Моделирование понятийного тезауруса по теме: Реформа правоохранительных органов, для 9 класса
Моделирование понятийного тезауруса по теме: Реформа правоохранительных органов, для 9 класса
Цель: закрепление знаний учащихся о правоохранительной системе и реформе правоохранительных органов
Задачи урока:
обобщить знания учащихся о реформе правоохранительных органов, ее роли в развитии общества, во взаимодействии государства и органов;
развить умения и навыки учащихся по определению сущностных характеристик милиции и полиции, сравнивать и различать их по указанным критериям;
развить умения пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации;
воспитывать толерантность и уважение к органам власти, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Этапы урока | Длительность |
Организационный этап Постановка тезаурусного вопроса Основная часть, раскрытие проблемного вопроса Историческая справка Подведение итогов |
2 минут 5 минут 20 минут 5 минут 5 минут |
Организационный этап. (Слайд 1,2)
Здравствуйте! Сегодня мы с вами подведем итоги темы и с помощью понятийного тезауруса ответим на проблемный вопрос «В чем разница между милицией и полицией?» и углубимся в суть функционала органов и народного отношения к реформе правоохранительной системы.
Постановка тезаурусного вопроса. (Слайд 3)
Милиция или полиция? В чем разница понятий и сути? Или это изменение одного лишь названия? В чем же разница между милицией и полицией?
Основная часть.
Давайте с вами попытаемся раскрыть суть самого тезауруса «МИЛИТ» (Слайд 4, 5) и попробует подыскать однокоренные слова. А теперь суть тезауруса «Полис(т)» (Слайд 6, 7)
Теперь давайте дадим точное определение каждому термину (варианты учеников)
Милиция – (от лат. militia – военная служба, войско) – нерегулярные отряды вооружённых граждан, формируемые только на время войны, гражданское ополчение.
Латинский термин «militia» первоначально обозначал службу солдата-пехотинца (лат. miles). (Слайд 8)
Каковы функции милиции до реформы? (ответы учеников)
защита прав граждан, интересов общества и государства
поддержания порядка и стабильности в стране, области, регионе (Слайд 9)
Как вы думаете, откуда пошло значение «милиции»? (варианты учеников)
Историческая справка (слайд 10):
- Изначальный смысл – народное ополчение, т. е. вооруженные граждане.
- В России первые вспомогательные воинские формирования были созданы Петром I в 1713 году как альтернатива казачьим войскам.
- Уже в XIX веке милиция участвовала во всех военных компаниях России, в том числе в войне 1812 года.
- После Октябрьской революции 10 ноября 1917 года вышел декрет «О рабочей милиции», согласно которому она должна была защищать интересы общества и государства.
Существуют и народные прозвища сотрудников милиции, но и они образовались не на пустом месте (слайд 11, 12):
- Неформальные прозвища сотрудников милиции с точки зрения народной этимологии: мент, легавый, фараон, мусор.
- Мусор - от аббревиатуры Московский уголовный сыск (МУС), переименован в МУР, но прозвище осталось.
- В действительности «мусор» имеет несколько иное происхождение – от иврита «мосер» – предатель – это слово обозначало полицейских осведомителей, т. е. провокаторов, внедренных в банду.
- Легавый – до революции агенты уголовного сыска для маскировки носили нашивки охотничьего общества с изображением легавой собаки
Теперь давайте перейдем к значению полиции. Что такое полиция?
Полиция – система государственных служб и органов по охране общественного порядка. (Слайд 13)
Каковы функции?
- предотвращение и раскрытие преступлений и других правонарушений. (Слайд 14)
А теперь небольшая разминка. Отгадайте загадку (Слайд 15, 16)
Подведение итогов, рефлексия:
Давайте вернемся в нашему проблемному тезаурусному вопросу. В чем разница между милицией и полицией? (Слайды 17, 18, 19) (ответы учеников)
Ваши ответы мы выслушали, теперь давайте обратимся к общественному мнению (Слайд 20,21, 23) и статистике (Слайд 22)
Рефлексия: посмотрите на слайд и в своих тетрадях ответьте на каждый из этих вопросов.
Ребята, посмотрите, изначально мы начали рассматривать лишь происхождение тезауруса, в итоге смогли выйти к самым истокам функционирования и значения милиции и полиции. Как правильно, иногда, смотреть в самое сердце проблемы. Ведь вначале было СЛОВО _______________
О. А. Брижатая, МБОУ СОШ №149, г. Красноярск