Особенности формирования партийных систем в России, 10-11 класс. Ч. 3. Приложения
Особенности формирования партийных систем в России, 10-11 класс. Ч. 3. Приложения
В помощь учителю
|
Приложение 1. Учебно-методическое обеспечение элективного курса «Особенности формирования партийной системы в России» Реализовать данную учебную программу можно, используя на занятиях учебники, методические пособия, сборники заданий, хрестоматии и практикумы по курсу «Обществознание. Политическая жизнь общества». I. Тестирование – один из вариантов оценки показателей знаний, умений и навыков учащихся профильного учебного заведения. Для оценивания достижений учащихся можно воспользоваться следующими вариантами тестов: 1. Тесты с единственно верным вариантом ответа. Примеры: 1. Цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени, называется a) политическим процессом b) историческим процессом c) политической тенденцией d) политической деятельностью 2. Самым активным субъектом политики, приспособленным к политической деятельности является a) политическая партия b) государство c) общественно-политическое движение d) международная организация 3. Что не относится к признакам политической власти? a) распространяется на всё общество b) использует моральные средства воздействия c) существование единого центра d) действует на основе права 4. Обычно партия выражает и защищает интересы… a) определенной социальной группы b) всего общества c) своих членов политической партии d) группы людей по национальному признаку 5. К признакам партии не относится … a) завоевание власти b) протяженный исторический период c) стремление создать для себя массовую опору d) существование интересов 2. Тесты с множественными верными ответами. Примеры:1. Приведите в соответствие выделенные М. Вебером типы политического лидерства и их характеристику: 1) лидер опирается на сложившийся в обществе порядок, право, процедуры 2) лидер обладает особыми личными качествами, эмоциональным влиянием, способностями 3) лидер опирается на сложившийся обычай а) традиционный тип лидерства б) рационально-правовой тип лидерства в) харизматический тип лидерства Ответ: а3, б1, в2. 2. Признаками партии являются: а) защита интересов своих членов б) добровольность членства в) разработка программных и уставных норм, регулирующих деятельность г) ведение политической борьбы за обладание государственной властью д) отказ от борьбы за власть 3. Тесты на заполнение пропусков в верном утверждении. Примеры: 1. Пытаясь воздействовать на толпу, лидеры нередко при 2. Вокруг политического лидера складывается консолиди- II. Оценить сформированность интеллектуальных и операциональных умений учащихся по основам политологии помогут задания, предлагающие ученикам: ¨ Применить политические понятия на практике ¨ Проанализировать различные виды источников (нормативно-правовой акт, исторические воспоминания др. виды документов). ¨ Выразить свое отношение к той или иной точке зрения. ¨ Аргументировать свою точку зрения по тому или иному значимому вопросу. Примеры: 1. В Российской Федерации в последние 4 года у власти практически всё время находится одна партия «Единая Россия». Можно ли на основании этого факта сделать вывод о том, что в стране существует многопартийная система с господствующей партией? Обоснуйте свой вывод. 2. Практическое задание Заполните таблицу в хронологическом порядке
Краткие биографии. Николай II (186З-1918)
Николай II, император всероссийский, старший сын императора Александра III, родился 6 мая 1868 г. ; с 1889 г. участвовал в занятиях государственного совета и комитета министров, в 1890 – 91 гг. совершил путешествие в Индию,. Китай и Японию (описание князя Ухтомского 1892 г. ), с 1892 по 1899 г. председатель комитета Сибирской железной дороги, 20 октября 1894 г. , по кончине родителя, взошел на престол, 14 ноября сочетался браком с великой княжной Александрой Федоровной (принцессой Алисой, дочерью великого герцога Гессенского), 14 мая 1896 г. короновался, с 5 по 10 октября нового стиля того же года посетил Францию, что окончательно закрепило узы франко-русской. дружбы. В сфере внешней политики важнейшими событиями царствования являются: усиление русского влияния в Китае (учреждение русско-китайского банка, концессия на постройку китайской восточной железной дороги) путем вмешательства в отношения Китая и Японии после войны 1895 г. , в 1896 г. возобновление дружественных отношений с болгарами, в 1898 г. созыв мирной конференции в Гааге, в 1900 г. мобилизация войск для защиты европейских миссий в Китае и восточно-китайской