Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Особенности формирования партийных систем в России, 10-11 класс. Ч. 1

Особенности формирования партийных систем в России, 10-11 класс. Ч. 1

Введение

Современная общеобразовательная школа вступила вместе с обществом в XXI век, век информационных технологий. Это потребовало от российского образования нового подхода к обучению в школе, что в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи.

Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:

¨ опыта познавательной деятельности или знаний;

¨ опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;

¨ опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;

¨ социального опыта и ценностных ориентаций.

Таким образом, и в содержании образования наиболее важным является не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Профильное обучение является важной составной частью современного образования, поэтому элективные курсы являются необходимой составляющей частью современной школы.

В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию политической культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное демократическое государство. Совершенствование политической культуры личности невозможно без глубокого знания одного из политических институтов современного общества – политической партии.

В рамках профильного обучения, для учащихся гуманитарного или социально-экономического профиля, разработан данный элективный курс.

Программа элективного курса «Особенности формирования партийной системы в России» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников старшей школы, современных изменений в текущем законодательстве и специфики профильной подготовки учащихся.

Программа служит дополнением к блоку «Политическая сфера» образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в 10-11 классах и углубляет очень важный аспект подготовки личности к осознанному демократическому политическому выбору, связанному с механизмами защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения как практического, так и теоретического характера, курс имеет межпредметный характер. Он знакомит учащихся с политическими проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные исторические и политологические факты. Эти проблемы касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Знание истории политических партий России, ретроспективный подход к рассмотрению проблем российского общества через деятельность партий дает возможность отчетливо увидеть, как политические партии влияют на общественную жизнь, как важно каждому человеку разбираться в программах различных партий и реальном воплощении этих программ в законодательной деятельности. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса – заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию политической культуры школьников – граждан Российской Федерации – на основе изучения и осмысления особенностей российской партийной системы. Во-вторых, – заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой политической информации для расширения познавательных интересов, воспитание политической культуры личности. Прививать ключевые компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

1. Привлечь внимание к одному из важнейших разделов «Политологии» – политические партии.

2. Рассмотреть историю России XX века с необычного ракурса – политологического.

3. Познакомить учащихся с особенностями методов исследования, которые применяются при изучении как истории, так и обществознания.

4. Ознакомление с научными методами работы (сбором информации, анализом и интерпретации материала и т. д. ).

В программе дано содержание и основные понятия курса «Особенности формирования партийной системы в России»; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведен учебный план, с указанием часов, форм проведения занятий; приведены варианты творческих, проблемных и исследовательских заданий для учащихся; имеется список литературы для учащихся и учителей.

Известно, что истинная проблема всегда содержит в себе противоречие. В качестве основных вопросов для обсуждения в данном элективном курсе предлагается следующий ряд проблем:

1. Реализация прав граждан через участие в деятельности какой-либо политической партии.

2. Актуализация взаимодействия российской системы в различных исторических условиях.

3. Рассмотрение российской партийной системы в различные периоды XX века.

Глава 1. Активные формы организации учебной деятельности на занятиях по курсу

«Особенности формирования партийной системы в России».

Модернизация содержания образования требует обновления педагогического инструментария, в том числе использование различных образовательных технологий в процессе изучения данного элективного курса. Для этого может быть использована адекватная методика, которая предполагает широкое применение активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербитский, Н. В. Борисова и др. ), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. В данном случае использование игровой технологии приводит к объединению эмоционального и рационального подхода в обучении. Использование в ходе изучения курса ролевой игры, которая позволит учащимся свободно выбирать задания и организационные формы деятельности. Это развивает у ребят творческое отношение к своей работе.

Широкое распространение в педагогической практике получила проблемно – развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др. ). Основными отличительными признаками этой технологии являются: вопросно–ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок; алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся.

Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе и обучения. В качестве механизмов проблемно-развивающего обучения выступают поисковые методы. Данный вид технологий может быть реализован во время практических и лабораторных работ курса, тренинга, когда происходит постановка познавательных задач, вовлечение обучающих в различные виды деятельности.

На занятиях элективного курса «Особенности формирования партийной системы в России» использована и локальная технология «мозговой штурм» или «мозговая атака». Это, прежде всего, работа в малых группах, которая состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы. Дидактические ценности «мозгового штурма»:

– это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

– учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

– участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

– учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

– наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

– эта форма работы позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или в роли ответственного представителя группы при подведении итогов, презентации ответа или мнения группы.

Использование семинара, как одного из методов учебной деятельности, направлено на углубленное изучение наиболее важных занятий курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, искусством устного и письменного изложения материала, развивают коммуникативные умения, учатся самостоятельно работать с книгой, приобретают навыки оформления реферативных работ.

