Открытый урок в 10 классе по теме: «Права человека: понятие, сущность, структура»
Открытый урок в 10 классе по теме: «Права человека: понятие, сущность, структура»
Цель урока:
– дать представление о правах человека;
– познакомить учащихся с содержанием и классификацией основных прав и свобод человека;
– формировать навыки работы с правыми источниками;
– формировать умение аргументировать свою позицию, вести конструктивный диалог;
– способствовать осознанию ценности каждого человека;
Оборудование: первоисточник «Конституция Российской Федерации», карточки -задания для групп.
Основные понятия: права человека, гражданские, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права человека, поколения прав человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
1. Понятие и сущность прав человека.
2. Становление и развитие идей о правах человека.
3. Структура прав человека.
4. Поколения прав человека.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Класс заранее делится на 2 микрогруппы.
На уроке непосредственно проверяется готовность групп к уроку.
2. Основная часть
1. Вступительное слово учителя: курс, который мы с вами изучаем, посвящен важнейшему регулятору человеческих отношений – праву. У понятия право существует несколько значений. Вспомните, что означает понятие право в объективном и субъективном значение слова? (фронтальная беседа с учащимися)
Сегодня мы приступаем к изучению большой новой темы, которая называется «Право и личность». И в ходе ее изучения мы узнаем _______________
О различии в правах и обязанностях человека и гражданина;
О том, какие особые права существуют у несовершеннолетних;
В каких международных документах, российских НПА зафиксированы эти права.
Первый наш урок будет посвящен теме «Права человека: понятие сущность, структура»
Тема урока: «Права человека: понятие, сущность, структура»
Сегодня на уроке нам предстоит
узнать какие права существуют у человека и на какие группы они подразделяются;
о становлении и развитии идей о правах человека;
поколениях прав человека.
Нашим помощником сегодня на уроке станет «Конституция Российской Федерации» – основной нормативный документ в области прав человека Российской Федерации.
Рассказ учителя:
1. Права человека – ключевое понятие всей государственной и правовой системы. Оно возникло в XVII-XVIII веках в период буржуазных революций и неразрывно связано с принципами свободы, равенства, братства. Это понятие знаменует новый подход к роли человека в жизни общества, его взаимоотношениям с государством и своими согражданами. Человек, который ранее был подданным государства, становился гражданином, и система прав человека определяет его положение в обществе и государстве. Права человека нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального развития личности, для обеспечения её свободы и достоинства, на которые ни государство, ни какие либо организации и объединения, ни другие индивиды не имеют право посягать. Это определяется рядом причин:
– прежде всего, права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми, неотчуждаемыми;
– права человека универсальны, т. е. они носят всеобщий характер, основанный на принципе равноправия;
– права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение, защита – обязанность государства, призванного ограждать личность от каких бы то ни было незаконных посягательств;
– права человека фиксируют границы свободы человека;
– права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно преступать границ свободы, очерченных правами человека;
– основные права и свободы едины на всей территории государства и содержаться в Конституции страны, важнейших международно – правовых актах по правам человека;
– права человека обеспечены закономю
Культура прав человека состоит в том, что свобода каждого из нас не ущемляла свободу других людей, не посягала на интересы общества и государства.
Принцип «будь свободен и уважай свободу других» должен быть усвоен каждым.
(слайд 4)
2. Права человека – явление историческое, оно неразрывно связано с поиском места человека в обществе как субъекта права.
Античные времена: «полисы» – государства особого типа, для которых были характерны первичные формы демократии – Афины, Рим.
В Древней Греции возникли идеи «естественного права»– Гераклит, Демокрит, Сократ, Протогор.
Идеи естественного права и прав человека были развиты в Древнем Риме – Сенека, Марк Аврелий, Цицерон, Ульпиан.
В период Средневековья идеи свободы и равенства получили развитие в трудах религиозных мыслителей – Августин, Фома Аквинский и светских – Марсилий Падуанский, Гери Брэктон.
Во времена господства феодального общества в Англии был принят важнейший исторический документ «Великая хартия вольностей» (1215).
В Новое время в Англии были приняты:
– «Хабеас корпус акт» (1679);
– «Билль о правах» (1689); – «Акт об устроении» (1701);
В США учения Томаса Пейна и Томаса Джефферсона воплотились в документах:
– «Декларация прав Вирджинии» (1776);
– «Декларация независимости» (1776);
Идеи естественных и неотчуждаемых прав были развиты в доктринах европейских мыслителей – Ж. -Ж. Руссо, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескьё и воплотились в значимом историческом правовом акте – «Декларация прав человека и гражданина» (1789).
В ХХ веке были приняты важнейшие международно-правовые акты по правам человека:
– «Всеобщая декларация прав человека» (1948);
– «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950);
– «Международный пакт о гражданских и политических правах» (1966);
– «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966);
– «Конвенция о правах ребенка» (1989).
(слайды 5-6)
Классификация прав человека:
Гражданские:
личные и
процедурные
политические
экономические,
социальные
культурные
Гражданские (личные) составляют фундамент правового статуса человека. Они охватывают такие права и свободы, которые необходимы для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частной жизни. Эти права принадлежат человеку с рождения и являются неотчуждаемыми, т. е. государство обязано признать их и защищать всеми имеющимися средствами.
Гражданские процедурные права гарантируют человеку защиту от нарушения его прав.
Политические права связаны преимущественно с обладание гражданства и предназначены для активного и полноценного участия граждан в управлении делами общества и государства. Они предоставляются государством и следовательно в отдельных случаях могут быть ограничены.
Экономические, социальные, культурные права призваны служить удовлетворению различных материальных, духовных и иных жизненных интересов людей. Реализация этой группы прав зависит от уровня развития прежде всего экономики, социальной направленности государства. Нельзя ограничить.
(слайды 7,8,9,10)
Гаранты прав и свобод человека и гражданина:
Президент
Правительство
Уполномоченный по правам человека
Правосудие
Прокуратура
Адвокатура
(слайд 11)
4. Поколения прав человека
Первое поколение:
Гражданские и политические права (неактивные, так как для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия).
Второе поколение:
Социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу ХХ века (мнимые, так как при их реализации приходится ущемлять права первого поколения: например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства).
Третье поколение:
Права народов: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа.
(слайд 12)
6. Выводы:
Права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.
Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством: нельзя передать, отобрать или ликвидировать, государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить.
Права человека – это формально-определённая, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно – организованном обществе.
(слайд 13)
7. Самостоятельная работа в группах.
Изучив основные понятия и структуру прав человека, давайте заполним таблицу.
(приложение 1)
8. Домашнее задание: § 20 стр. 181-189, задание 2,3 стр. 189.
Задание для группы 1.
Основания классификации (сферы жизнедеятельности человека) |
Виды прав человека |
Примеры |
Экономическая |
||
Личная |
||
Социальная |
Задание для группы 2.
Основания классификации (сферы жизнедеятельности человека) |
Виды прав человека |
Примеры |
Политическая |
||
Личная |
||
Культурная |
В. В. Чивела, МБОУ лицей г. Зернограда, Ростовская область