железной дороги от мятежников и прочее; в области внутренней политики – восстановление металлического обращения, завершенное законом 7 июня 1899 г. , производство первой всенародной переписи (28 января 1897 г. ), введение судебных уставов в Сибири и прочее. С особой тщательностью судьба выбрала Николая сначала наследником престола, а позднее и царем. Он был самым старшим из четырех братьев, но после ряда несчастий лишился поддержки, какую братья могли бы оказать царствующему монарху. Один из братьев, маленький князь Александр, умер в раннем детстве. Другой, Георгий, был в детстве близким товарищем Николая. На протяжении всего детства Николай восхищался сверкающим юмором Георгия, и всякий раз, когда брат отпускал шутку, аккуратно записывал ее на клочке бумаги и складывал в коробку. Гораздо позже, уже будучи царем, Николай, один в своем кабинете, перечитывал, смеясь, шутки Георгия. К несчастью, в юности у Георгия развился туберкулез обоих легких, и он был вынужден жить один со слугами в высоких солнечных горах Кавказа. Самый младший из братьев – Михаил – был десятью годами младше Николая, и эта разница в возрасте служила препятствием к их серьезному общению. Хотя в Гатчинском дворце насчитывалось 900 комнат, Николай, его братья и сестры воспитывались в спартанской простоте. Каждое утро Александр Ш поднимался в семь утра, умывался холодной водой, одевался в крестьянскую одежду, заваривал сам себе кофе и садился за свой письменный стол. Мария вставала позже и присоединялась к нему за завтраком, состоявшем из ржаного хлеба и варенных яиц. Дети спали на простых солдатских койках с жесткими подушками, по утрам принимали холодные ванны и завтракали овсяной кашей. За вторым завтраком, на котором они встречались с родителями, было много еды, но, так как они садились за стол поле всех приглашенных и покидали его, когда вставал из-за стола, они часто оставались голодными. Изголодавшись. Николай однажды проглотил кусочек воска, заключенный в золотом нательном крестике, полученном при крещении. «Ники был так голоден, что открыл крестик и съел его содержимое – реликвию, и все остальное, – вспоминала его сестра Ольга. – Позже он почувствовал стыд, но отмечал, что сделанное имело вкус «аморального, но приятного поступка». Дети ели намного больше, когда обедали одни, хотя еда в отсутствии родителей часто переходила в неуправляемую вольницу братьев и сестер, бросавшихся через стол кусочками хлеба. Николай занимался с репетиторами. Были учителя по языку, истории, географии, а также учитель танцев. Самым значительным из всех учителей был Константин Петрович Победоносцев. Этот человек оказал огромное влияние на идеологию Николая. Николай в возрасте 21 года был стройный юноша, 168 см росту, с отцовским квадратным открытым лицом и с материнскими живыми глазами, обладавший притом магнетическим личным обаянием. Его собственными достоинствами были доброта. Мягкость и дружелюбие. «Ники улыбался своей обычной нежной, застенчивой, слегка печальной улыбкой»– писал его кузен и близкий приятель, великий князь Александр Михайлович. Сам готовый любить каждого, Николай надеялся, что и народ любит его. Так, в лучшем, он мог считать, встречая лесть и этикет, соответствующие его положению. Во многих отношениях его образование было превосходным. Он имел незаурядную память и хорошо знал историю. Он говорил по-французски, по-немецки и по-английски так хорошо. Что однажды разыграл Оксфордского профессора, выдав себя за англичанина. Он прекрасно ездил верхом, грациозно танцевал и был отличный стрелок. Он научился вести дневник и, по примеру многих образованных м знатных людей той эпохи, правдиво записывал день за днем состояние погоды, количество дичи, которую он убил, имена тех, с кем разговаривал и обедал. В 19 лет Николай командовал эскадроном Лейб-гвардии Конного полка и ездил с ним в Красное cело близ Санкт-Петербурга, где находился большой военный лагерь, в котором императорская гвардия проводила летние маневры. Он полностью разделял жизнь и досуг офицерской компании, и скромность сделала его популярным среди товарищей-офицеров. Николай IIза годы своего правления стал почетным членом Петербургской АН. Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия покорпела поражение в русско-японской войне 1904-1905, что явилось одной из причин Революции 1905-1907. в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу, начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа 1915 Николай II – верховный главнокомандующий российской армии. В ходе Февральской революции 1917 2(15) марта отрекся от престола в пользу младшего брата Михаила. Расстрелян вместе с семьей и слугами в Екатеринбурге в ноябре 1918 года.