Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Права потребителей», 11 класс (социально-гуманитарный профиль)

Тема урока: «Права потребителей», 11 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК

Программа – Право. Основы правовой культуры, 10-11 классы, профильный уровень. Певцова Е. А. , Козленко И. В. , 2006

Учебник – Право. Основы правовой культуры, 11 класс, Певцова Е. А. , М: Русское слово, 2006

Тип учебного занятия (в соответствии со структурой урока, его содержательных компонентов) – урок изучения нового материала.

Форма проведения (в соответствии с основным способом подачи нового материала): урок – лабораторное занятие (учащиеся работают с текстом «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).

Методы обучения:

– печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение смысловых единиц;

– проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, т. е. через решение ситуационных задач;

– наглядный метод обучения (предметная наглядность – мультимедийная презентация).

Цели урока – создание условий:

– для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

– для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

– для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции.

Оборудование:

– текст «Закона о защите прав потребителей» на каждой парте;

– раздаточный материал «Азбука потребителя» и ситуационные задачи у каждого ученика;

Учитель: В рамках программы улучшения качества жизни населения Белгородской области с 1 октября по 1 декабря 2008 года проводится акция «Не покупайся!», направленная на защиту прав потребителей. Подробную информацию об этой акции можно найти на сайте Белгородской государственной универсальной научной библиотеке. Акция призывает не покупать товары там, где нарушаются права потребителей, а если такой факт был, то заполнить купон потребительской претензии, которая будет обязательно рассмотрена. Вы, наверное, обратили внимание, что мы очень часто говорим фразу: «Потребитель имеет право!». Практически во всех сводах законов с древнейших времен были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Первый из известных нам примеров такого рода – законы вавилонского царя Хаммурапи (18 век до нашей эры). Например; вот что говорилось по поводу некачественной работы:

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

Тема урока: «Права потребителей».

Почему необходимо защищать права потребителей?

(коллективное обсуждение вопроса):

– потребитель чаще всего непрофессионал

– разобщен

– чаще всего юридически безграмотен.

В 1962 году президент США Джон Кеннеди, выступая перед Конгрессом, сформулировал основные права потребителей, соблюдение которых должно гарантировать государство:

l право на безопасность

l право на информацию

l право на выбор

l право быть услышанным

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», в которой к перечисленным выше правам потребителей добавились еще четыре :

l право на компенсацию причиненного ущерба

l право на просвещение

l право на здоровую окружающую среду

l право на удовлетворение базовых потребностей

В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Закон «О рекламе»
  • Закон «О сертификации»
  • Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»

Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года.

Ребята, проведем экспресс-опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).

В 2003-2004 учебном году ученица 11 класса школы № 4 Егорова Светлана провела социологический опрос «Уровень потребительских знаний жителей города Белгорода», в 2007-2008 учебном году такую же работу провела выпускница Крекшина Юлия. Для опроса были предложены два вопроса:

1) знаете ли вы о существовании «Закона о защите прав потребителей»?

2) знакомы ли вы с его текстом?

Было опрошено около 60 человек и получены следующие результаты:

Получается, что за четыре прошедших года уровень потребительских знаний повысился (положительная динамика). Но можно сделать вывод о том, что даже в 2008 году уровень правовых знаний опрошенных жителей Белгорода недостаточный для эффективного и безопасного существования в современных рыночных условиях.

Поэтому цели нашего урока:

l познакомиться с основными правами потребителя

l научиться пользоваться «Законом о защите прав потребителей»

Основным источником информации на уроке является текст «Закона о защите прав потребителей». Как извлечь полезную информацию из текста закона?

Основные понятия, используемые в законе:

– потребитель

– изготовитель

– исполнитель

– продавец

– недостаток товара (услуги, работы)

– существенный недостаток

– безопасность товара (работы, услуги)

– уполномоченная организация и индивидуальный предприниматель

– импортер

Давайте попробуем записать наиболее нужные понятия с помощью формул, используя ключевые слова:

– ПОТРЕБИТЕЛЬ = ГРАЖДАНИН + РАБОТА или УСЛУГАДЛЯ ЛИЧНЫХ НУЖД, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

– НЕДОСТАТОК (ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ) = НЕСООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА + УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА + ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ ИЛИ ОБРАЗЦУ

Принято выделять следующие основные права потребителей:

(учащиеся коллективно под руководством учителя работают с раздаточным материалом)

1) право на выбор – суверенитет потребителя, то есть свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг

2) право на безопасность – товар или услуга при соблюдении правил использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде;

3) право на информацию:

– потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце);

– потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;

4) право на качество:

– срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы – это право, а не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет;

– срок годности – период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);

– гарантийный срок – это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;

– товар ненадлежащего качества – несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;

– товар надлежащего качества – товар соответствует требованиям;

5) право на возмещение ущерба:

– материальный ущерб – денежные затраты потребителя;

– моральный вред – переживания, которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав.

Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» – в условиях современной экономики знать меньше потребитель уже не может себе позволить! После знакомства с азбукой наступает время научиться пользоваться «Законом о защите прав потребителей» при решении самых реальных жизненных ситуаций!

При этом необходимо помнить определенный алгоритм:

  1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)
  2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )
  3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся переходят к работе с текстом закона – разбор документа актового характера производится путем его комментирования, в виде фронтальной беседы с классом в процессе самостоятельной работы с источником, то есть используются следующие приемы работы с документом: анализ и разбор, беседа, комментарий.