В заключительной части курса, его результатом, является создание единого проекта, в ходе реализуются следующие компетенции:

– приобретение навыков самостоятельной работы;

– развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;

– формировать навыки работы в команде;

– формировать навыки публичного выступления;

– формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Глава 2. Содержание курса

«Особенности формирования партийной системы в России»

Раздел I. Политическое устройство общества.

Задачи раздела: Раздел посвящен одному из основных сфер жизни общества. Материал раздела позволяет на базе комментирования положений законов, посвященных политическому устройству РФ дать учащимся конкретные сведения, которые позволят им активно пользоваться данными положениями и понять, какое значение имеет политика в жизни современного общества.

Перечень основных понятий: политическая партия, политическое лидерство, политическая психология, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, политическая элита. Тема 1. Типы политических систем – 1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция с элементами беседы с использованием мультимедийной презентации «Политическая система».

Понятие политической системы. Теория политических систем. Внутренняя структура политической системы. Классификация политических систем. Функции политической системы. Политический режим. Типы политических режимов. Общие черты тоталитаризма и авторитаризма.

Тема 2. Политическая идеология – 1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекционная с элементами беседы.

Политическое сознание. Виды политического сознания. Уровни политического сознания. Функции политического сознания.

Политическая идеология. Характеристика основных политических идеологий. Либерализм. Консерватизм. Социалистическая идеология. Анархизм. Политическая психология и политическое поведение.

Тема 3. Политическая партия, как институт и субъект политики –

1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – Мультимедийная презентация+ тренинг «Большой круг» (распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений для дальнейшего составления проекта).

Политические партии и движения. Типология политических партий. Социальная база. Структура. Членство. Идеология. Основные цели. Условия возникновения. Политическая эволюция.

Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Лоббирование.

Политическая элита. Типы политических элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в России.

Раздел II. Формирование многопартийной системы

(1905-1917 гг. ).

Задачи раздела: Раздел детально открывает перед учащимися особенности становления многопартийности в России в начале XX века. Знакомит с этапами становления российского парламентаризма и помогает почувствовать политическую обстановку в Российской империи в начале XX века.

Перечень основных понятий: социал-демократия, российский парламентаризм, думская монархия, эсеры, большевики, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм, бундовцы, Государственная дума, третьеиюньский государственный переворот.

Тема 4. Особенности становления политических партий в России– 1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция с элементами дискуссии

Зарождение политических партий. Возникновение первой политической партии – «Народная воля». Интеллигенция, как особая прослойка российского общества начала XX века. Интеллигенция и формирование политических партий. Влияние российских традиций на формирование политических партий.

Национальный аспект российской политики. Бунд. «Дашнакцутюн». Польская социалистическая партия.

Отсутствие легальных возможностей для деятельности любых политических партий. Российские партии «левого толка». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». РСДРП (В. Ульянов). Социалисты-революционеры.

Тема 5. Формирование системы политических партий в Российской империи – 2 часа.

Рекомендуемые формы проведения занятия – беседа, лекция, практическая работа с документами, составление сравнительной таблицы по политически партиям, работа в группах – анализ характеристик политических лидеров.

Легальная монархическая организация «Русское собрание». Политическая обстановка в России накануне революции 1905 г.

Формирование политических течений буржуазно-либерального направления. Земство. «Неославянофильство». «Союз освобождения» (И. Петрункевич, С. Булгаков). «Банкетная кампания». Неонародничество.

Краткая характеристика революции 1905-1907 гг. Манифест об учреждении Государственной Думы 6 августа 1905 г. . Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Возникновение многопартийной российской политической системы. Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов. I и II Государственные думы («Учреждение Государственной Думы. 1906 г. ») и избирательные права российских подданных.

Тема 6. Типология и особенности российских политических партий в начале XX века – 2 часа.

Рекомендуемые формы проведения занятия – практикум, проблемный семинар.

Стратегические и тактические установки политических партий России в революции 1905-1907 гг.

Черносотенные союзы. Структура, численность, социальный состав. Раскол движения. Анархисты.

«Союз 17 октября». Структура, численность, социальный состав. Программа. Особенности поведения партии в разные исторические периоды.

Конституционные демократы (кадеты). Структура, численность, социальный состав. Идеология и программа. Оплот думской оппозиции.

Социалисты-революционеры. Структура, численность, социальный состав. Программа, идеология, тактика. Устав. Сотрудничество с другими политическими партиями. Террор.

РСДРП(м): «мягкие» марксисты (меньшевики). Генезис меньшевизма. Социальная база и программа. Тактика меньшевиков в 1905-107 гг. Кризис меньшевизма в межреволюционный период.

РСДРП(б) (большевики) – партия нового типа. Программа, социальный состав, тактика. От первой революции до второй.

Третьеиюньская монархия. III и IV Государственные думы. Опыт российского парламентаризма.

