Социальное познание
Социальное познание
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания, то есть в ходе социального познания общество познает само себя. Поэтому получаемое знание всегда будет связано с интересами субъектов познания. Этим обстоятельством объясняется наличие разных (часто противоположных) выводов при изучении одних и тех же общественных явлений.
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Виды социальных фактов:
- Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;
- Результаты материальной или духовной деятельности людей;
- Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
II. Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов, необходимых для процесса познания. Факторы, влияющие на процесс интерпретации:
- Мировоззрение исследователя
- Задачи и цели исследователя
- Интересы той социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Однако, установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
– Объект познания, т. е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т. к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются).
– Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция.
Основные источники социального познания:
- Исторические источники (археология, документы и т. д. )
- Социальная действительность, то есть практика.
Понять и правильно описать социальные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям:
- Установление причинно-следственных связей
- Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса
- Выявление общего и особенного в развитии общества.
ВЫВОД
Основной целью социального познания является открытие исторических закономерностей (не законов!) – это общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.
Социальное познание и его особенности. |
1 |
Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. |
1 |
Тип урока – лекция с элементами беседы и работы с источниками документами.
Цель: способствовать пониманию того, что познание общества, с одной стороны, характеризуется общими чертами любой познавательной деятельности, с другой стороны – обладает значительной спецификой.
Главная задача: уяснить особенности социального познания.
Оборудование: раздаточный печатный материал.
План урока
1. Актуализация знаний:
- Что такое познание
- Что понимается под субъектами о объектами познания
2. Изучение нового материала (конспект лекции)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания, то есть в ходе социального познания общество познает само себя. Поэтому получаемое знание всегда будет связано с интересами субъектов познания. Этим обстоятельством объясняется наличие разных (часто противоположных) выводов при изучении одних и тех же общественных явлений.
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Виды социальных фактов:
- Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;
- Результаты материальной или духовной деятельности людей;
- Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
II. Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов, необходимых для процесса познания. Факторы, влияющие на процесс интерпретации:
- Мировоззрение исследователя (есть факт – учащийся получает на уроке оценку «2». Интерпретация с точки зрения (а) фаталиста: все в жизни предопределено; (б) верующего; (в) человека, который считает что все в жизни зависит от него самого.
- Задачи и цели исследователя (цель исследования: доказать, что 10 класс хороший – опрос учителей и т. д. )
- Интересы той социальной группы, к которой принадлежит исследователь (описание событий революции и гражданской войны в «белых» и «красных» источниках).
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Однако, установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
– Объект познания, т. е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т. к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются (войны – все имеют различные причины, ход и итог).
– Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция (как можно повторить ситуацию тотального голода в Поволжье в 1932 году?).
Основные источники социального познания:
- Исторические источники (археология, документы и т. д. )
- Социальная действительность, то есть практика.
Понять и правильно описать социальные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям:
- Установление причинно-следственных связей
- Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса
- Выявление общего и особенного в развитии общества.
ВЫВОД
Основной целью социального познания является открытие исторических закономерностей (не законов!) – это общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.
Е. А. Михайлевская, МБОУ "СОШ № 4", г. Белгород