Программа «Проектно – исследовательская деятельность учащихся» для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Проектно – исследовательская деятельность учащихся» является важной ступенью в дополнительной подготовке. Курс охватывает все этапы исследовательской деятельности.
Курс предназначен для дополнительного образования учащихся 9-х классов школ.
Актуальность:
Программа «Проектно – исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», устава школы, концепции модернизации российского образования на период до 2010;
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования.
Цель освоения программы.
Цель программы курса сформировать у учащихся целостное представление об этапах исследовательской деятельности и практически реализовать сформированные в ходу курса компетенции.
Входные требования:
Цели и задачи модульного курса:
Цель курса:
Создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений, сопровождающихся презентацией, на различных научно-практических конференциях и конкурсах.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
· Обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.
· Формировать исследовательские умения и навыки.
· Формировать библиотечно-поисковые навыки.
· Обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения и профориентации.
· Создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.
Развивающие задачи:
· Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
· Создавать условия для расширения кругозора детей в области достижений отечественной и зарубежной науки.
· Помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.
· Содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.
Воспитательные задачи.
· Создавать условия для гармоничного развития личности, совершенствования духовных потребностей детей.
· Создавать условия для профессионального общения юных исследователей, преподавателей, представителей вузовской науки.
· Прививать уважение к научной литературе и ее чтению.
· Формировать самостоятельность и волевые качества.
· Способствовать выработке организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.
· Воспитывать чувство товарищества и личной ответственности, доброжелательности.
Продолжительность обучения.
Курс рассчитан на 34 часа, в течение учебного года 2010-2011г.
Формы и режимы занятий:
Лекции, семинарные занятия, конференции.
Результаты освоения курса:
1. Повышение качества обучения.
2. Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.
3. Повышение квалификации педагогов.
4. Нормативное и методическое обеспечение исследовательской деятельностью обучающихся.
5. Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.
6. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
7. Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы учающихся.
8. Укрепление материально-технической базы.
Форма подведения итогов:
Защита исследовательской работы
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Вводная лекция: Создание учебно-исследовательских проектов по тематике группы.
(Возможные цели исследования, используемые методики, в каком виде могут быть представлены результаты и т. п. )
|
2
|
2
|
Структуры тезисов доклада и описания работы.
(Раздать членам группы инструкции в документальном или электронном виде. Показать и прокомментировать ранее выполненные работы разного типа: аналитические, экспериментальные, расчетные, компьютерные. Особое внимание уделить демонстрационному материалу к докладу. )
|
2
|
3
|
Ознакомление группы с предлагаемыми темами работ.
(Краткий рассказ о каждой теме: формулировка цели исследования или решаемой задачи, возможные методы, ожидаемый результат, форма доклада. Домашнее задание: посоветоваться с родителями. )
|
3
|
4
|
Распределение тем исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы.
(Результат распределения зафиксировать в журнале: ФИО, № темы, название темы. Дать рекомендации по составлению планов работ, список литературы. Домашнее задание: составить планы, выбрать методы. )
|
2
|
5
|
Редактирование планов работ, обсуждение намеченных методов выполнения.
(Домашнее задание: индивидуальное по работе над темой. )
|
3
|
6
|
Периодическое заслушивание членов группы о ходе выполнения работ по выбранным темам. Консультации по содержанию работ.
(Очередность заслушивания определяется руководителем на основе личностно-ориентированного подхода. Формулирование очередного домашнего задания. )
|
2
|
7
|
Рекомендации по редактированию тезисов и планов докладов, демонстрационного материала.
(Домашнее задание: редактирование тезисов и планов докладов, демонстрационного материала. )
|
2
|
8
|
Репетиции докладов. Заслушивание докладов на конференциях.
|
2
|
9
|
Консультации по оформлению работ.
(Очередность консультаций определяется руководителем. )
|
2
|
10
|
Экспертная оценка учебно-исследовательской работы комиссией.
|
3
|
Итого 34
|
Список используемой литературы:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2100 года;
Балюк В. А. , Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов:
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М. : Аркти, 2003.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М. : Народное образование, 2001.