Раздел III. Однопартийная политическая система (1918-1990 гг. )

Задачи раздела: Раздел посвящен актуальной и интересной для учащихся проблеме – становление однопартийной системы в России. Материал раздела дает учащимся представление о причинах и последствиях данной проблемы, а также о политологических особенностях, которые связаны с формированием и существованием подобной системы.

Перечень основных понятий: мировая война, пацифизм, кризис власти, двоевластие, бонапартисткая политика, однородное социалистическое правительство, однопартийная система, культ личности. Тема 7. Установление однопартийной власти – 2 часа.

Рекомендуемые формы проведения занятия – лекция с элементами стендовых докладов учащихся, лабораторное занятие по источникам

Революция – февраль 1917 г. (Акт об отречении от престола императора Николая II). Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. От демократии к диктатуре (Из постановления Временного правительства 1 сентября 1917 г. ). Возможные альтернативы развития революции.

Великая российская революция. II Всероссийский съезд Советов (ДЕКРЕТ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СОВЕТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОЧЕГО И КРЕСТЬЯНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27 октября 1917 г. ). Советское правительство во главе с В. И. Лениным. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Левые эсеры: разбитые надежды. Утверждение однопартийной системы. (Конституция РСФСР 1918 г. ). .

Организационно-политические принципы деятельности РКП(б). Политика большевиков по отношению к другим политическим партиям в годы Гражданской войны (Из декларации меньшевиков, оглашенной на VII Всероссийском съезде Советов. 6 декабря 1919 г. ). Политические приоритеты большевиков.

Формирование авторитарного режима. Внутрипартийная борьба в середине 20-х гг. Приход к власти Сталина: от авторитаризма к тоталитаризму.

Тема 8. Особенности КПСС, как правящей партии – 1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция +самостоятельная работа учащихся курса по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Тоталитарный режим. Культ личности И. Сталина. Коммунистическая партия – руководящая и направляющая сила советского общества: влияние на экономику, формирование внутренней политики, деятельность на внешнеполитической арене.

Основные периоды существования советской партийной системы. Н. С. Хрущев. Л. И. Брежнев.

Попытки реструктуризации партийной системы при М. С. Горбачеве.

Раздел IV. Современная партийная система РФ.

Задачи раздела: Раздел посвящен одному из основных видов партийной системы России. Материал раздела позволяет рассмотреть основные этапы становления, существования и особенности современных политических партий, дать школьникам представление о способах классификации партий и специфику выборов в Российской Федерации.

Перечень основных понятий: гласность, идеологическая направленность, парламентаризм, выборы, политический прагматизм, правовое государство. Тема 9. Складывание российской многопартийности

в 1990-1993 гг. 1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция с элементами практикума

Выборы народных депутатов СССР – ожидания и неожиданности. «Пробуждение» политической активности народа. I съезд народных депутатов СССР. Начало оформления легальной политической оппозиции. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (12 июня 1990г. ). 1990 г. – жаркое лето политических бурь.

1990-1991 г – «шаг в многопартийность». Демократические фронты. ГКЧП – вариант возвращения к тоталитаризму? Российская Федерация – новое демократическое государство? Политический кризис 1993 г. Между Верховным Советом РФ и президентом РФ Б. Н. Ельциным. Российские политические партии в годы реформ.

Тема 10. Классификация политических партий – 1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция

с элементами фронтальной беседы и работы с документом.

Политические партии: по идеологической направленности, по принадлежности к власти, по социальному составу, по методам деятельности, по членству.

Сетевые структуры в политике (объединение политических групп и партий). Особенности формирования политических элит в современной России. Взаимовлияние политических партий и власти в Российской Федерации.

Тема 11. Качественные особенности российских политических партий – 1 час.

Рекомендуемая форма проведения занятия – «мозговой штурм».

Наиболее популярные партии и движения в 90-е гг. XX века (социальный состав, численность, программа, краткие биографии лидеров): «Выбор России», «Демократический выбор России», Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Союз правых сил (СПС), движение «Наш дом – Россия».

Политическая организации «Единство» и «Отечество». Образование партии «Единая Россия» (2001). Особенности многопартийной системы с господствующей партией.

Тема 12. Российские политические партии и демократические выборы – 1 час. Рекомендуемая форма проведения занятия – ролевая игра «Выборы».

Особенности современного российского парламентаризма. Принцип разделения властей. Конституция РФ 1993 г. Сравнительный анализ выборов в Государственную думу в 1993, 1995, 1999, 2004, 2008 гг. Президентские выборы в 1996, 2000, 2004, 2008 гг. – «подводные камни и течения».

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Особенности формирования партийной системы в России» – 2 часа.

Рекомендуемая форма проведения занятия – завершение и защита проектной работы.

Метки: Правоведение и Обществоведение