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) Основатель коммунистической партии и Советского государства. Родился в Симбирске в семье деятеля народного просвещения. По окончании с золотой медалью гимназии (1887) поступил на юридический факультет Казанского университета. В декабре 1887 года исключен из университета за участие в студенческой сходке и на год выслан из Казани. В 1890 г. увлекается марксистской литературой. В 1891 году сдал экстерном экзамены за юридический факультет при Петербургском университете. В 1892 году получил должность помощника присяжного поверенного в Самарском окружном суде. В августе 1893 года уехал в Петербург и вошел в марксистский кружок студентов Технологического института. В апреле 1895 года совершил поездку за границу для установления связей с плехановской группой "Освобождение труда" и деятелями западноевропейской социал-демократии. В сентябре 1895 года стал одним из организаторов Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", в декабре этого года был арестован. более года провел в тюрьме, в феврале 1897 года выслан на 3 года в Сибирь. В ссылке написал свыше 30 работ. В июле 1900 года выехал за границу, где организовал выпуск нелегальной марксистской газеты "Искра" и развернул бурную деятельность по созыву II съезда РСДРП и организационному оформлению единой российской социал-демократической партии. В январе 1901 года впервые подписал письмо Плеханову псевдонимом Н. Ленин, споры, о происхождении которого ведутся до сих пор. Сваей жесткой позицией он во многом способствовал расколу РСДРП, после чего возглавил ее радикальное крыло. В период революции 1905-1907 годов Ленин ориентировал большевиков на вооруженное восстание и установление демократической республики. В ноябре 1905 года он нелегально возвратился в Петербург. Летом 190б года Ленин был вынужден уехать в Финляндию. В декабре 1907 года он вновь эмигрировал. Возвращение Ленина на родину состоялось после Февральской революции, 3 апреля 1917 года. С этого момента он ставит перед партией большевиков основную задачу – взять власть в свои руки. Эта задача была выполнена в октябре 1917 года. 2-й съезд Советов в ночь с 26 на 27 октября образовал первое советское правительство – СНК во главе с В. И. Лениным. Этот пост он занимал до конца своей жизни. Ельцин Борис Николаевич Первый Президент Российской Федерации. Родился на Урале. После окончания строительного института работал в ряде строительных организаций на руководящих должностях. В 1961 году, на волне развенчания культа личности и преступлений сталинского времени вступил в IGICC а с 1968 года перешел на партийную работу. С 1975 г. – секретарь, а с 1976 г. – первый секретарь Свердловского обкома КПСС, с 1981 года – член ЦК. С началом "перестройки" Ельцин назначался зав. отделом строительства ЦК КПСС и избирается секретарем ЦК (1985). А в декабре 1985 г. становится первым секретарем МГК КПСС. Именно в эти годы о нем узнает вся страна. Нетрадиционная манера общения с людьми, нацеленность на конкретные дела, целеустремленность и жесткость в полной мере проявляются в этот период. Однако его пытаются всячески направить в "традиционное" русло политической деятельности. После критики Ельциным руководства КПСС за стиль их деятельности (октябрь 1987 г. ) он снят с поста руководителя Московского городского комитета КПСС и освобожден от обязанностей кандидата в члены Политбюро. В 1988-1989 гг. – зам. председателя Госстроя СССР, министр. В 1989 г. – народный депутат и член Верховного Совета СССР, один из лидеров Межрегиональной депутатской группы. В 1990 году избран народным депутатом РСФСР а затем Председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1991 г. избирается Президентом России. В августе 1991 г. решительно выступает против действий ГКЧП и способствует возвращению М. С. Горбачева из Фороса в Москву. В октябре 1991 г. провозглашает программу перехода к рынку. В декабре вместе с лидерами Белоруссии и Украины подписывает Беловежское соглашение о денонсации Союзного договора 1922 года. В 1992-1993 гг. – в ходе конфликта между ветвями власти принимает ряд жестких мер, которые в итоге приводят к роспуску съезда нар. депутатов, Верх. Совета РФ и принятию новой Конституции страны. Силой подавляет массовые беспорядки, возникшие в этой связи в Москве. В 1996 г. вновь выигрывает выборы и становится на второй срок Президентом РФ. 31 декабря 1999 г. добровольно ушел в отставку.
