Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», 10 класс

Тема: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», 10 класс

Цели урока:

1. Определить понятие и причины отклоняющегося поведения, выявить социальную опасность преступности.

2. Продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу), рефлексию деятельности, критическое мышление

3. Продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения.

Тип: Комбинированный. Изучение нового материала

Основные понятия: Социальная норма, отклоняющееся поведение, девиация, делинквенция, санкции, социальный контроль

Оборудование: – тема урока на доске;

Мультимедийный проектор.

Учитель: На прошлых занятиях мы с вами начали разговор о социальной сфере жизни общества. Мы говорили о структуре общества, о группах и слоях, затрагивали проблему места человека в обществе. Сегодня мы продолжаем разговор о социальной сфере жизни общества. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Слайд№2

I. Актуализация:

Переход к слайду №2

Ученики должны привести в соответствие понятия и определения

Общество Ожидаемое поведение человека

Человек

Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей
Статус Положение человека или малой группы в социальной системе
Роль Субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Социализация

Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
Группа Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей

Взаимодействие

Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т. д.

Правильный вариант выполнения задания:

Общество

Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей
Человек Субъект общественно-исторической деятельности и культуры
Статус Положение человека или малой группы в социальной системе
Роль Ожидаемое поведение человека
Социализация Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей

Группа

Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т. д.

Взаимодействие

Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга

Переход к слайду №3

Учитель зачитывает фрагмент книги Михалкова С. В. «Праздник непослушания»:

«Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то. . .

Одним словом, по главной улице большого города шел маленький мальчик, вернее, он не шел, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом:

– Хочу еще мороженого!

– Больше не куплю! – спокойным голосом повторяла его мама, крепко держа Малыша за руку. – Больше не куплю!

А Малыш продолжал вопить на всю улицу:

– Хочу еще! Хочу еще!»

и просит учеников дать оценку этому событию с точки зрения матери и ребенка.

Ученики оценить ситуацию с позиции матери и ее сына. И высказать предположение об отношении матери и ее сына к ситуации.

Учитель: Как вы можете оценить подобную ситуацию? Как она оценивается обществом и почему?

Ученики: должны высказать предположение, что такая ситуация производит неприятное впечатление, потому что происходит нарушение правил поведения.

Учитель: интересы близких людей оказались противоположны, оба они испытывают дискомфорт. Почему?

Ученики: матери неудобно за поведение сына, сыну плохо, потому что его требование не выполнено.

Учитель: получается, что матери ребенка плохо, потому что ее сын нарушает правила.

На экране по щелчку выводится вопрос: Правила в обществе: необходимость или излишество? Слайд№4

Приём «Понятийное колесо»

подберите синонимы к слову нормы.

Молодцы очень интересные синонимы.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока?

Тема нашего сегодняшнего урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». (Слайд 5) :

Что необходимо узнать, для того чтобы ответить на поставленный вопрос

Ученики должны высказать предположение о том, что необходимо узнать. В частности должны быть упомянуты следующие проблемы, какие правила существуют в обществе, когда и как они появились, всегда ли человек соблюдает правила, какие нарушения бывают и как общество может контролировать нарушения

На этом уроке мы попытаемся определить, кто такое социальные нормы, их признаки и виды, отклоняющееся поведение, социальные регуляторы

. ( Слайд 6)

Во время урока мы с вами будем составлять таблицу, которая называется «бортовой журнал», в который будем заносить основную информацию в ходе урока. ( Слайд 7)

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из темы?

Приём «Верные и неверные утверждения» ( Слайд 8)

– Деятельность каждого человека контролируется обществом!

– В процессе самоконтроля совесть не играет никакой роли.

– Поведение, которое не согласуется с нормами называют отклоняющимся.

– Правила в обществе – это излишество!

Учитель: как вы думаете, почему человек, который был гораздо беспомощнее многих животных, сумел выжить?

Ученики должны ответить, что главным преимуществом людей являлась совместная деятельность.

Учитель: должен указать, что в обществе человека характеризуют деятельность, осуществляемая в виде действий и поведение, которое осуществляется через поступки.

Учитель: чтобы выжить людям приходилось учиться отвечать на важные вопросы: (переход к слайду №9) высветить

Что следует делать? Что можно делать? Чего нельзя делать? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? В ходе общения постепенно вырабатывались правила, получившие название норма Давайте подумаем, какую роль нормы сыграли в обществе, какую роль они играют сегодня?

Ученики: должны сказать, что нормы позволяют обществу существовать и развиваться, что нормы позволили людям налаживать взаимоотношения друг с другом.

(осуществляется переход к слайду№10)

Учитель: просит учеников записать в тетрадь роль норм в обществе и привести примеры как нормы контролируют, регулируют, оценивают и направляют поведение человека.

(Ученики должны привести примеры из жизни общества. )

Могут быть приведены следующие примеры: законы, которые существуют в обществе, правила дорожного движения, мораль, традиции обычаи. При этом учитель должен потребовать, чтобы были названы конкретные примеры (переход улицы на зеленый свет светофора и т. п. )

переход к слайду №11) каким образом это достигается?

