План-конспект проведения ролевой игры «Выборы» (итоговый урок обществознания к главе «Политическая сфера общества», 11 класс; может проводиться как внеклассное мероприятие)
План-конспект проведения ролевой игры «Выборы» (итоговый урок обществознания к главе «Политическая сфера общества», 11 класс; может проводиться как внеклассное мероприятие)
Цели:
1. Закрепление изученного материала курса по теме «Политическая сфера общества».
2. Формирование гражданской позиции и ответственности учащихся при принятии общественно-значимых решений.
3. Ознакомление учащихся с практической процедурой проведения выборов и голосования.
Участники ролевой игры:
1. Учащиеся 10-11 классов: – кандидаты в губернаторы Московской области
(3 кандидата от «партий», 1 самовыдвиженец);
– «группы поддержки» кандидатов от партий
(по 4 -5 чел. );
– доверенные лица кандидатов (3 чел. )
– «электорат» – все остальные учащиеся.
2. Счетная комиссия: – 3 чел. , представители муниципального образования
и школы;
3. Учитель – ведущий.
Организация и оборудование.
1. На сцене актового зала 5 столов – 4 для кандидатов и доверенных лиц,
1 – для счетной комиссии; «электорат» – в зрительном зале.
2. Таблички с названиями («Эсеры»; «ППА»; «Груша», «Дерина Д. С. »;
«Счетная комиссия»)
3. Бейджики для участников игры с обозначением ролей.
4. Стенд с программами кандидатов на пост Губернатора МО.
5. Бюллетени для голосования; ведомость со списками «избирателей».
6. Урна для голосования.
7. Результаты предварительного социологического блиц-опроса:
«Избирательное право гражданина – это в первую очередь долг? Свобода?
Или ответственность?»
Этапы ролевой игры.
1. Организационный. Идет формирование «партий», выдвижение кандидатов, выработка программ; назначаются доверенные лица.
2. Этап регистрации. «Партии» заявляют о своем намерении участвовать в выборах, озвучивают фамилии кандидатов.
3. Этап предвыборной агитации. Вывешиваются для всеобщего ознакомления программы кандидатов; могут использоваться все легальные методы предвыборной агитации: встречи с избирателями, листовки, рекламные плакаты и др.
4. Голосование. Имитируется ситуация голосования на избирательном участке.
Учитель. Наша страна находится на пороге важнейшего события – 4 марта 2012 года состоятся выборы Президента РФ. От того, какой лидер находится у власти в стране, во многом зависит ее будущее. Открытые, честные, справедливые выборы – это главный артибут демократического общества, за который выступает большинство наших сограждан. Равнодушных остается все меньше. Это доказывает и наш социологический блиц-опрос среди учащихся старшей школы – избирателей в будущем: 50% опрошенных однозначно считают, что избирательное право – это главным образом ответственность гражданина за свой выбор:
«Гражданин осознанно выбирает ту власть, которую он хочет видеть в стране»
(11 кл. )
«От нашего выбора зависит и наша судьба, развитие нашей страны» (11 кл. )
«Гражданин должен уметь сделать выбор во благо себе, другим и государству. А это большая ответственность» (11 кл. )
11% считают избирательное право гражданским долгом. 39% основополагающим моментом избирательного права считают свободу как выбора, так и участия в нем:
«Каждый человек имеет право выбора, в этом и заключается свобода. Никто не имеет права принуждать человека ни к участию в выборах, ни к голосованию за какого-либо кандидата» (10кл). Вот такие ваши комментарии прозвучали в ходе блиц-опроса. Показательно, что большинство из вас – более 60% – выбрали именно ответственную и активную гражданскую позицию.
В политической жизни россиян появляются новые элементы избирательных кампаний: праймериз, экзитпол, имиджмейкеры, спичрайтеры. Но главное, что нужно знать и помнить: существует 2 основных типа избирательных систем, о которых мы подробно говорили на уроках обществознания – пропорциональная и мажоритарная. Одну из них мы попытаемся реконструировать в ходе игры.
