Тема: «Деятельность – способ существования людей; познание и знание»
Тема: «Деятельность – способ существования людей; познание и знание»
Цель: рассмотреть деятельность как основной способ существования людей, а познание как двигатель деятельности
Ход урока:
1. Проверка Д/З: ЗАДАНИЕ №1 НА СТР. 35, подготовленные сообщения, проверка тетрадей
2. Основная часть:
Все живые сущ-ва взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда НО!!! Только человеку присуща деятельность.
Деятельность – форма активности, направленная на преобразование окружающего мира
– целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Структура деятельности:
1. Объект
2. Субъект
3. Цель
4. Средства достижения
5. Результат
Черты деятельности: стр. 46-47 прочитать и охарактеризовать
Черты | Характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы – культуру.
НО!!! Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности – желание удовлетворить свои потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Мотив – это побудительная причина деятельности.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
Классификация потребностей: стр. 47 – заполните таблицу.
Естественные | Социальные | Идеальные |
Потребности людей во всем том, что необходимо для их сущ-ния, развития и воспроизводства | Определяются принадлежностью человека к обществу, потребностью в трудовой деятельности, созидании, творчестве, признании, достижениях, дружбе, любви, общении. | Потребности людей во все том, что необходимо для духовного развития человека: потребность в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, в познании окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования. |
Каждая потребность удовлетворяется через благо – некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.
Классификация деятельности: стр. 50-51
1. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру
А) практическая
Б) духовная
2. в зависимости от хода истории, общественного прогресса
А) прогрессивная деят-ть
Б) реакционная
В) созидательная
Г) разрушительная
3. в зависимости о соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, соц. нормам:
А) законная
Б) незаконная
В) моральная
Г) аморальная
4. в зависимости от соц. форм объединения людей:
А) коллективная
Б) массовая
В) индивидуальная
5. в зависимости от новизны результатов деятельности:
А) шаблонная
Б) инновационная
В) творческая
6. в зависимости от общ-ных сфер:
А) экономическая
Б) политическая
В) социальная
Г) духовная
7. в соответствии с процессами становления личности:
А) игровая
Б) учение
В) труд
8. в зависимости от особенностей проявления
А) внутренняя (с помощью ум. деятельности)
Б) внешняя (в виде достижений, мышечных усилий)
Деятельность и потребности неразрывно связаны с сознанием – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
– активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний.
Знание – это результат познания.
Виды познания:
1. Обыденное
2. Научное
3. Философское
4. Художественное
5. Социальное
В процессе познания присутствует объект и субъект познания:
– Объект: познаваемый предмет; весь окружающим мир; человек
– Субъект: человек, общество
Существуют 2 ступени познавательной деятельности: рисуйте схему, определение в глоссарий со стр. 57
1. Чувственное познание
представление
восприятие
ощущение
2. Рациональное познание
умозаключение
суждение
понятие
С помощью органов чувств, мышления, интуиции, эмоций человек познает мир и получает знания о предметах и отношениях. Они могут быть как истинными, так и ложными.
Истина – соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как сущ-ет сам по себе, вне сознания – соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. |
|
Относительная | Абсолютная |
Представляет собой неполное, ограниченное знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития. | Полное, неизменно установленное знание о к-л предмете или явлении (математ. формулы, установленный факт) |
Итоги: что нового вы узнали на уроке? Что такое деятельность? В чем выражается познание и как можно получить истинное знание?
Д/З: выписать из пар. 5,6 все недостастающие определения в глоссарий. На след. уроке К/Р
О. А. Брижатая, МБОУ СОШ №149, г. Красноярск