Семья
Семья
Этапы развития семейно-брачных отношений:
1. Неупорядоченные половые связи
2. Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)
3. Групповая семья
4. Моногамная семья (более прочные брачные узы)
5. Партнерская (нуклеарная) семья
Функции семьи
Функция |
Пояснение |
Пример |
Репродуктивная |
Продолжение человеческого рода |
В семье Петровых родился второй ребенок |
Воспитательная |
Освоение молодым поколением своих социальных ролей, накопленных знаний, опыта, моральных ценностей |
Папа объясняет сыну, что он должен защищать свою младшую сестру, уважительно относится к бабушке и дедушке |
Хозяйственно-экономическая |
Ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи |
В семье Петровых каждый моет за собой посуду после еды |
Эмоциональная (эмоционально-психологическая) |
Обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи |
В семье Петровых члены всегда поддерживают друг друга, если возникают проблемы в школе или на работе |
Социально-статусная |
Наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которой принадлежат родители |
В семье Петровых дети придерживаются православных традиций как и их родители |
Первичный социальный контроль |
Определение норм поведения членов семьи в различных сферах |
Если сын получает оценку «2» в семье Петровых ему ограничивают время для игры на компьютере |
Рекреационная |
Организация духовного общения и досуга, проведение семейных праздников, походов и т. д. |
Семья Петровых по выходным посещает кинотеатры, музеи или выставки всей семьей |
Типы семьи:
I |
Патриархальная (традиционная) семья: – власть принадлежит главе семейства – все выполняют волю главы семьи – роли четко регламентированы: муж-добытчик и кормилец, мать-домохозяйка и воспитатель – объединение под одной крышей минимум 3х поколений |
Партнерская (эгалитарная) семья: – семья равных – справедливое распределение домашних обязанностей – взаимозаменяемость супругов – совместное ведение хозяйства – совместное принятие важных решений |
II |
Расширенная (многопоколенная) семья: включает 2-3 поколения |
Нуклеарная семья: родители и дети |
III |
Полная семья: двое родителей |
Неполная семья: отсутствует один из родителей |
IV |
Бездетные, однодетные, многодетные |
Стили воспитания в семье
1. Диктат – стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших; инициатива детей пресекается.
2. Опека – это система отношений, при которых родители не только обеспечивают потребности ребенка, но и ограждают его от всех забот и трудностей, принимая их на себя.
3. Невмешательство – признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
4. Сотрудничество – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность, оказывать поддержку.
СЕМЬЯ
Этапы развития семейно-брачных отношений:
1. Неупорядоченные половые связи
2. Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами)
3. Групповая семья
4. Моногамная семья (более прочные брачные узы)
5. Партнерская (нуклеарная) семья
Функции семьи
Функция |
Пояснение |
Пример |
Репродуктивная |
Продолжение человеческого рода |
В семье Петровых родился второй ребенок |
Воспитательная |
Освоение молодым поколением своих социальных ролей, накопленных знаний, опыта, моральных ценностей |
Папа объясняет сыну, что он должен защищать свою младшую сестру, уважительно относится к бабушке и дедушке |
Хозяйственно-экономическая |
Ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи |
В семье Петровых каждый моет за собой посуду после еды |
Эмоциональная (эмоционально-психологическая) |
Обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи |
В семье Петровых члены всегда поддерживают друг друга, если возникают проблемы в школе или на работе |
Социально-статусная |
Наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которой принадлежат родители |
В семье Петровых дети придерживаются православных традиций как и их родители |
Первичный социальный контроль |
Определение норм поведения членов семьи в различных сферах |
Если сын получает оценку «2» в семье Петровых ему ограничивают время для игры на компьютере |
Рекреационная |
Организация духовного общения и досуга, проведение семейных праздников, походов и т. д. |
Семья Петровых по выходным посещает кинотеатры, музеи или выставки всей семьей |
Типы семьи:
I |
Патриархальная (традиционная) семья: – власть принадлежит главе семейства – все выполняют волю главы семьи – роли четко регламентированы: муж-добытчик и кормилец, мать-домохозяйка и воспитатель – объединение под одной крышей минимум 3х поколений |
Партнерская (эгалитарная) семья: – семья равных – справедливое распределение домашних обязанностей – взаимозаменяемость супругов – совместное ведение хозяйства – совместное принятие важных решений |
II |
Расширенная (многопоколенная) семья: включает 2-3 поколения |
Нуклеарная семья: родители и дети |
III |
Полная семья: двое родителей |
Неполная семья: отсутствует один из родителей |
IV |
Бездетные, однодетные, многодетные |
Стили воспитания в семье
1. Диктат – стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших; инициатива детей пресекается.
2. Опека – это система отношений, при которых родители не только обеспечивают потребности ребенка, но и ограждают его от всех забот и трудностей, принимая их на себя.
3. Невмешательство – признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
4. Сотрудничество – стремление старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность, оказывать поддержку.
10 класс, обществознание (базовый уровень)
37 |
Семья и быт. Семья как социальный институт. |
1 |
18 |
38 |
Семья в современном обществе. Бытовые отношения. |
1 |
Тип урока – комбинированный урок
Оборудование урока: учебник, печатные материалы
Цель уроков: проанализировав изучаемые аспекты, доказать значимость социального института семьи и необходимости бережного отношения к её ценностям
Задачи урока:
– способствовать формированию у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье, как основы духовно– нравственного развития личности;
– развивать умения анализировать и переводить большой объем изучаемой информации в компактные знаковые системы;
– обучать работать в парах, отстаивать свою точку зрения;
– конкретизировать знания учащихся о семье как об одном из наиболее важных социальных институтов
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности, быт, типы семей
План изучения темы:
1. Семья как социальный институт: понятие семья и брак.
2. Функции семьи.
3. Семья в современном обществе:
n Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи)
n Развитие семьи партнерского типа
n Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной
n Разделение институтов брака и семьи
n Малое уделение внимания духовному развитию
n Ухудшение здоровья
n Увеличение количества разводов
4. Гендерное поведение и воспитание: каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению; выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
5. Бытовые отношения.
6. Культура топоса.
7. Подведение итогов и рефлексия.
Е. А. Михайлевская, МБОУ "СОШ № 4", г. Белгород