Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ); 10-11 классы
Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ); 10-11 классы
В помощь учителю
|
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования. Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ. – овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; – формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. – подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Особенностью программы является
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества – духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» предлагается для учащихся 10-11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ЕГЭ. Курс рассчитан на 120 часов при проведении 2 аудиторных занятий в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю, по 60 часов в каждом учебном году и составляет 120 часов за 2 года.
Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» и Тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» для учащихся 10-11 классов (120 часов). Программа утверждена на заседании педсовета школы (Протокол №1 от 11. 09. 2008 г. ).
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются: ● речевая деятельность; ● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ. Приёмы организации деятельности: Интерактивные- ● лекция ● дискуссии ● мини-сочинение Активные- ● семинар ● практическая работа Возможны следующие виды деятельности учащихся: -анализ источников; -написание эссе; -решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМ ЕГЭ).
Форма подведения итогов:
-пробный экзамен по обществознания (по КИМ ЕГЭ).
Содержание изучаемого курса
10 класс (60 часов).
Тема 1. Основы философии. 5 часов. Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов. Тема 3. Основы культурологи. 5 часов. Тема 4. Основы социологии. 10 часов. Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 24 час. Резервное время учителя. 4 часа.
11 класс (60 часов).
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов. Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов. Тема 7. Право. 9 часов. Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа. Итоговое занятие. 1 час.
Учебно-тематический план
Уровень подготовки учащихся
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: ● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; ● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; ● исследование реальных связей и зависимостей; ● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного); ● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; ● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др. ); ● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; ● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др. ), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. ); ● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; ● владение навыками редактирования текста; ● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; ● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»); ● формулирование полученных результатов; ● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать; ● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; ● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Предполагаемые результаты:Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся :– В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут: работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; анализ современных общественных явлений и событий; аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; – успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Список литературы:
Основная литература: 1. А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др. . Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М. : Просвещение, Эксмо, 2005г. 2. А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию. , М. : Айрис-пресс, 2005 г. 3. И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М. : Эксмо, 2007г. 4. Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М. : «Издательство Астрель», 2006, 2007 гг.
Дополнительная литература:
1. П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П. А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г. 2. П. А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено ( 27. 11. 2013 06:49 ) |