Тема: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», 10 класс
Тема: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», 10 класс
Цели урока:
1. Определить понятие и причины отклоняющегося поведения, выявить социальную опасность преступности.
2. Продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу), рефлексию деятельности, критическое мышление
3. Продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения.
Тип: Комбинированный. Изучение нового материала
Основные понятия: Социальная норма, отклоняющееся поведение, девиация, делинквенция, санкции, социальный контроль
Оборудование: – тема урока на доске;
Мультимедийный проектор.
Учитель: На прошлых занятиях мы с вами начали разговор о социальной сфере жизни общества. Мы говорили о структуре общества, о группах и слоях, затрагивали проблему места человека в обществе. Сегодня мы продолжаем разговор о социальной сфере жизни общества. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Слайд№2
I. Актуализация:
Переход к слайду №2
Ученики должны привести в соответствие понятия и определения
Общество | Ожидаемое поведение человека |
Человек |
Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей |
Статус | Положение человека или малой группы в социальной системе |
Роль | Субъект общественно-исторической деятельности и культуры |
Социализация |
Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Группа | Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей |
Взаимодействие |
Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т. д. |
Правильный вариант выполнения задания:
Общество |
Совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей |
Человек | Субъект общественно-исторической деятельности и культуры |
Статус | Положение человека или малой группы в социальной системе |
Роль | Ожидаемое поведение человека |
Социализация | Процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей |
Группа |
Совокупность людей объединенных общностью интересов, профессии и т. д. |
Взаимодействие |
Регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Переход к слайду №3
Учитель зачитывает фрагмент книги Михалкова С. В. «Праздник непослушания»:
«Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то. . .
Одним словом, по главной улице большого города шел маленький мальчик, вернее, он не шел, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом:
– Хочу еще мороженого!
– Больше не куплю! – спокойным голосом повторяла его мама, крепко держа Малыша за руку. – Больше не куплю!
А Малыш продолжал вопить на всю улицу:
– Хочу еще! Хочу еще!»
и просит учеников дать оценку этому событию с точки зрения матери и ребенка.
Ученики оценить ситуацию с позиции матери и ее сына. И высказать предположение об отношении матери и ее сына к ситуации.
Учитель: Как вы можете оценить подобную ситуацию? Как она оценивается обществом и почему?
Ученики: должны высказать предположение, что такая ситуация производит неприятное впечатление, потому что происходит нарушение правил поведения.
Учитель: интересы близких людей оказались противоположны, оба они испытывают дискомфорт. Почему?
Ученики: матери неудобно за поведение сына, сыну плохо, потому что его требование не выполнено.
Учитель: получается, что матери ребенка плохо, потому что ее сын нарушает правила.
На экране по щелчку выводится вопрос: Правила в обществе: необходимость или излишество? Слайд№4
Приём «Понятийное колесо»
подберите синонимы к слову нормы.
Молодцы очень интересные синонимы.
Попробуйте сформулировать цель нашего урока?
Тема нашего сегодняшнего урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». (Слайд 5) :
Что необходимо узнать, для того чтобы ответить на поставленный вопрос
Ученики должны высказать предположение о том, что необходимо узнать. В частности должны быть упомянуты следующие проблемы, какие правила существуют в обществе, когда и как они появились, всегда ли человек соблюдает правила, какие нарушения бывают и как общество может контролировать нарушения
На этом уроке мы попытаемся определить, кто такое социальные нормы, их признаки и виды, отклоняющееся поведение, социальные регуляторы
. ( Слайд 6)
Во время урока мы с вами будем составлять таблицу, которая называется «бортовой журнал», в который будем заносить основную информацию в ходе урока. ( Слайд 7)
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из темы? |
Приём «Верные и неверные утверждения» ( Слайд 8)
– Деятельность каждого человека контролируется обществом!
– В процессе самоконтроля совесть не играет никакой роли.
– Поведение, которое не согласуется с нормами называют отклоняющимся.
– Правила в обществе – это излишество!
Учитель: как вы думаете, почему человек, который был гораздо беспомощнее многих животных, сумел выжить?
Ученики должны ответить, что главным преимуществом людей являлась совместная деятельность.
Учитель: должен указать, что в обществе человека характеризуют деятельность, осуществляемая в виде действий и поведение, которое осуществляется через поступки.
Учитель: чтобы выжить людям приходилось учиться отвечать на важные вопросы: (переход к слайду №9) высветить
Что следует делать? Что можно делать? Чего нельзя делать? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? В ходе общения постепенно вырабатывались правила, получившие название норма Давайте подумаем, какую роль нормы сыграли в обществе, какую роль они играют сегодня?
Ученики: должны сказать, что нормы позволяют обществу существовать и развиваться, что нормы позволили людям налаживать взаимоотношения друг с другом.
(осуществляется переход к слайду№10)
Учитель: просит учеников записать в тетрадь роль норм в обществе и привести примеры как нормы контролируют, регулируют, оценивают и направляют поведение человека.
(Ученики должны привести примеры из жизни общества. )
Могут быть приведены следующие примеры: законы, которые существуют в обществе, правила дорожного движения, мораль, традиции обычаи. При этом учитель должен потребовать, чтобы были названы конкретные примеры (переход улицы на зеленый свет светофора и т. п. )
переход к слайду №11) каким образом это достигается?
