Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)
Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)
– задание № 1: задание на знание обществоведческой терминологии;
– задание № 2,4: задание на знание обществоведческой терминологии и умения выявлять функции различных социальных институтов;
– задание № 3: задание на знание и понимание основных признаков явлений общественной жизни;
– задание № 5: задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте
– задание № 6: задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Критерии оценивания:
ОЦЕНКА |
КРИТЕРИИ |
«5» |
– правильно выполнены 6 заданий – выполнены 6 заданий с незначительными неточностями, не изменяющими смысл теоретических положений |
«4» |
– правильно выполнены 5-4 заданий – выполнены 6-4 заданий с незначительными неточностями, не изменяющими смысл теоретических положений |
«3» |
– правильно выполнены 3 задания – выполнены 5-4 задания со значительным числом неполных ответов или неточностей, искажающих смысл теоретических положений – выполнено 3 задания с незначительными неточностями, не изменяющими смысл теоретических положений |
Вариант № 1
- Пояснить понятия:
А) культура
Б) новаторство в культуре
В) диалог культур
Г) менталитет
Д) мораль
Е) массовая культура
- Дать определение понятию «образование». Назовите и поясните не менее 3х функций образования.
- Перечислите и поясните основные типы мировоззрения:
Тип мировоззрения |
Сущность |
1) |
|
2) |
|
3) |
- Дать определение понятию «искусство». Назовите и поясните не менее 3х функций искусства.
- Дать определение понятию «глобализация». Составьте два предложения, раскрывающие сущность процесса глобализации.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант № 2
- Пояснить понятия:
А) искусство
Б) преемственность в культуре
В) толерантность
Г) мировоззрение
Д) нравственность
Е) элитарная культура
- Дать определение понятию «наука». Назовите и поясните не менее 3х функций науки.
- Перечислите и поясните основные проявления содержания принципа свободы совести:
Проявление |
Сущность |
1) |
|
2) |
|
3) |
- Дать определение понятию «религия». Назовите и поясните не менее 3х функций религии.
- Дать определение понятию «глобальные проблемы». Составьте два предложения, раскрывающие сущность глобальных проблем.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Образование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответы
Вариант № 1
- Пояснить понятия:
А) культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
Б) новаторство в культуре – пополнение новыми ценностями
В) диалог культур – взаимодействие ивзаимопроникновение
Г) менталитет – специфический психологический склад, на базе культуры, опыта
Д) мораль – правила
Е) массовая культура
- Дать определение понятию «образование». Назовите и поясните не менее 3х функций образования.
Целенаправленный процесс воспитания обучения:
-экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества
-социальная – социализация личности
-культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивидов
- Перечислите и поясните основные типы мировоззрения:
Тип мировоззрения |
Сущность |
1) религиозное |
|
2) обыденное |
|
3) научное |
- Дать определение понятию «искусство». Назовите и поясните не менее 3х функций искусства.
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
-Информационная – несет в себе информацию об определенном времени
-Ценностно-ориентирующая – содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров
-Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
-Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
-Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
-Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
- Дать определение понятию «глобализация». Составьте два предложения, раскрывающие сущность процесса глобализации. Глобализация – возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов, государств, распр. на все сферы общественной жизни.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант № 2
- Пояснить понятия:
А) искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах
Б) преемственность в культуре – сохранение и передача ценностей
В) толерантность
Г) мировоззрение
Д) нравственность – степень усвоения личностью (поведение)
Е) элитарная культура
- Дать определение понятию «наука». Назовите и поясните не менее 3х функций науки.
Наука – это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний.
-Познавательно-объяснительная – теоретическое проникновение в сущность реальных явлений;
-Практически-деятельностная – участие в преобразующей деятельности человека и общества.
-Культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение, научные представления.
-Социальная – углубленно исследуется жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития способностей и интересов человека.
-Прогностическая – данные науки используются для разработки программ социального и экономического развития.
- Перечислите и поясните основные проявления содержания принципа свободы совести:
Проявление |
Сущность |
– принцип отделения религиозных организаций от государства;
– все религии на территории страны равноправны, отсутствует государственная религия;
– светский характер государственного образования;
– возможность верующим свободно отправлять свой культ.
- Дать определение понятию «религия». Назовите и поясните не менее 3х функций религии.
Религия – мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестесвенные силы:
-Регулятивная – установление определенных рамок поведения, свободы человека (заповеди, каноны);
-Воспитательная – побуждает человека к усвоению позитивных нравственных ценностей и достойному поведению.
-Мировоззренческая – формирование определенной системы взглядов.
-Компенсаторная – религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения.
-Коммуникативная – средство общения верующих.
-Интеграционная (интегрирующая) – направляет и объединяет усилия отдельных индивидов и социальных групп, чем придает обществу стабильность.
-Культурная функция – сохранение и передача социального опыта, часть общей культуры общества.
- Дать определение понятию «глобальные проблемы». Составьте два предложения, раскрывающие сущность глобальных проблем. Глобальные проблемы – совокупность проблем человека, которые встали перед ним во второй половине 20 века и от их решения зависит существование цивилизации.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Образование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Е. А. Михайлевская, МБОУ "СОШ № 4", г. Белгород