Учитель: Защита чести семьи– обязанность мужчины.

Учитель: Норма – это правило, которому подчиняется человек, группа, общество. Просит записать эти слова в тетрадь и выделить. Но наша жизнь

Слово «норма» латинского происхождения и означает понятие «образец»

Вырабатываются обществом, социальными группами, в которые они входят.

Осуществляется переход к слайду №12

Учитель существует множество самых разнообразных норм и просит учеников подумать над причиной этого разнообразия.

1. Существуют такие разновидности норм. Обычаи и традиции

2. Правовые нормы.

3. Моральные нормы.

4. Политические нормы

5. Религиозные нормы

6. Этические нормы.

Осуществляется переход к слайду №13

Но всегда ли человек соблюдает нормы? Почему он не всегда выполняет правила, которые устанавливает общество? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам обратится к тексту учебника. Ученики в ходе работы с текстом должны выделить причины отклонений и записать их в тетрадях

Осуществляется переход к слайду №14

Учитель Задание. Приём «ИНСЕРТ» ( Слайд15)

Прочитать материал учебника стр. 176-179 используя маркировку текста

«+»– новое;

«V» – знал.

Каких значков у вас получилось больше. Назовите, что вы узнали нового. ( Запись в таблицу)

Осуществляется переход к слайду №16

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Такое поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество называется отклоняющегося поведением.

Учитель спрашивает, все ли отклонения бывают одинаковые? И после ответа учеников о том, что существуют различные отклонения, называет их: положительные, нейтральные и отрицательные учитель указывает на то, что когда речь идет об отклоняющемся поведении ученые применяют термины «девиация» и «делинквенция». После чего обращает внимание на определения, размещенные на слайде, а также на то, что общество по-разному относится к девиации и делинквенции.

Примеры: субкультура-часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе ( Партия, правительство, . верующие, молодёжь, женщины, пенсионеры. С позиции верующего человека непосещение церкви – девиация. В дворянском сословии было принято обращаться к друг другу по имени отчеству, обращение уменьшительными именами – девиация. Убийство на войне – подвиг, а в мирное время– преступление. В 60-70 гг20 века в СССР учителя боролись с длинноволосыми учениками, усматривая в их причёсках подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растления. В конце 80-х общество изменилось и длинные волосы из девиации стали нормой.

Осуществляется переход к слайду №17

На слайде №15 размещены фотографии и рисунки, демонстрирующих различные виды отклонений.

Список иллюстраций: (слева направо)

Учитель: На слайде вы видите рисунки и фотографии, которые показывают различные отклонения, пожалуйста, определите, какие из них являются положительными, какие отрицательными, а какие можно назвать нейтральными.

Учитель как общество добивается соблюдения норм?

Ученики должны сказать, что общество может либо заставить, либо поощрить человека соблюдать нормы.

Осуществляется переход к слайду №18

Определите какие санкции применяются:

Нобелевская премия ф+, Судебное оправдание Ф+, Новогодняя открытка Н+, Квартальная премия Ф+, ЗамечаниеН-, Административный штрафФ-,звание чемпиона мираФ+, Рукопожатие н+

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют люди на основе норм. .

Контроль может быть разным : прямой, косвенный, жёсткий, мягкий. Общий и детальный. Например: СМИ– косвенный мягкий, политические репрессии, рэкет, преступность– прямой жёсткий, действие конституции и уголовного кодекса– прямой мягкий, экономические санкции международного сообщества– косвенный жёсткий.

Осуществляется переход к слайду №19

Учитель: существуют различные виды отклоняющегося поведения, и общество относится к отклонениям по-разному.

Однако, есть виды отклонений, которые являются наиболее опасными для общества. Обратите внимание на слайд, здесь указаны эти отклонения, назовите их и попробуйте дать им характеристику.

Учитель обращается к ученикам с просьбой подумать и ответить, почему эти отклонения названы опасными для общества ?

Ученики в ходе обсуждения должны указать, что результатом этих отклонений становятся угрозы физическому и моральному здоровью человека, его собственности.

Слайд№20

Учитель можно ли заставить человека соблюдать правила принятые обществом ?. После чего обращает внимание на то, что существуют разные формы контроля и называет их: нормы, санкции, самоконтроль

Работа в экспертных группах:

Общественное мнение– совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью. Я предлагаю вам его подготовить и высказать, работая в группах (5 мин)

Осуществляется переход к слайду №21

Рефлексия:

1). «Верные и неверные утверждения»; ( Слайд22)

2) Поверка «бортовых журналов»; ( Слайд23)

3). Составление синквейна ( Слайд 24)

1 строка – Название темы (существительное)

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету.

5 строка – суть темы, выраженная другим существительным

Домашнее задание) (Слайд 25)

– П. 16, вопросы и задания на с. 183-184.

– Продумать аргументы какие меры более эффективны в борьбе с преступностью;

– Подготовить сообщение по темам:

преступность, алкоголизм; наркомания, игромания и др.

В. А. Ипатов, МБОУ МО СОШ №14, г. Нягань, Ханты-Мансийский АО

Метки: Правоведение и Обществоведение