Тема: Повторение и закрепление по теме «Взаимодействие людей в обществе»
Тема: Повторение и закрепление по теме «Взаимодействие людей в обществе»
Цели и задачи: Обобщить и систематизировать знания по темам «Социальное взаимодействие», «Социальный контроль», «Девиантное и деликвентное поведение», причинами социальных конфликтов и путями их решения;
развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
воспитывать у школьников толерантность, уважение к другим людям, с помощью наглядных примеров установить связь теории с жизненными ситуациями; выражать собственные мысли, говорить аргументировано, вести дискуссию.
Оборудование: схемы, притча, тестовые задания.
Тип урока: урок-повторение
Ход урока
I. Организационный момент
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!» – закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», – заметил старик.
О чем эта притча? О нас с вами. . . Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода? Вывесить рецепты
«Рецепт № 1»: Благополучие социального взаимодействия зависит от каждого отдельного человека, от уровня развития его самоконтроля!
Сегодня на уроке мы проведем проверку и закрепление знаний по теме главы «Взаимодействие людей в обществе»
II Проверка домашнего задания Заполнение таблицы каждый по строчке
Типы социальных движений | За что выступают | Как проявляют свою активность | Примеры |
Реформаторские | |||
Регрессивные | |||
Утопические | |||
Революционные |
III Повторение и закрепление пройденного материала
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с актами социального взаимодействия или социального поведения. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов индивидов, направленных друг на друга
Фронтальный опрос Вопросы на экране :
Относятся ли к социальному взаимодействию следующие ситуации?
– мужчина уступил женщине место в автобусе;
– один человек спросил у другого, который час;
– пошёл дождь, и все раскрыли зонтики;
– проехала машина и облила прохожих грязью;
– вы заплатили продавцу за покупку.
Назовите 2 формы социального взаимодействия? (работа по схеме)
Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками. | |
Причины конфликтов | Характеристики конфликтов |
А. Экономическое неравенство | 1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма |
Б. Идеологическая несовместимость | 2. Столкновение различных взглядов, идей |
В. Политическое противостояние | 3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами |
Г. Межнациональные распри | 4. Борьба за власть |
«Рецепт № 2»: Не стремитесь к лёгкому разрешению конфликтов. Стремитесь к разрешению без последствий!
IV. Дом. Задание Создать презентацию или ролик посвященный конфликту:
1. Власть и общество
2. Богатые-бедные
3. Взрослые– дети
4. Мужчина-женщина
«Рецепт № 3»: Девиантное и деликвентное поведение не одобряется обществом, так как угрожает его стабильности и безопасности!
V Проверочная тестовая работа: Задания типа А и В КИМа ЕГЭ 2 варианта
Вариант 1
1. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей:
А) социальной мобильности в обществе Б) социализации молодого поколения
В) приобретенного социального статуса Г) самореализации личности в группе
2. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:
А) адаптивного поведения Б) конформистского поведения
В) деликвентного поведения Г) девиантного поведения
3. Социальные нормы, в которых отражаются представления людей о добре и зле – это:
А) обычаи и традиции Б) моральные нормы
В) статические нормы Г) правила этикета
4. За добросовестный многолетний труд гражданин Терехов был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится (-ятся):
А) вручение грамоты Б) комплименты
В) аплодисменты Г) слава
5. Штраф за переход проезжей части в неположенном месте – это пример:
А) формальной негативной санкции Б) девиантного поведения
В) внутреннего контроля Г) отклоняющегося поведения
6. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм:
А) опираются на силу общественного мнения
Б) обеспечиваются силой государственного принуждения
В) поддерживаются моральным сознанием
Г) осваиваются в процессе социализации
7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу:
А) социализации Б) социального контроля
В) социальной адаптации Г) отклоняющегося поведения
8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль, норма, социальные предписания.
12. Найдите в приведенном списке неформальные позитивные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:
А) бойкот Б) аплодисменты В) насмешка Г) выговор Д) комплименты Е) улыбка
13. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ | ВИДЫ НОРМ |
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения. |
|
14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6). . Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».
Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.
А) санкция Б) группы В) интеграция Г) идеал Д) контроль Е) эталон Ж) правило
З) управление И) стабильность К) развитие
15. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» В опросе 2008 года участвовало 1600 человек. Результаты отражены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
А) Половина опрошенных уверена, что забастовка – это нормальное средство решения назревших проблем.
Б) Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране не допустимы.
В) Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы.
Г) Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться.
Вариант 2
1. Доминирующим фактором социализации личности выступает:
А) природная среда Б) врожденные особенности человека
В) общение с окружающими Г) специфика социальных норм
2. Нарушение правил поведения в общественном месте – это пример:
А) социальной нормы Б) формой негативной санкции
В) конформистского поведения Г) отклоняющегося поведения
3. Социальные нормы:
А) играют роль регулятора поведения людей
Б) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести
В) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах
Г) всегда являются «неписанными» нормами поведения
4. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится:
А) всенародная слава Б) всеобщий почет
В) награждение грамотой Г) доброжелательное отношение
5. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:
А) вручение грамоты Б) лестный отзыв товарища
В) премирование Г) вручение памятного подарка
6. Противоправными обычаями называют обычаи, которые:
А) распространены в малой первичной группе
Б) не соответствуют системе социальных ценностей общества
В) сохранились как пережиток родоплеменных отношений
Г) распространены среди людей одной этнической общности
7. Социальный контроль выражается в:
А) применении санкций Б) наличии публичной власти
В) укреплении государства Г) независимости судов
8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «конфликт». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Противоречие, социальная напряженность, сопротивление, массовое недовольство, компромисс, переговоры, криминогенные районы, открытый активный протест.
12. Найдите в приведенном списке неформальные негативные санкции и выпишите буквы, под которыми они указаны:
А) бойкот Б) аплодисменты В) насмешка Г) выговор Д) комплименты Е) улыбка
13. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию их второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ | ВИДЫ НОРМ |
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения. |
|
14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ____(1) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными _____(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ____(3). В-третьих, способствуют _____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают _____(5) общества. По характеру регулирования социального поведения, различают нормы-ожидания и нормы ______(6). . Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ______(7), например уголовных или административных».
Из приведенного ниже списка, выберите слова и заполните пропуски в тексте.
А) санкция Б) группы В) интеграция Г) идеал Д) контроль Е) эталон Ж) правило
З) управление И) стабильность К) развитие
15. В ходе социологических опросов 1989 и 2003 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Какое из следующих мнений о забастовках Вам ближе всего?» Полученные данные отражены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
А) Уменьшилось число лиц, скептически относящихся к забастовкам
Б) Уменьшилось число лиц, относящихся к забастовкам как нормальному средству решения назревших проблем.
В) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовка – единственный способ добиться удовлетворения своих потребностей.
Г) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовки в нашей стране недопустимы
Е. П. Шарипова, МБОУ "Кировская СОШ", п. Кировск, Кваркенский район, Оренбургская область