отдельного племени над другой частью общества (племенем). К. Каутский счи­тал, что государство возникает в резуль­тате завоевания одного племени другим.

По мнению Е. Дюринга, насилие, а вместе с ним и государство, как аппарат насилия, вызревают внутри общества, где осуществляется разделение людей на властвующих и подвластных. Первые закрепляют свое гос­подство путем создания государства.

Безусловно, насилие играло существенную роль в образова­нии государства. И сейчас применение насилия остается прерога­тивой государственной власти. Но образование государства стало

возможным лишь вследствие изменения социальной организации общества, а изменения обусловлены развитием экономики. Ка­ким образом завоеванное племя или подвластная часть населения смогли бы поддерживать свое существование, а также содержать племя завоевателей или властвующую социальную группу? Ответ один: только изменив характер экономической деятельности. По­этому в основе образования государства лежит не насилие, а эко­номика. Насилие выступает важным, но не решающим фактором этого процесса. Как показывает история, завоеватели, покоряя другие народы, уже сталкиваются с государственной организаци­ей и используют государство в своих целях. Так было с варварами, завоевавшими Рим, и монголо-татарскими кочевниками, захва­тившими Русь.

Признаки государства (слайд 8,9)

Какие бы споры ни велись в науке по вопросу о том, как же в действительности образовалось государство, следует признать, что оно обладает важными признаками.

У каждого государства есть определенная территория, очерченная границами, в пределах которых и осуществляет­ся власть. В первобытном обществе взаимоотношения меж­ду представителями общества поддерживались благодаря родственным связям. Постепенно принцип кровного родст­ва, связывавший людей, уступает место другому принципу: совместного проживания на конкретной территории. Эта территория делится на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т. д. ). Население приоб­ретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющие­ся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определен­ных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы. Появляется функция ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, то есть не допускает вмешательства в дела по управлению страной других властей.

Государство характеризуется публичной властью, отде­ленной от народа. Власть осуществляется особой группой людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, раз­личающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяют законодательные, исполнительные и судеб­ные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специаль­ные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т. д. ).

В государстве существуют общеобязательные нормы, ис­полнение которых поддерживается его силой. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений. Правотворчество напрямую взаимосвязано с государством. В то же время пра­во юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

Для содержания аппарата управления государство обла­гает население обязательными сборами (налогами, податя­ми). Сбором налогов занимаются специальные органы.

Важнейшим признаком государства является суверени­тет. Он означает верховенство и независимость государст­венной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета выражается в са­мостоятельности и независимости государства в решении вопро­сов внешней политики; внутренняя сторона – в праве государст­ва на правотворчество, управление и юрисдикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной влас­ти внутри страны проявляется, во-первых, в универсальности влас­ти, которая распространяет влияние на все население, партии и об­щественные организации страны; во-вторых, в прерогативе государственной власти, то есть отмене, признании ничтожным, незаконным проявление любой другой общественной власти; в-третьих, в наличии у государства таких средств воздействия, кото­рыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т. д. ).

Государственный суверенитет – это свойство государствен­ной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.

Государство обладает символикой (имеет герб, флаг, гимн).

Государственный флаг Российской Федерации трехцвет­ный, состоящий из горизонтальных полос белого, синего и красного цвета, расположенных сверху вниз.

Как символ государства он вывешивается на зданиях органов государственной власти и управления. Его изображение наносит­ся на воздушные суда, космические корабли, катера пограничной службы. За границей российский флаг вывешивается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений России и т. п.

Государственный герб Российской Федерации изображает зо­лотого двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями, помещен­ного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя коро­нами – одной большой и двумя малыми. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла – всадник на серебря­ном коне, который поражает копьем дракона.

3. Закрепление.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Какие теории происхождения государства вы знаете?

2. Что такое государство?

3. Каковы основные признаки государства?

Д. З § 19 . Сформулировать по три вопроса к каждой теории происхождения государства.

С. М. Шалаева, МКОУ Шатуновская СОШ, с. Шатуново Залесовского района, Алтайский край

Метки: Правоведение и Обществоведение