Для нашей игры мы выбрали следующую ситуацию. Действующий Президент страны Дмитрий Медведев заявил, что в мае 2012 года парламентом страны будет рассматриваться законопроект о выборности губернаторов. Предположим условно, что он уже принят и действует. Мы с вами проживаем в крупнейшем Московском регионе, судьба которого нам небезразлична. Наши кандидаты претендуют на пост Губернатора Московской области. Нам с вами предстоит оценить личность и программу каждого кандидата и сделать правильный выбор. Для этого используйте уже известные вам технологии избирателя. Голосовать нам предстоит по мажоритарной системе абсолютного большинства.
– Какая часть участников игры реализует активное избирательное право?
– Какая часть участников игры реализует пассивное избирательное право?
В сегодняшних выборах участвуют 3 кандидата от 3 условных «партий» и 1 свободный кандидат:
1) Кандидат на пост Губернатора МО – Сухов Роман Антонович от партии «Эсеры» (СР);
Доверенное лицо – Игольников Александр;
Группа поддержки – Бойцов Дмитрий; Егунов Дмитрий; Киселев Никита.
2) Кандидат на пост Губернатора МО – Гимаева Алина Рафаэловна
от партии «ППА» («Правильная партия Алины»);
Доверенное лицо – Головина Полина;
Группа поддержки – Медведева Мария; Виноградова Марина; Кузнецова Елизавета.
3) Кандидат на пост Губернатора МО – Голов Алексей Дмитриевич
от партии «Груша»;
Доверенное лицо – Неледва Владислав;
Группа поддержки – Аверин Федор; Паршукин Дмитрий.
4) Кандидат на пост Губернатора МО Дерина Дарья Сергеевна; самовыдвиженец.
1. Слово предоставляется доверенным лицам (презентация личности кандидатов; выступление не более 1 мин. )
– Игольников А.
– Головина П.
– Неледва В.
– Дерина Д.
2. Слово предоставляется кандидатам на пост Губернатора МО (презентация программ; выступление не более 3 минут):
– Сухов Р.
– Гимаева А.
– Голов А.
– Дерина Д.
3. «Наши дебаты». Известная тележурналистка Мария Медведева готова задать 3 наиболее острых вопроса нашим кандидатам. Готовы ли они ответить на них? Разойдутся ли их позиции?
1) какие личностные и деловые качества вы никогда не потерпите в
своих подчиненных?
2) как вы относитесь к идее объединения Москвы и Московской области?
3) считаете ли Вы возможным для ликвидации транспортных пробок в
области использовать малый воздушный транспорт?
4. Слово предоставляется «избирателям». Вы можете задать по 2 волнующих вас вопроса каждому из кандидатов.
5. Голосование. Сейчас каждый «избиратель» подойдет к столу избирательной комиссии, предъявит документ, удостоверяющий личность, получит бюллетень для голосования и распишется за него. В бюллетене напротив фамилии избранного кандидата нужно поставить галочку и опустить его в избирательную урну. Бюллетень считается недействительным, если отметок в нем несколько. Совещаться при этом нельзя. Напомню, что выборы у нас в стране – всеобщие, равные, тайные.
6. Счетная палата проводит подсчет голосов. Объявляется фамилия победителя.
7. Награждение участников игры.
8. Заключительное слово учителя.
Политическая жизнь человека предполагает обязательное участие в выборах.
– это проявление гражданской и правовой зрелости каждого из вас. Отдавая свой голос за того или иного кандидата, вы тем самым берете на себя ответственность за то, в какой стране вы будете жить в будущем. Наше равнодушие может привести страну к политической катастрофе, как не раз бывало в истории.
Сегодня выборы для вас – игра, завтра они станут частью вашей жизни. Желаем вам стать серьезными, собранными и ответственными гражданами, которые с помощью приобретенных политических знаний смогут в будущем сделать правильный выбор.
Т. А. Бочарникова, МКОУ Ржавская СОШ, Солнечногорский район, Московская область