Тема: Природа общества и человека, 10 класс
Тема: Природа общества и человека, 10 класс
Форма: интегрированный урок
Цели: (Слайд 2)
- 1. Познакомиться с понятием человека и общества, а так же их взаимосвязи;
- 2. Развить навыки групповой работы и диалогового обучения, выработать умение работать с материалом учебника, делать выводы, выделять главное;
- 3. Воспитать уважительное отношение к предмету, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.
Ход урока:
Начнем мы непосредственную сегодняшнюю нашу работу с небольшого мозгового штурма: на доске нарисована пустая схема, которую мы быстрым темпом заполним: + широкое и узкое понимание
Слайд 3
Общество: _______.
_______. .
__________
__________
Теперь давайте разведем понятия страна, гос-во и общество. В чем общее и раздельное?
Слайд 4
Страна – часть света или территория, которая имеет определённые границы и пользуется гос. суверенитетом.
Государство – полит. огранизация данной страны, включающая определённый тип режима власти (монархия, республика) органы и структуру правления (парламент, правительство)
Общество – социальная организация этой страны, основой которой является соц. структура.
Если рассматривать общ-во как систему, то ее подсистемами можно считать: Слайд 5
- Экономическая
- Социальная
- Политическая
- Духовная
если вы наблюдательны, то можете заметить, что разделы учебника расположены точно по нашей схеме подсистем общества.
Каковы же функции общ-ва? Слайд 6
- Производство мат. благ и обмен рез-ми пр-ва
- Дух. воспроизводство
- Воспроизводство человека
- Регламентация поведения, деятельности, управления.
Слайд 7
НО!!! какие источники по-вашему мнению могут быть?
- Изменение природных условии (Монтескье, Гумилев)
- Изменение производственных отношений, орудий труда, методов организации (Ленин, Маркс)
- Изменение культурных и духовных ценностей (Гегель)
каждый из источников оказывает влияние на общественную жизнь и ее развитие.
что такое эволюция, революция, прогресс, регресс?
Задание для 1 вар-та: напишите свое мнение «человек – часть природы» или «человек – царь природы»
Задание для 2 вар-та: напишите ответ на вопрос «человек делает культуру или культура формирует человека?» Слайд 8
НО!!! Говорить о формирование культуры человеком в единственном числе не правильно. Культуру формирует общество.
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Какие параметры отличают общество остановившееся в развитии и активно развивающееся?
Теперь опять задание по неформальным группам: Слайд 9
Задание для 1 ряда: изучив раздел «Особенности соц. системы» стр. 18 – выпишите характерные черты общества.
Задание для 2 ряда: изучив раздел «Соц. институты» стр. 21 – охарактеризуйте главные соц. институты и их основные черты.
Задание для 3 ряда: на стр. 25-26 читаем документ и отвечает на вопросы после него.
Многие умы древности и современности ломали голову над тем, в чем же загадка человека, каков его смысл жизни, каковы цели пришествия на землю сегодняшняя работа будет состоять в том, чтобы понять что же такое человек, каков его смысл жизни и цели.
Сейчас я раздам каждому из вас карточки. На карточках написана ваша работа на уроке и дома.
Те, кто успевают сделать работу на уроке – получают оценки, кто не успевает, значит делает дома и классную и домашнюю работы.
Приложение 1
Классная работа |
Прочитай параграф 4 на стр. 41-43 и заполни таблицу:
|
||||||
Закрепление: |
|
||||||
Домашняя работа |
|
Технические средства обучения: компьютер, проектор, флеш-карта с презентацией, раздаточный материал (приложение 1)
Используемая литература:
- http://do. gendocs. ru/docs/index-14364. html
- http://slovari. yandex. ru/общество%20-%20это/БСЭ/Общество/
- http://slovari. yandex. ru/человек%20это/БСЭ/Человек/
О. А. Брижатая, МБОУ СОШ №149, г. Красноярск