Тема: Социальные нормы и отклоняющиеся поведение
Тема: Социальные нормы и отклоняющиеся поведение
Цель урока: Определить понятие и причины отклоняющееся поведения выявить социальную опасность преступности.
Студенты должны знать:
1. Видов социальных норм.
2. В чем состоит значение самоконтроля
3. . На чем базируютя социальные нормы.
4. В чем причины отклоняющегося поведения
5. В чем социальная опасность преступности.
Студенты должны уметь:
1. Характеризовать основные понятия.
2. Объяснять важность самоконтроля
3. Раскрывать последствия алкоголизма и наркомании для личности, семьи, общества
4. Аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала
Оборудование:
План урока
Этапы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Оргмомент | 1 мин | Приветствие, контроль готовности к началу занятий | Демонстрация готовности к началу занятий |
Проверка домашнего задания | 5 мин |
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? 1 вариант выполняют тест, 2 вариант задания на соотношение. |
Работа письменно на листочках. |
1 мин |
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о социализации личности послушайте 2 ситуации и найдите, что между ними общего? И сегодня мы с Вами будем говорить о . . |
Фронтальная беседа Студенты выступают с опережающими выступлениями |
|
Объявление темы урока | 1 мин | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Записывают в тетрадь |
Изучение нового материала | 3 мин | Прежде чем перейти к рассмотрению темы я вам предлагаю заполнить схему (слайд) на ассациации. | Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии |
Целеполагание Объявление плана урока |
4 мин |
Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать в рамках этой темы. А какая цель нашего урока _______________ Я вам предлагаю рассматривать тему по плану: 1 Социальные нормы. 2. Отклоняющееся поведение. 3. Преступление и преступность |
Фронтальная беседа, записывают в тетрадь. |
5 мин |
Как вы думаете, что такое социальные нормы и приведите мне примеры социальных норм И так социальная норма – это Прочитайте и сравните с тем, что мы сказали. (Слайд) |
Фронтальная беседа, записывают в тетрадь. | |
15 мин | Как вы думаете, в обществе существует только одна социальная норма или несколько. Прочитайте текст и заполните таблицу. (слайд) | Работают с текстом, заполняют таблицу, обсуждение результатов | |
Чтобы проверить как вы освоили понятие социальная норма, давайте выполним следующее задание. (Слайд с заданием) | Работают со слайдом | ||
3 мин | Переходим ко второму пункту нашего плана, который называется отклоняющееся поведение. | Работа со слайдом, Фронтальная беседа | |
3 мин |
Начнем с определения, так что же такое отклоняющееся поведение Сравниваем со слайдом, записываем в тетрадь Как еще по другому называют отклоняющееся поведение? (девиантное поведение) |
Фронтальная беседа Работа со слайдом |
|
Закрепление материала | 3 мин |
Мы с вами сказали что отклоняющееся поведение бывает 2 видов не только отрицательное но положительное, сейчас работая по рядам попытайтесь привести мне несколько примеров отклоняющего поведения, по три примера. 1 ряд примеры положительной девиации 2 ряд примеры отрицательной |
Работа по рядам. |
15 мин |
А чтобы сказать, что является причиной отклоняющегося поведения, сейчас работая с документом заполните таблицу. |
Применяется прием «INSERT», который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов. | |
Рассказ преподавателя |
Один из самых ярких примеров отрицательного девиантного поведения это преступность, которой и посвящен следующий пункт нашего плана. |
||
Уголовный кодекс РФ указывает следующие виды преступления, давайте совместно поработаем и приведем примеры. Преступность несет опасность не только для личности, но и для общества и государства в целом. |
|||
Индивидуальное сообщение о преступности в Волчихинском районе. | Что бы более наглядно ознакомиться с понятием преступность, я Вам предлагаю послушать Путятину Анастасию студентку 194 -Б | ||
Рефлексия | 1 мин | Возврат к технологии ???? | Работа на листочках |
Домашнее задание | 1 мин | Конспект, стр. 377 – 382, вопросы 1,3 | Записывают в тетрадь |
Социальные нормы
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Основные характеристики различных социальных норм:
1) Обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять. Например, празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
2) Традиции – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д. , унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Например, регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
3) Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Например, «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.
4) Правовые нормы – формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система. Например, «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.
5) Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм. Например, «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. . . Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.
6) Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Например: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.
7) Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Например, разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела,ставшая нормой в эпоху Античности и др.
К. А. Вишник, КГБПОУ "Волчихинский политехнический колледж", с. Волчиха, Волчихинский район, Алтайский край