Учитель: Защита чести семьи– обязанность мужчины.
Учитель: Норма – это правило, которому подчиняется человек, группа, общество. Просит записать эти слова в тетрадь и выделить. Но наша жизнь
Слово «норма» латинского происхождения и означает понятие «образец»
Вырабатываются обществом, социальными группами, в которые они входят.
Осуществляется переход к слайду №12
Учитель существует множество самых разнообразных норм и просит учеников подумать над причиной этого разнообразия.
1. Существуют такие разновидности норм. Обычаи и традиции
2. Правовые нормы.
3. Моральные нормы.
4. Политические нормы
5. Религиозные нормы
6. Этические нормы.
Осуществляется переход к слайду №13
Но всегда ли человек соблюдает нормы? Почему он не всегда выполняет правила, которые устанавливает общество? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам обратится к тексту учебника. Ученики в ходе работы с текстом должны выделить причины отклонений и записать их в тетрадях
Осуществляется переход к слайду №14
Учитель Задание. Приём «ИНСЕРТ» ( Слайд15)
Прочитать материал учебника стр. 176-179 используя маркировку текста
«+»– новое;
«V» – знал.
Каких значков у вас получилось больше. Назовите, что вы узнали нового. ( Запись в таблицу)
Осуществляется переход к слайду №16
Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Такое поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество называется отклоняющегося поведением.
Учитель спрашивает, все ли отклонения бывают одинаковые? И после ответа учеников о том, что существуют различные отклонения, называет их: положительные, нейтральные и отрицательные учитель указывает на то, что когда речь идет об отклоняющемся поведении ученые применяют термины «девиация» и «делинквенция». После чего обращает внимание на определения, размещенные на слайде, а также на то, что общество по-разному относится к девиации и делинквенции.
Примеры: субкультура-часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе ( Партия, правительство, . верующие, молодёжь, женщины, пенсионеры. С позиции верующего человека непосещение церкви – девиация. В дворянском сословии было принято обращаться к друг другу по имени отчеству, обращение уменьшительными именами – девиация. Убийство на войне – подвиг, а в мирное время– преступление. В 60-70 гг20 века в СССР учителя боролись с длинноволосыми учениками, усматривая в их причёсках подражание «буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растления. В конце 80-х общество изменилось и длинные волосы из девиации стали нормой.
Осуществляется переход к слайду №17
На слайде №15 размещены фотографии и рисунки, демонстрирующих различные виды отклонений.
Список иллюстраций: (слева направо)
Учитель: На слайде вы видите рисунки и фотографии, которые показывают различные отклонения, пожалуйста, определите, какие из них являются положительными, какие отрицательными, а какие можно назвать нейтральными.
Учитель как общество добивается соблюдения норм?
Ученики должны сказать, что общество может либо заставить, либо поощрить человека соблюдать нормы.
Осуществляется переход к слайду №18
Определите какие санкции применяются:
Нобелевская премия ф+, Судебное оправдание Ф+, Новогодняя открытка Н+, Квартальная премия Ф+, ЗамечаниеН-, Административный штрафФ-,звание чемпиона мираФ+, Рукопожатие н+
Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют люди на основе норм. .
Контроль может быть разным : прямой, косвенный, жёсткий, мягкий. Общий и детальный. Например: СМИ– косвенный мягкий, политические репрессии, рэкет, преступность– прямой жёсткий, действие конституции и уголовного кодекса– прямой мягкий, экономические санкции международного сообщества– косвенный жёсткий.
Осуществляется переход к слайду №19
Учитель: существуют различные виды отклоняющегося поведения, и общество относится к отклонениям по-разному.
Однако, есть виды отклонений, которые являются наиболее опасными для общества. Обратите внимание на слайд, здесь указаны эти отклонения, назовите их и попробуйте дать им характеристику.
Учитель обращается к ученикам с просьбой подумать и ответить, почему эти отклонения названы опасными для общества ?
Ученики в ходе обсуждения должны указать, что результатом этих отклонений становятся угрозы физическому и моральному здоровью человека, его собственности.
Слайд№20
Учитель можно ли заставить человека соблюдать правила принятые обществом ?. После чего обращает внимание на то, что существуют разные формы контроля и называет их: нормы, санкции, самоконтроль
Работа в экспертных группах:
Общественное мнение– совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью. Я предлагаю вам его подготовить и высказать, работая в группах (5 мин)
Осуществляется переход к слайду №21
Рефлексия:
1). «Верные и неверные утверждения»; ( Слайд22)
2) Поверка «бортовых журналов»; ( Слайд23)
3). Составление синквейна ( Слайд 24)
1 строка – Название темы (существительное)
2 строка – описание темы (2 прилагательных)
3 строка – описание действия (3 глагола)
4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету.
5 строка – суть темы, выраженная другим существительным
Домашнее задание) (Слайд 25)
– П. 16, вопросы и задания на с. 183-184.
– Продумать аргументы какие меры более эффективны в борьбе с преступностью;
– Подготовить сообщение по темам:
преступность, алкоголизм; наркомания, игромания и др.
В. А. Ипатов, МБОУ МО СОШ №14, г. Нягань, Ханты-Мансийский АО