Приложение 2. Пример занятия. Тема 5. Формирование системы политических партий в Российской империи (занятие 1) «Первая российская революция 1905-1907 гг. » является динамика изменения расстановки политических сил в обществе в годы революции. Для иллюстрации этой мысли приводятся слова лидера кадетов П. Н. Милюкова об отношении его партии к большевикам: «В начале года – наши друзья слева, в октябре 1905 г. – наши соседи слева, а в декабре – наши враги слева». Ставится проблемный вопрос: чем можно объяснить столь решительную смену настроений кадетов? Учитель отвечает, что ответ на этот вопрос предстоит найти в ходе занятия. Главная цель урока – изучить все разнообразие идейно-политических сил, действовавших в России в 1905 г. , сопоставить идейные позиции и тактику различных партий, выявить общие принципы и требования, а также установить, какие между ними имелись различия. Поэтому наиболее часто используемыми на уроке логическими приемами станут сравнение и классификация. 2. Целесообразно начать работу с обращения учащихся к известному им и близкому по теме материалу и использовать задание, выполнение которого требует использования операции сравнения. В ходе беседы актуализируются знания из курса обществознания о идейно-политических течениях в России начала XX в. : либеральном, социалистическом, консервативно-охранительном (теория «официальной народности»). Затем учащимся предлагается заполнить таблицу. Основные идейно-политические течения XIX в.
Учитель объясняет суть логического приема сравнения, обращая внимание на необходимость сравнивать сопоставимые объекты, выделять критерии сравнения, устанавливать общие черты сравниваемых объектов и различия между ними. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов: 1) Что объединяет западников и славянофилов? Ответ: неприятие существующих порядков и вместе с тем отрицание необходимости революции. 2) Что их различает? Ответ: они по-разному оценивают прошлое России и видят перспективы ее развития. 3) Что общего и различного между народниками и социал-демократами? Ответ: объединяет их идея социального равенства и признание революции как средства его достижения. Различия между ними заключаются в оценках буржуазного строя в России, в определении ими своей социальной опоры, в избранной тактике борьбы. 4) Чем различаются позиции либералов и социалистов? Ответ: либералы полагались на реформы, а социалисты – на революцию, главная ценность для либералов – свобода, а для социалистов – имущественное равенство. 5) Есть ли между ними сходство? Ответ: да, это общее для них неприятие существующих порядков. При ответе на каждый вопрос можно также попытаться сделать вывод о том, чего больше – общего или различий, касаются ли различия существенных моментов. Затем необходимо перейти к операции классификации. Поясняется, что в ее основе лежит отнесение объекта к какому-либо классу явлений на основе определенных признаков. Допустим, в программе партии есть установки на имущественное равенство, революцию. Это позволяет отнести данную партию к социалистическому лагерю. А приверженность партии к таким принципам, как незыблемость самодержавия, сословность, сохранение православия в качестве государственной религии, позволяет классифицировать ее как консервативную, монархическую. 3. Группы по три-четыре человека изучают приводимый в пособиях программный материал о деятельности в 1905 г. основных политических партий: большевиков, октябристов, «Союза русского народа», кадетов, эсеров, меньшевиков. Помимо общей части работы, которую выполняет вся группа, ученикам даются и индивидуальные задания. Каждому ученику выставляются суммарные баллы за коллективную и индивидуальную работу. За 5-8 минут до окончания урока все работы сдаются учителю. 4. Представители групп у доски отчитываются за общую и индивидуальную части проделанной работы. Домашнее задание: 1. Представьте информацию о политических партиях в России в 1905 г. через образ, схему, другой вид наглядности. 2. Ответьте на вопросы: 1) Есть ли какие-либо черты сходства между полярными партиями – большевиками и черносотенцами? 2) Как вы полагаете, почему взаимодействие политических сил страны часто сравнивают с лодкой? Почему выбран именно этот образ? |
||||||||||||||||||||||||
Обновлено ( 27. 11. 2013 06:55 ) |