Ситуационные задачи

  1. Задание в учебнике «Право» на странице 126 (№ 2-1).

Семен Николаевич осуществил закупку товара для получения прибыли и не является потребителем; решается вопрос на основе «Гражданского кодекса» в Арбитражном суде или третейским судом.

  1. Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила Иванову сделать перевод за 50 долларов. Опишите права покупателей в данной ситуации.

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

Информация

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Отсутствие информации о товаре на русском языке

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 8 (2) – должна быть предоставлена информация на русском языке бесплатно

  1. Полина на летней распродаже в магазине модной одежды купила платье без примерки. Надев купленное платье первый раз, она обнаружила, что после носки на теле остаются следы краски. В магазине платье не приняли, так как товар был куплен на распродаже и, к тому же, Полина потеряла чек. Какие права имеет в данном случае потребитель, а какие – продавец?

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

товар

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Недостатки товара

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 18 (п. 1)

Потребитель имеет права:

– замена товара;

– уменьшение цены;

– безвозмездное устранение недостатков;

– возврат денег;

Ст. 18 (п. 5) – отсутствие чека не является основанием для отказа.

Ст. 18 (п. 5)

Продавец имеет право:

– провести экспертизу, которую оплачивает виновная сторона

  1. Мария в марте на сезонной распродаже в одном из магазинов Белгорода купила зимние сапоги. На коробке сапог указано, что гарантийный срок – 70 дней. Надев сапоги в конце ноября в дождливый день, Мария обнаружила, что они протекают из-за отклеившейся подошвы. Продавец отказался вернуть Марии деньги за обувь. Прав ли продавец? Обоснуйте свой ответ.

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

товар

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

сроки предъявления недостатков товара

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 19 – продавец не прав, так как на сезонные товары гарантийный срок определяется субъектами РФ

5. Светлана Григорьевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но ботинки подросток не носил, и сохранилась упаковка товара?

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

товар

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Необходимость вернуть товар надлежащего качества

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 25 – потребитель в теч. 14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги

  1. Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец магазина?

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

товар

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Необходимость вернуть товар надлежащего качества

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 25 – потребитель в теч. 14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги при сохранении товарного вида, т. е продавец магазина прав

  1. Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

товар

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Нарушение сроков ремонта товара с недостатками

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 20 (п. 1)

Ремонт не более 45 дней

Ст. 20 (п. 3)

Гарантийный срок продлевается на период, когда потребитель не может использовать товар

  1. Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

Работа (услуга)

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Недостатки работы (услуги)

Моральные страдания

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 29 (п. 1)

– безвозмездное устранение

– уменьшение цены

– безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы

– возмещение понесенных расходов по устранению недостатков

Ст. 15

Компенсация морального вреда

  1. Во время лечения Виктории в платной стоматологической поликлинике врач, проводивший операцию имплантации под общим наркозом, поставил имплант немецкого производства стоимостью 4000 рублей, вместо отечественного за 1500 рублей, как было оплачено при заключении договора. После операции Виктории предложили доплатить разницу, мотивируя тем, что поставленный ей имплант лучшего качества и надежнее отечественного аналога. Как следует поступить Виктории?

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

Услуга (работа)

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Увеличение (перерасчет) работы (услуги) без ведома потребителя

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 33 (п. 3) – если потребитель не поставлен в известность об изменении цены, то Виктория вправе не доплачивать

  1. Гражданин Федотов купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Федотов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

Работа (услуга)

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Утеря вещи потребителя

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 35

– в течение 3х дней заменить однородной вещью или возмещение 2х кратной цены вещи

  1. Ольга увидела в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Ольга получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал Ольгу, так как он оказался ей совсем не к лицу. Какие права имеет в данном случае потребитель?

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т. д. )

товар

2. Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т. д. )

Необходимость вернуть товар надлежащего качества, купленного по каталогу (дистанционный способ)

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 26 – в течение 7 дней Ольга может отказать от товара (сохранив товарный вид), оплатив расходы продавца на доставку. Деньги за костюм продавец должен вернуть

(так как на изучение темы дается 2 урока, то не обязательно разбирать все ситуации на первом уроке, т. е. работу с заданиями можно прервать в любой момент)

Учитель подводит итоги работы и выставляет при необходимости комментированные оценки за работу.

Домашнее задание

– Изучить параграф 13;

– Найти материал о поправках к Закону от 12. 12. 2007 о продаже технически сложных товаров.

На следующем уроке мы рассмотрим вопросы

– Поправки к «Закону о защите прав потребителей» от 12. 12. 2007 года о продаже технически сложных товаров;

– Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Правительством РФ;

– Куда можно обратиться при нарушении прав потребителей?

Рефлексия – человеку свойственно проводить образные ассоциации между различными понятиями, например:

– школа – «храм знаний»

– дети – «цветы жизни»

– права потребителей – ……. .

Литература к уроку

1. Закон РФ «О защите прав потребителей»

2. Материалы областной олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний (2005/2006 учебного года). БРИПКППС, 2006

3. Материалы городской олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний в 2007-2008 учебном году.

4. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. /Виноградова И. , Кокорев Р. , Колосова М. и др. Под общей ред. П. Крючковой. – 2-е изд. , перераб. и доп. – М. : Вита-Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2000. – 272 с. : ил.

5. Певцова, Е. А. Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 224 с.

Е. А. Михайлевская, МБОУ "СОШ № 4", г. Белгород

Метки: Правоведение и Обществоведение